Новости ФНС

Какое будущее готовит ФНС бизнесу: анализируем отчеты налоговиков

Еще года три назад, ругая налоги и контролирующие органы, многие не думали, что работают в счастливое время и не предполагали, как быстро оно закончится. Проанализировали статистику ФНС и пришли к неутешительным выводам.
Какое будущее готовит ФНС бизнесу: анализируем отчеты налоговиков

Еще года три назад, ругая налоги и контролирующие органы, многие не думали, что работают в счастливое время и не предполагали, как быстро оно закончится. Начиная с 2015 года государство начало планомерно усиливать давление на недобросовестных участников бизнеса.

Было принято достаточно много поправок в действующее законодательство с целью усиления ответственности за неуплату налогов, за доведение предприятия до банкротства. Изменились условия работы с наличными денежными средствами, но самое главное появилась персональная ответственность лиц, контролирующих бизнес.

Сейчас уже невозможно бросать каждые три года предприятия с непогашенными долгами и открывать новое, за все необходимо платить.

Усилилась работа налоговых органов по контролю за начислением и уплатой налогов предприятиями, ИП и простыми физическими лицами.

Так, по данным «Отчета о результатах контрольной работы налоговых органов» (форма № 2-НК) количество выездных налоговых проверок по результатам 2017 года снизилось на 33 % по сравнению с 2015 годом, а сумма доначислений (налогов, штрафов, пеней) выросла на 80 % по каждой проверке и составила в среднем 17,0 млн. руб. с каждого проверенного предприятия и 4,0 млн. руб. с каждой проверки индивидуального предприятия.

Надо понимать, что, если пришли с налоговой проверкой, доначисления будут обязательно, дело только в сумме: будет она достаточна для возбуждения уголовного дела, или просто потеряете все, что заработали за три года.    

Годы

Выездные проверки организаций

Выездные проверки ИП

Кол-во

Сумма доначислений т.р

Ср.цена т.р

Кол-во

Сумма доначислений т.р

Ср.цена т.р

 

 

2015

2016

2017

2017/2015

 

 

26 192

22 594

17 561

67%

258 350 083

340 898 424

301 143 934

 

9 854

15 088

17 148

174%

3 201

2 285

1 827

57%

6 934 352

7 830 861

7 156 883

 

2 166

3 427

3 918

180%

Результаты работы налоговых органов очевидны, за 10 месяцев 2017 г. в бюджеты всех уровней начислено на 47 % больше налогов чем за 10 месяцев 2015 г. (отчет 1-НОМ ФНС РФ). Такие показатели с одной стороны кажутся очень хорошими, в бюджете появились средства для выполнения различных государственных программ, но также необходимо отметить, что задолженность по уплате налогов в бюджеты всех уровней выросла с 827,5 млрд. руб. в 2015 г. до 1 078,9 млрд. руб.  2017 г. (данные за 9 месяцев соответственно), рост задолженности составил почти 30 % .

Если смотреть на бизнес не только как на «дойную корову» которую можно бесконечно доить и при этом не кормить, а как на субъект, который помогает выполнять государству и социальную функцию в части занятости населения, обеспечения населения средствами для удовлетворения потребностей, что ведет к росту внутреннего спроса и влияет на рост ВВП страны, то можно увидеть совершенно другую картину.   

Отчет о количестве юридических лиц, зарегистрированных и прекративших деятельность (форма №1-ЮР):

Годы

Количество юрлиц, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ в отчетном периоде

Количество юрлиц, прекративших деятельность в отчетном периоде

Рост или снижение в %

2015

2016

2017

904 216

498 642

453 605

338 858

780 983

647 321

+148

- 36

- 30%

 В 2015 году, до ужесточения законов, число предприятий, начавших свою деятельность, увеличилось на 48 % , а за период 2016-2017 гг. свою деятельность прекратили 476 057 предприятий.

Если учесть, что по состоянию на 01.01.2018 г. численность предприятий, внесенных в ЕГРЮЛ, составляет 4 371 335, то свою деятельность прекратили более 10% предприятий. Какая собираемость налогов будет в последующие годы, можно только гадать.

Можно предположить, что государство действительно может выполнить свое обещание не повышать налоги на бизнес в ближайшее время.

Скорее всего, будет выбран путь усиления борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, а с целью пополнения бюджета будут увеличиваться штрафные санкции по различным видам административных правонарушений. Что уже и так делается: в профильных комитетах Государственной думы подготовлены проекты законов об увеличении ответственности за нарушение в части квотирования рабочих мест для инвалидов до 500 тыс. руб. и проект закона в части применении контрольно-кассовой техники, штрафы до 800 тыс. руб.

Фактически, такие штрафы легко могут восполнить выпадающие доходы от снижения общего количества работающих предприятий.

Вывод:

Если вы планируете продолжать вести предпринимательскую деятельность, то составьте список «болевых» точек своего предприятия и проверьте фактическое состояние дел на соответствие требованиям нормативных актов, и случае необходимости, внесите необходимые изменения. В текущих условиях просто необходимо скорректировать свои пожелания к бизнесу на степень налоговых и имущественных рисков, перестать фантазировать, в надежде работать по старым правилам.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

13
  • Kalita
    В 2018г. тенденция закрытия малого бизнеса продолжится, особенно в сельской провинции, молодежь уезжает, села и поселки вымирают, численность проживающих стремительно снижается

    ну и какой смысл там вести бизнес? Исходя из описаного, бизнес там всегда будет убыточен. Лавка на колесах, работающая по заявкам и приравнять ее к социальному обслуживанию, создать АНО какое-нибудь.

  • Над. К
    и приравнять ее к социальному обслуживанию, создать АНО какое-нибудь.

    А Вы думаете, АНО налогов не платит с выручки ;)

  • Над. К
    Членские взносы к лавке на колесах никакого отношения не имеют.
    Я уже даже и не говорю о том, что у АНО нет членства