Эксперт разбирает ситуацию из практики.
Предприятие акционируется путем преобразования из ФГУП в АО. Последний налоговый период ФГУП с 01.01.18 по 25.05.18 г. ФГУП является плательщиком торгового сбора в Москве, поскольку осуществляет торговую деятельность. В этой связи у компании возник ряд вопросов. Следует ли ФГУП подавать уведомление о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора, а затем вновь созданному АО вставать на учет в качестве плательщика торгового сбора после окончания процедуры реорганизации (после 25.05.2018 г)? Возникает ли необходимость оплаты торгового сбора за 2 квартал дважды: ФГУП и АО?
Надо ли подавать Уведомление о снятии с учета?
Давайте разберемся по порядку. Объектом налогообложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (ст. 412 НК РФ).
При этом датой прекращения обложения объекта сбором является дата прекращения использования его для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, а именно розничной торговли (п. 2 ст. 412 НК РФ).
В общем порядке в ситуации, когда плательщик торгового сбора прекращает осуществление предпринимательской деятельности, он обязан предоставить в налоговым орган соответствующее уведомление (п. 4 ст. 416 НК РФ),
Приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@ утверждены формы № ТС-1 «Уведомление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор» и № ТС-2 "Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор«(далее Уведомление по форме № ТС-1, № ТС-2).
При этом датой снятия с учета плательщика сбора является дата прекращения осуществления деятельности, указанная в Уведомлении.
В этой связи следует отметить, что в случаях прекращения деятельности организации, в частности, в результате реорганизации снятие с учета в налоговых органах осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. В связи с этим, утрата статуса юридического лица, осуществлявшего деятельность, подлежащую обложению торговым сбором, означает одновременное прекращение статуса налогоплательщика в качестве плательщика торгового сбора (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Поэтому у налогоплательщиков, прекративших свою деятельность, в частности в результате реорганизации, отсутствует обязанность представлять в налоговый орган уведомление о снятии с учета организации в качестве плательщика торгового сбора.
Данная позиция подтверждается разъяснениями конролеров, озвученными в Письме ФНС России от 20.09.2017 № СД-4-3/18766@). Поэтому, применительно к рассматриваемому вопросу, у ФГПУ, который прекращает свою деятельность в результате реорганизации в форме преобразования, отсутствует обязанность подавать Уведомление по форме № ТС-2 в налоговый орган.
Как быть вновь созданному АО?
В соответствии с п. 3 ст. 416 НК РФ постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора производится на основании уведомления, представленного в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления.
При этом обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.
Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и обстоятельства неисполнения реорганизованным юридическим лицом обязанностей по уплате налога (сбора).
При этом при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.
Учитывая изложенное, поскольку при преобразовании юридического лица, уплачивавшего торговый сбор (ФГУП), возникает новое юридическое лицо (АО), то оно (АО) обязано подать в налоговый орган Уведомление по форме № ТС-1 о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в порядке, установленном п. 2 ст. 416 НК РФ, в срок не позднее пяти дней с даты государственной регистрации нового юридического лица (АО).
Платить дважды?
Минфин России в своем Письме от 18.11.2016 № 03-11-09/68225 отмечает, что в случае неуплаты преобразованным юридически лицом торгового сбора за период до даты реорганизации (ФГПУ) обязанность по уплате указанной суммы возлагается на вновь возникшее юридическое лицо (АО).
Применительно к рассматриваемой ситуации это выглядит следующим образом: если ФГУП не произведет оплату торгового сбора за 2 квартал 2018 г., то это будет обязано сделать АО. Обязанности дважды оплачивать торговый сбор за 2 кв. 2018 (ФГУП и АО) не возникает.
На что следует обратить внимание
Как было сказано выше вновь образованное юридическое лицо (АО) обязано подать в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не позднее пяти рабочих дней с даты государственной регистрации.
Согласно условий рассматриваемого вопроса последний налоговый период ФГУП с 01.01.18 по 25.05.18 г. Следовательно, вновь образованное АО должно подать уведомление не позднее 01.06.2018 г. (п. 6 ст. 6.1 и п. 2 ст. 416 НК РФ).
Однако здесь следует обратить внимание налогоплательщика на тот факт, что городской уполномоченный орган может самостоятельно выявить незарегистрированный объект обложения торговым сбором и направить сведения о нем в ИФНС.
В Москве — это Департамент экономической политики и развития города Москвы (ст. 4 Закона № 62, п. 1 Положения о Департаменте экономической политики и развития г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП).
Применительно к нашей ситуации это выглядит следующим образом, если проверка нагрянет в торговую точку вновь образованного налогоплательщика (АО) в период с 25.05.2018 г. по 01.06.2018 г., то по ее итогам будет передана информация в налоговый орган о наличии объекта налогообложения, подлежащего обложению торговым сбором.
При этом важно отметить, что положения НК РФ не освобождают Организацию от представления Уведомления по форме № ТС-1 в случае составления Уполномоченным органом акта о выявлении нового объекта обложения сбором. Другими словами вновь образованное АО все равно будет обязан подать Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Однако здесь важен тот факт, что «задвоения» объекта в такой ситуации не возникает. По поэтому поводу ФНС России высказался в своем Письме от 07.07.2017 № СД-4-3/13187@ «О применении законодательства по торговому сбору». Финансовые контролеры отметили, что в такой ситуации налоговый орган должен будет произвести идентификацию объекта, указанного в акте Уполномоченного органа, с объектом, который отразит Организация в представленном Уведомлении по форме № ТС-1. А сделать это нужно будет в целях исключения случаев повторного обложения торговым сбором.
Подведем краткие итоги
У ФГПУ, отсутствует обязанность подавать уведомление в налоговый орган о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора. При этом новое юридическое лицо (АО) обязано подать в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, не позднее пяти дней с даты государственной регистрации АО.
Если в торговую точку вновь образованного налогоплательщика (АО) в период с 25.05.2018 г. по 01.06.2018 г. нагрянет Департамент экономической политики и развития города Москвы с проверкой, то по ее итогам будет передана информация в налоговый орган о наличии объекта налогообложения, подлежащего обложению торговым сбором.
При этом, если АО в тому времени еще не будет подано Уведомление о постановке на учет, то оно все равно будет обязано это сделать не смотря на то, что информация от Департамента о работающей точке розничной торговли уже поступила в налоговый орган. И здесь важна «ложка меда», а именно: «задвоения» объекта в такой ситуации не возникает.
И последнее, если ФГУП не произведет оплату торгового сбора за 2 квартал 2018 г., то это будет обязано сделать АО. Обязанности дважды оплачивать торговый сбор за 2 кв. 2018 (ФГУП и АО) не возникает, факт реорганизации ни как не увеличивает налоговую нагрузку по торговому сбору.
Начать дискуссию