Налоговые проверки

Налоговики начали отраслевые зачистки: и вы зря думаете, что это вас никак не касается

Налоговая решила проводить тесную работу по отраслям. Объявили о наступлении на рынок профессиональной уборки и оборота рыбной продукции. Казалось бы, это очень узкие сферы и основную массу компаний не касаются. А вот и нет. Читайте, почему.
Налоговики начали отраслевые зачистки: и вы зря думаете, что это вас никак не касается

Налоговая решила проводить тесную работу по отраслям. Объявили о наступлении на рынок профессиональной уборки и оборота рыбной продукции. Казалось бы, это очень узкие сферы и основную массу компаний не касаются. А вот и нет. Читайте, почему.

Уже несколько лет налоговая служба использует отраслевой подход, который, как утверждают налоговики, оправдал себя.

Глава ФНС России Михаил Мишустин в недавнем интервью газете «Коммерсант» рассказал, что взаимодействие с отраслевыми бизнес-ассоциациями позволяет значительно сократить взаимодействие контролирующих органов с предпринимателями, а нарушителей становится все меньше. В качестве примера успешного применения отраслевого подхода он привел проект по пресечению незаконных схем возмещения НДС при обороте зерновых и масленичных культур.

С этой технологией ФНС намерены активно работать с точки зрения обеления с рынком оборота рыбной продукции и клининговых услуг.

Вывод экономики из «серой» зоны

Как стало известно, 27 июня сотрудниками ФСБ России проведены обыски в крупнейших предприятиях, оказывающих клининговые услуги и занимающихся предоставлением персонала.

Одной из быстрорастущих отраслей в России является клининг. Ежегодный потенциал роста в этой сфере оценивается экспертами в 8-10% Кроме того, отрасль социально значима, поскольку обеспечивает рабочими местами около 2 млн человек.

Самая значительная статья расходов для клининговых компаний — фонд оплаты труда. Доля ручного труда (а, значит, и расходов на зарплату в себестоимости) в отрасли составляет от 60 до 90%, что при достаточно высоких ставках страховых взносов делает сверхвыгодным применение недобросовестными предпринимателями «серых» схем.

Отчасти это связано и с закупочной политикой заказчиков — желание минимизировать бюджет на услуги приводит к тому, что заказчик выставляет минимальную цену, в которую невозможно включить в полном объеме налоговую нагрузку.

Результат — в попытке получить контракт, подрядчик вынужден идти на нарушения налогового, трудового, миграционного законодательства для того, чтобы просто оставаться на плаву и не сокращать рабочие места. К сожалению, подобная ситуация характерна для всего рынка услуг, включая охранные предприятия, частные перевозки и грузоперевозки, услуги на дому и пр.

Начальная максимальная цена контракта

Ключевые показатели эффективности все активнее применяются в управленческой практике России, но не всегда обдуманно. Если ставить в качестве главного КПЭ отдела закупок ежегодное снижение стоимости контрактов (что наблюдается не первый год), сектор поставщиков услуг быстро становится в лучшем случае «серым», в худшем — «черным».

Любое повышение эффективности за счет внутренних резервов и повышения качества услуг имеет свои пределы — дальше только демпинг.

Если непредвзято посмотреть на ситуацию, конкурсы во многих отраслях, а в особенности в клининге превратились в конкурсы на лучшую налоговую оптимизацию.

В итоге никто не виноват — заказчики хотят получить любой ценой минимальную стоимость услуг, клининговые компании борются за рынок как умеют (максимально демпингуя и нарушая законодательство любыми доступными способами, от ухода от уплаты НДС и дробления бизнеса до отказа от оформления сотрудников в штат и привлечения мигрантов с поддельными документами.

На этом фоне случаи, когда работники сферы услуг получают оплату за свой труд ниже уровня МРОТ, выглядит мелкой шалостью.

Только в результате проигрывают все — бюджет, который недополучает налоги, работники, которые получают минимальную зарплату, не говоря о рисках для будущей пенсии; клининговые компании, которые не могут развиваться и в любой момент могут столкнуться с пристальным вниманием налоговых, а то и следственных органов.

А главное, пострадать могут и сами заказчики, которые через какое-то время останутся не с качественными поставщиками услуг, а «оптимизаторами», да и внимание проверяющих к заказчикам не исключено.

Опасность таится для заказчиков услуг, потому что ФНС уже официально заявила, что все компании, пользующиеся услугами профессиональной уборки, тоже находятся под подозрением и им могут не зачесть возврат НДС.

Пристальное внимание ФНС в 2018 году приковано к работе клининговых компаний

Очередной сигнал для сектора и потребителей их услуг уже подан — в ФНС заявили о пристальном внимании к работе клининговых компаний в 2018 году, при этом отмечая, что в данной ситуации ответственность должны разделять и заказчики услуг, раз уж они диктуют условия заключения договорных отношений.

Остроты проблемы добавляет то, что сектор клининга в принципе является «серым», а любой, кто захочет работать «в белую», в текущей ситуации обанкротится.

Выход — «обеление» всего, или хотя бы большей части сектора. Как ни странно, инициатива по обелению клининговой отрасли пошла снизу — от самих компаний.

По их оценкам, налоговые платежи, поступающие от отрасли, возрастут до 30%.

Еще в ноябре 2017 года ФНС проведена встреча с представителями рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации, где были обсуждены пути повышения прозрачности отрасли.

Как сообщил заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров:

«Основной посыл заключается в информировании участников рынка о недопустимости получения прибыли и конкурентного преимущества за счет неполной уплаты налоговых платежей в бюджет. Всем участникам предложено проанализировать свои бизнес-процессы и уточнить свои налоговые обязательства за период использования незаконных схем ухода от налогообложения.

В отношении тех, кто продолжает незаконно минимизировать налоги проводится определенная работа специально созданными в структуре налоговых органов подразделениями. Опыт реализации наших предыдущих отраслевых проектов показал эффективность подобного подхода.

Считаем крайне важным исключение недобросовестных действий со стороны потребителей услуг профессиональной уборки и технической эксплуатации, сознательно способствующих нарушению их поставщиками налогового, трудового и миграционного законодательствами. Речь идет прежде всего о вовлеченности обеих сторон в процесс незаконного получения подобных выгод.

В 2018 году работа по повышению прозрачности рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации остается для нас одной из приоритетных».

Таким образом, скорее всего проведенные обыски стали логическим продолжением в отношении участников отрасли, которые не прислушались к позиции государства.

Консолидация компаний, оказывающих комплекс услуг фасилити менеджмента, в таких условиях была неизбежна — российские мультисервисные операторы объединились в Национальную Ассоциацию Фасилити Операторов (НАФО).

«Мы договорились о „правилах игры“ между участниками рынка — членами Ассоциации, — говорит один из учредителей НАФО, Президент компании „КорпусГрупп“ Олег Лобанов. — Эти правила позволяют развивать здоровую конкуренцию не за счет нарушения законов, а за счет грамотно выстроенной и качественной работы. Деятельность компаний, оказывающих услуги профессиональной уборки, строится на основании Этической Хартии, в которой прописаны принципы ведения бизнеса: неукоснительное соблюдение налогового, трудового и миграционного законодательства, а также проявление осмотрительности при выборе контрагентов».

«Подписывая Этическую хартию, клининговые компании имеют возможность сохранить бизнес и подстроиться к изменившимся условиям на рынке, — констатирует глава НАФО, член совета рынка ФМ услуг Андрей Драгунов. «Со своей стороны члены Ассоциации будут контролировать соблюдение политики честной конкуренции и формирование ценовой политики».

Следующий шаг — убедить в реальности достижения поставленной цели ключевые контролирующие органы: ФНС, МВД, Минтруд, ФАС и привлечь к совместной работе заказчиков. 

Комментарии

2
  • Nаdine
    ээээ... гм... а ничего, что значительная часть заказчиков услуг клининга - бюджетные учреждения?? в Москве, например, это все больницы. Оптимизация здравозахоронения в действии :( И да, в такой ситуации ВСЕГДА надо начинать с заказчика, который выкручивает руки поставщикам по полной, а сам при этом белый и пушистый. Но до тех пор, пока с бюджетом будет твориться то, что творится сейчас, все подобные призывы - пустое сотрясение воздуха :( Как известно, бюджетные учреждения пускают на оплату поставщикам примерно 30% выделенных средств (куда деваются остальные - понятно, да?) В общем, мне лично очень жалко тех, кто попал под замес, потому что при нынешних условиях задача адекватного решения не имеет. Большинство фирм разорятся и уйдут, на плаву останутся либо очень рисковые (квартал поработал - и в тину), либо "свои". То есть очередной передел рынка, видимо.
  • Илья Бирюлин
    Читал, долго смеялся!
    Услуги уборки/мойки покупают скорее всего государственные учреждения и они же первые пытаются "отжать" поставщиков всеми доступными способами, а в итоге, иногда, и не заплатить или тянуть оплату месяцами. Платить за качественные услуги адекватные деньги они скорее всего не собираются.
    Скорее всего закончится тем, что просто некому будет заниматься уборкой или все вдруг станут ИП на УСН 6% с доходов.