Маркировка товаров

Маркировка товаров: от шуб и бриллиантов до кухонных полотенец

Сейчас в России в обязательном порядке маркируют меховые шубы. Однако шубами дело не ограничится. Что еще будут маркировать и что думают по этому поводу бизнесмены – расскажем.
Маркировка товаров: от шуб и бриллиантов до кухонных полотенец

Сейчас в России в обязательном порядке маркируют меховые шубы. Однако шубами дело не ограничится. Что еще будут маркировать и что думают по этому поводу бизнесмены – расскажем.

Что уже маркируют

В настоящее время обязательной маркировке подлежат меховые изделия:

  • предметы одежды из норки;
  • предметы одежды из нутрии;
  • предметы одежды из песца или лисицы;
  • предметы одежды из кролика или зайца;
  • предметы одежды из енота;
  • предметы одежды из овчины;
  • предметы одежды из иных  видов меха.

С 1 февраля 2017 стартовал эксперимент по маркировке и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения. Приоритетными для участия в эксперименте являются лекарственные препараты, предназначенные для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.

В эксперименте участвуют те производители и продавцы лекарств, которые добровольно изъявили желание и подали соответствующую заявку.

Эксперимент должен был завершиться в декабре 2017, однако его продлили до декабря 2018.

Обязательная маркировка лекарств должна быть внедрена с 2020 года.

Между тем для отдельных категорий лекарств обязательная маркировка может быть введена и  раньше этой даты.

Нормативный акт по маркировке лекарств: Постановление Правительства №62 от 24.01.2017.

С 15 января 2018 по 31 декабря 2018 проводится эксперимент по маркировке табачных изделий. Субъекты обращения табачной продукции участвуют в эксперименте на добровольной основе.

Нормативный акт по маркировке табака: Постановление Правительства №1433 от 27.11.2017.

Что будут маркировать

С 1 июня 2018 начнется эксперимент по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, камней и изделий из них. Юрлица и ИП участвуют в этом эксперименте на добровольной основе.

Будут маркировать:

  • алмазы несортированные;
  • алмазы промышленные: необработанные или просто распиленные, расколотые или подвергнутые черновой обработке;
  • алмазы непромышленные: необработанные или просто распиленные, расколотые или подвергнутые черновой обработке, которые могут быть использованы для изготовления бриллиантов;
  • алмазы обработанные, но неоправленные или незакрепленные непромышленные (бриллианты);
  • рубины, сапфиры и изумруды;
  • серебро в необработанном виде;
  • золото в прочих необработанных видах;
  • монетарное золото;
  • платина необработанная или в виде порошка;
  • палладий необработанный или в виде порошка;
  • ювелирные изделия и их части из серебра, имеющего или не имеющего гальванического покрытия, плакированного или не плакированного другими драгоценными металлами;
  • ювелирные изделия и их части из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами;
  • изделия золотых или серебряных дел мастеров и их части из серебра, имеющего или не имеющего гальванического покрытия, плакированного или не плакированного другими драгоценными металлами;
  • изделия золотых или серебряных дел мастеров и их части из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами.

Эксперимент продлится до 31 декабря 2018 года.

Нормативный акт по маркировке драгметаллов: Постановление Правительства №321 от 24.03.2018.

Недавно Правительство утвердила перечень из 10 групп товаров, маркировка которых начнется в 2019 году.

С 1 марта 2019 начнут маркировать табачные изделия.

С 1 июля 2019 начнут маркировать обувные товары.

С 1 декабря 2019 в перечень товаров для маркировки войдут:

  • духи и туалетная вода;
  • шины и покрышки пневматические резиновые новые;
  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
  • блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.

Нормативный акт по маркировке одежды и прочих товаров: Распоряжение Правительства №792-р от 28.04.2018.

Кто оператор

В декабре 2017 года президент РФ Владимир Путин одобрил идею создания единого оператора системы цифровой маркировки товаров в России на базе дочерней компании ЦРПТ — ООО «Оператор-ЦРПТ».

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — это российская частно-государственная компания. ЦРПТ является совместным проектом USM Holdings Алишера Усманова («Петер-сервис», 50%), госкорпорации Ростех (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%). 

90% уставного капитала ООО «Оператор-ЦРПТ» принадлежит ЦРПТ, 10% — компании Новые решения».

Мнение экспертов

На днях в Госдуме прошел «круглый стол», посвященный теме «Обязательная маркировка товаров. Мифы и реальность».

В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, представители Минпромторга, Минфина, ФНС, Роспотребнадзора, РАР, КонфОП, а также руководители ведущих промышленных ассоциаций, деятельность членов которых попадает под действие Распоряжения №792-р, передает РАПСИ.

Первый заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Олег Николаев отметил, что «тот процесс, который сейчас начат, вызывает очень много вопросов и тревог».

По словам депутата, основная задача - чтобы принимаемые меры были полезны и эффективны для всех участников рынка – государства, производителей, и, самое главное, для тех людей, которые ежедневно пользуются этими товарами и услугами — для потребителей.

А что думают представители бизнеса? Так, в частности исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Александра Скоробогатова сообщила, что в последнее время фиксируется снижение покупательской активности. «Соответственно, маркировка и последующее удорожание товара активизирует эту отрицательную динамику. Более того, все партии косметических средств, содержащие алкогольную продукцию, при выпуске или ввозе в РФ в настоящее время проходят регистрацию в системе ЕГАИС. С введением маркировки компании будут вынуждены регистрировать продукцию через обе системы», - отметила эксперт.

Кроме того, в своем интервью на радио «Комсомольская правда» Александра Скоробогатова заявила:

«Наш бизнес не готов к таким нововведениям. Мы постоянно боролись за то, чтобы парфюмерно-косметическую продукцию не включали в перечень. За отведенное количество времени некоторые предприятия даже при желании, при технических и финансовых возможностях не смогут ввести у себя маркировку. В нашей отрасли большая доля малого и среднего бизнеса, который просто не потянет весь этот процесс. Кому-то проще будет закрыться. А у тех, кто решит работать в предложенных условиях, цены могут вырасти от 1,5 раз и выше».

Введение маркировки на парфюмерную продукцию приведет к закрытию небольших и средних компаний, считает представитель Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АПИИК) Екатерина Чепурина. По ее словам, производители косметики очень зависимы от веяний моды и пытаются подстраиваться под последние тенденции. «В случае с маркировкой, они будут вынуждены сокращать продуктовые линейки, что грозит в отставании России в этой области от других стран, что вряд ли, соответствует интересам российских потребительниц», — заявила эксперт.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин высказал мнение, что обязательная маркировка товаров не обеспечивает серьезных поступлений в бюджет. Так как проект реализует частная компания, то конечный бенефициар от введения этой меры не очевиден.

Начать дискуссию