Сейчас в России в обязательном порядке маркируют меховые шубы. Однако шубами дело не ограничится. Что еще будут маркировать и что думают по этому поводу бизнесмены – расскажем.
Что уже маркируют
В настоящее время обязательной маркировке подлежат меховые изделия:
- предметы одежды из норки;
- предметы одежды из нутрии;
- предметы одежды из песца или лисицы;
- предметы одежды из кролика или зайца;
- предметы одежды из енота;
- предметы одежды из овчины;
- предметы одежды из иных видов меха.
С 1 февраля 2017 стартовал эксперимент по маркировке и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения. Приоритетными для участия в эксперименте являются лекарственные препараты, предназначенные для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
В эксперименте участвуют те производители и продавцы лекарств, которые добровольно изъявили желание и подали соответствующую заявку.
Эксперимент должен был завершиться в декабре 2017, однако его продлили до декабря 2018.
Обязательная маркировка лекарств должна быть внедрена с 2020 года.
Между тем для отдельных категорий лекарств обязательная маркировка может быть введена и раньше этой даты.
Нормативный акт по маркировке лекарств: Постановление Правительства №62 от 24.01.2017.
С 15 января 2018 по 31 декабря 2018 проводится эксперимент по маркировке табачных изделий. Субъекты обращения табачной продукции участвуют в эксперименте на добровольной основе.
Нормативный акт по маркировке табака: Постановление Правительства №1433 от 27.11.2017.
Что будут маркировать
С 1 июня 2018 начнется эксперимент по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, камней и изделий из них. Юрлица и ИП участвуют в этом эксперименте на добровольной основе.
Будут маркировать:
- алмазы несортированные;
- алмазы промышленные: необработанные или просто распиленные, расколотые или подвергнутые черновой обработке;
- алмазы непромышленные: необработанные или просто распиленные, расколотые или подвергнутые черновой обработке, которые могут быть использованы для изготовления бриллиантов;
- алмазы обработанные, но неоправленные или незакрепленные непромышленные (бриллианты);
- рубины, сапфиры и изумруды;
- серебро в необработанном виде;
- золото в прочих необработанных видах;
- монетарное золото;
- платина необработанная или в виде порошка;
- палладий необработанный или в виде порошка;
- ювелирные изделия и их части из серебра, имеющего или не имеющего гальванического покрытия, плакированного или не плакированного другими драгоценными металлами;
- ювелирные изделия и их части из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами;
- изделия золотых или серебряных дел мастеров и их части из серебра, имеющего или не имеющего гальванического покрытия, плакированного или не плакированного другими драгоценными металлами;
- изделия золотых или серебряных дел мастеров и их части из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами.
Эксперимент продлится до 31 декабря 2018 года.
Нормативный акт по маркировке драгметаллов: Постановление Правительства №321 от 24.03.2018.
Недавно Правительство утвердила перечень из 10 групп товаров, маркировка которых начнется в 2019 году.
С 1 марта 2019 начнут маркировать табачные изделия.
С 1 июля 2019 начнут маркировать обувные товары.
С 1 декабря 2019 в перечень товаров для маркировки войдут:
- духи и туалетная вода;
- шины и покрышки пневматические резиновые новые;
- предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
- блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
- пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
- пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
- белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
- фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.
Нормативный акт по маркировке одежды и прочих товаров: Распоряжение Правительства №792-р от 28.04.2018.
Кто оператор
В декабре 2017 года президент РФ Владимир Путин одобрил идею создания единого оператора системы цифровой маркировки товаров в России на базе дочерней компании ЦРПТ — ООО «Оператор-ЦРПТ».
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — это российская частно-государственная компания. ЦРПТ является совместным проектом USM Holdings Алишера Усманова («Петер-сервис», 50%), госкорпорации Ростех (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%).
90% уставного капитала ООО «Оператор-ЦРПТ» принадлежит ЦРПТ, 10% — компании Новые решения».
Мнение экспертов
На днях в Госдуме прошел «круглый стол», посвященный теме «Обязательная маркировка товаров. Мифы и реальность».
В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, представители Минпромторга, Минфина, ФНС, Роспотребнадзора, РАР, КонфОП, а также руководители ведущих промышленных ассоциаций, деятельность членов которых попадает под действие Распоряжения №792-р, передает РАПСИ.
Первый заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Олег Николаев отметил, что «тот процесс, который сейчас начат, вызывает очень много вопросов и тревог».
По словам депутата, основная задача - чтобы принимаемые меры были полезны и эффективны для всех участников рынка – государства, производителей, и, самое главное, для тех людей, которые ежедневно пользуются этими товарами и услугами — для потребителей.
А что думают представители бизнеса? Так, в частности исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Александра Скоробогатова сообщила, что в последнее время фиксируется снижение покупательской активности. «Соответственно, маркировка и последующее удорожание товара активизирует эту отрицательную динамику. Более того, все партии косметических средств, содержащие алкогольную продукцию, при выпуске или ввозе в РФ в настоящее время проходят регистрацию в системе ЕГАИС. С введением маркировки компании будут вынуждены регистрировать продукцию через обе системы», - отметила эксперт.
Кроме того, в своем интервью на радио «Комсомольская правда» Александра Скоробогатова заявила:
«Наш бизнес не готов к таким нововведениям. Мы постоянно боролись за то, чтобы парфюмерно-косметическую продукцию не включали в перечень. За отведенное количество времени некоторые предприятия даже при желании, при технических и финансовых возможностях не смогут ввести у себя маркировку. В нашей отрасли большая доля малого и среднего бизнеса, который просто не потянет весь этот процесс. Кому-то проще будет закрыться. А у тех, кто решит работать в предложенных условиях, цены могут вырасти от 1,5 раз и выше».
Введение маркировки на парфюмерную продукцию приведет к закрытию небольших и средних компаний, считает представитель Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АПИИК) Екатерина Чепурина. По ее словам, производители косметики очень зависимы от веяний моды и пытаются подстраиваться под последние тенденции. «В случае с маркировкой, они будут вынуждены сокращать продуктовые линейки, что грозит в отставании России в этой области от других стран, что вряд ли, соответствует интересам российских потребительниц», — заявила эксперт.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин высказал мнение, что обязательная маркировка товаров не обеспечивает серьезных поступлений в бюджет. Так как проект реализует частная компания, то конечный бенефициар от введения этой меры не очевиден.
Начать дискуссию