Выездная налоговая проверка – это процедура, знакомая практически любому предпринимателю. Достаточно хлопотная, отвлекающая временные и трудовые ресурсы, и очень рискованная, от результатов проведения которой зависит дальнейшая жизнь предприятия, а так же возможно другие негативные моменты, связанные с ответственностью руководителей и учредителей предприятия.
Кстати, на сайте налоговиков ВНП называется полезной процедурой.
Почему полезной?
А потому, что, как пишут наши апологеты полезности ВНП, проводят процедуру обычно (?!) глубоко компетентные сотрудники налоговых органов, и по завершении предприниматель получит обоснованный отчет о нарушениях компании в области налогообложения и бухгалтерского учета. По сути, специалисты налоговых органов сделают бесплатный аудит организации. После ознакомления с допущенными ошибками предпринимателю нужно будет просто построить свою работу таким образом, чтобы не допускать их повторения в будущем. Вот так-то, уважаемые предприниматели. Для вас, с точки зрения налоговиков, это очень и очень полезно!
Однако это все потом, а сначала любому бизнесмену будет нелишним детальное знание того, как именно проводится данная процедура.
Налоговое законодательство по данному вопросу
Это Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, а также подзаконные акты налоговых органов, а так же других министерств и ведомств, ну, и, конечно, Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Если руководствоваться п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ, при назначении проверки налоговики стараются выяснить: правильно ли предприниматель посчитал налоги и вовремя ли заплатил положенную сумму? Это достаточно широкое определение, позволяющее включить в объект пристального внимания проверяющих специалистов практически любой аспект деятельности компании.
Этапы проведения выездной налоговой проверки
Бдительным налоговым законодательством детально регламентированы условия и процесс проведения выездной налоговой проверки.
Данную процедуру можно условно разделить на вот такие этапы:
Подготовительные мероприятия к проведению проверки
Предъявление документа о проведении проверки
Непосредственное осуществление ревизии на месте
Оформление окончательных итогов проверки
Обжалование итогов проверки
Давайте ознакомимся с указанными промежутками подробнее.
1) Подготовительные мероприятия к проведению проверки
Пунктом 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ прямо установлено, что для проведения налогового контроля требуется издание официального документа – решения руководителя налогового органа или его заместителя. Просто так, по желанию-хотению отдельного налоговика ревизию проводить запрещается.
Какие компании попадают «под прицел» налоговых органов и включаются в решение?
Обычно это компании, деятельность которых вызвала у налоговых органов сомнения в добросовестности уплаты положенных сборов.
Государство решило пристально рассмотреть их подозрительную активность под микроскопом выездной проверки. Например, на протяжении нескольких отчетных периодов данные по проведенным операциям не совпадают с отчетностью других контрагентов компании. Это сразу заставляет налоговую насторожиться.
Также к факторам, повышающим риск внезапного визита работников фискальных органов, относятся: убытки в отчетности на протяжении более, чем 2 лет, небольшая доходность, непомерно маленькие зарплаты работников, частые снятия и новые постановки на налоговый учет и т.п.
2) Предъявление документа о проведении проверки
Как указано в п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ, в документе о проведении проверки должна прозвучать следующая информация:
идентификационные данные проверяемой компании или физического лица: наименование, Ф. И. О. директора;
цель проведения ревизии – то есть вся деятельность компании по исчислению и уплате налогов в определенной сфере или в определенный промежуток времени;
период проверки;
идентификационные данные проверяющих лиц: должность, Ф. И. О.; если в состав проверяющей группы назначены сотрудники ОВД, сведения о них также указываются в решении.
Обычно проверяющих специалистов назначают несколько. Это напрямую рекомендовано Письмом ФНС России от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». Делается в целях обеспечения бесперебойной работы во время проверки, на случай ухода одного из проверяющих лиц (по причине увольнения, выхода в отпуск и т.д.).
На документе о назначении ревизии расписывается первое лицо фискального органа, затем на нем проставляется официальная печать.
Решение вручается директору компании под роспись. Подтверждение ознакомления с документом фиксируется на одном из экземпляров, директор проверяемой компании должен расписаться и указать дату получения документа.
Если передать решение непосредственно руководителю невозможно, то оно высылается заказным письмом по официальному месту нахождения компании.
Факт вручения решения и показа служебного удостоверения предоставляет проверяющим лицам возможность беспрепятственно пройти в помещения компании для проведения ревизии.
3) Непосредственное осуществление ревизии на месте
Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок
Для того, чтобы провести проверку, законом предоставляется фиксированный срок. Так, п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ установлено, что срок контроля должен не превышать 2 месяцев. Допускается продление до 4 месяцев. И как исключительная мера – 6 месяцев.
Срок начинает течь с момента подписания документа о назначении ревизии и заканчивается в момент подготовки справки о проверке.
Виды проверок. Какие бывают проверки?
Это могут быть:
сплошные (когда анализу подвергается вся документация) и выборочные (проверяющие смотрят только конкретный документ);
комплексные (проверяется порядок уплаты нескольких налогов или учета нескольких операций) и тематические (проверяется правильность перечисления лишь одного типа налога);
плановые (по заранее составленному плану) и внеплановые (компания отсутствует в плане, проверка осуществляется по отдельному запросу).
Процедуры, возможные при проверке
Какие мероприятия проводятся в процессе ревизии (раздел 5 Письма ФНС России от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»)?
отправка уточнений в соответствующие инстанции зарубежных государств;
отправка уточнений в банк;
приглашение третьих лиц с целью опроса;
инвентаризация имущества проверяемой компании;
осуществление допроса свидетелей;
инспекция различных объектов;
истребование нужных документов;
выемка необходимых документов или предметов;
проведение экспертизы, назначаемой проверяющими лицами;
привлечение специалиста или переводчика.
После тщательного исследования документов у проверяющих лиц обычно возникают промежуточные вопросы. Они могут затребовать дополнительные материалы, поинтересоваться отдельными аспектами финансовой деятельности компании. Все это является признаками подготовки результатов ревизии.
4) Оформление окончательных итогов проверки
Итогом многочасовых усилий проверяющих лиц по проведению выездной налоговой проверки становится справка. В ней указываются основные сведения по проведенной ревизии: что проверялось, сколько времени заняло, кто именно осуществлял проверку? Справка под роспись вручается директору организации или его доверенному лицу.
Однако на этом ничего не заканчивается. Свои выводы и размышления проверяющие лица в окончательном виде формулируют в акте проведения проверки. Делается акт не позднее 2 месяцев с момента составления справки. В акте подводятся итоги проверки с подведением окончательной черты под вопросом: присутствуют ли нарушения? Согласно пп.9 п.1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, копия акта предоставляется представителю компании.
Согласно п.3.1 ст.100 Налогового кодекса РФ, к акту необходимо прилагать доказательную базу заявленных тезисов в виде подтверждающих документов.
На акте ставят росписи все участники ревизии.
А вот если акт отказывается подписывать проверяемое лицо, то в нем просто делается соответствующая отметка. В этом случае, скорее всего, налоговики и проверяемая компания в следующий раз встретятся уже в ходе процедуры обжалования результатов проверки.
5) Обжалование итогов выездной налоговой проверки
Пунктом 6 ст.100 Налогового кодекса РФ компании, имеющей возражения против обстоятельств, указанных в акте проверки, предоставлены возможности по обжалованию в течение 1 месяца с дня ознакомления с актом.
Изучив представленные возражения, фискальные органы в период до 10 дней (п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ) решают:
наложить взыскания на виновную компанию;
аннулировать итоги ревизии, согласившись с возражениями;
еще раз проверить компанию досконально в период до 1 месяца.
При проведении заседаний по рассмотрению материалов проверки может присутствовать представитель проверяемой компании.
Если впоследствии проверяемое юридическое или физическое лицо будет несогласно с итогами принятых решений, оно в соответствии со 139.1 Налогового кодекса РФ имеет право апелляционного обжалования.
Подается жалоба сразу после вступления в силу решения, принятого налоговым органом.
Заключение
Таким образом, процесс проведения выездной налоговой проверки является многоэтапным и сложным явлением. Правильное оформление сопутствующих документов со стороны налоговых органов играет здесь огромную роль.
Наличие нарушений в оформлении документов может быть использовано против проверяющей стороны грамотными и опытными налоговыми юристами и налоговыми адвокатами, и помочь успешно обжаловать итоги проведенной ВНП.
Источник: Персональный блог налогового адвоката Павла Тылика
Начать дискуссию