Онлайн-кассы

Форматы фискальных документов: кратко о сложном

Все, что нужно знать бухгалтеру о ФФД.
Форматы фискальных документов: кратко о сложном

Предприниматели, работающие или планирующие работать с онлайн-кассами, часто интересуются, что такое форматы фискальных документов, зачем они нужны и какими бывают. Давайте разберемся.

Что такое форматы фискальных документов?

На рынке e-commerce довольно много участников. Это не только продавец и покупатель, но и оператор фискальных данных (ОФД), а также налоговая. Чтобы все они могли понимать друг друга, нужно было четко структурировать сведения о торговых операциях, то есть создать некие шаблоны для обмена информацией.

Так и появились форматы фискальных документов (далее – ФФД). Окончательно закрепил их приказ ФНС России № ММВ-7-20/229@ со сложным названием: «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».

Согласно этому документу, ФФД определяет состав, формат и обязательное указание реквизитов в кассовом чеке (бланке строгой отчетности), а также в отчетах об открытии/закрытии смены, регистрации и других фискальных документах. Это справедливо как для бумажного, так и для электронного чека, который отправляется оператору фискальных данных и покупателю.

Какие форматы фискальных документов существуют?

Приказом утверждены сразу три формата фискальных документов – 1.0, 1.05 и 1.1. Различаются эти версии прежде всего перечнем реквизитов, которые должны содержать, а также порядком отражения последних. Так, реквизит 1187 «место расчетов» является рекомендуемым для включения в бумажный чек в ФФД 1.0 и уже обязательным для ФФД 1.05 и ФФД 1.1.

ФФД 1.0 – первый и, пожалуй, самый распространенный на сегодняшний день формат фискальных данных. Он удобен для типичных сделок в розничной продаже, когда сумма оплат эквивалентна стоимости товара, а отгрузка начинается сразу же после получения денег. Однако если вам нужно выполнить более сложную операцию (вроде оформления чеком частичной оплаты товара), начинаются проблемы.

Например, у вас ресторан, и вы принимаете аванс за предстоящий банкет. По закону вы должны выдать чек дважды: первый раз – принимая аванс, второй раз – рассчитывая гостей после банкета. Чаще всего чек на аванс ресторан не выдает, в лучшем случае предоставляет – расписку о получении денег. И только после самого банкета формирует чек на всю сумму. Возможности оформить корректно чек на аванс или другие, более сложные, чем «товар – деньги», операции в ФФД 1.0 не предусмотрены.

Но начиная с версии ФФД 1.05 такая возможность есть. И в чеке аванса, пробитом в ресторане, по новым правилам будет точно отражено, что это не расчет за оказанную услугу, а именно внесение аванса. Чем старше версия ФФД, тем больше возможностей она поддерживает.

Другой пример. Вы продаете подарочный сертификат и реализуете товар с частичной оплатой этим сертификатом. Как отобразить оплату сертификатом в чеке? Раньше, чтобы не задваивать по кассе выручку, при оплате сертификатом делали в чеке скидку на размер данного сертификата. Теперь же данную операцию можно отразить корректно, но только в ФФД 1.05 и 1.1.

Еще одна особенность ФФД 1.0: в отчете о закрытии смены или отчете о текущем состоянии расчетов вы не найдете информацию о сменной выручке. Той, что привыкли видеть в Z-отчете на кассах старого типа, с ЭКЛЗ. Такая возможность появится только при использовании ФФД 1.1.

Чтобы переходить с ФФД 1.0 на ФФД 1.1. было проще, в налоговой придумали промежуточный протокол фискальных документов – ФФД 1.05. С одной стороны, он уже содержит в себе значительную часть новых документов (вы никогда не попадете в ситуацию, как в примере с рестораном), а с другой – может спокойно работать с фискальным накопителем версии 1.0. Стоит ли переходить на ФФД 1.05 уже сейчас? Это решать вам – многое зависит от специфики конкретного бизнеса.

Правда, учитывая легкость перепрошивки кассы с ФФД 1.0 до ФФД 1.05, я не вижу серьезных препятствий для такого шага. Да и формат ФФД 1.0 скоро нельзя будет использовать.

Чем старше версия ФФД, тем больше обязательных реквизитов она может отражать в фискальном документе.  Наиболее продвинутым в этом плане является формат 1.1 – он поддерживает самый широкий круг финансовых транзакций и способен рассказать о вашей сделке практически все. В чеках по 1.1, например, указываются способы оплаты (если это не просто наличные деньги или электронные платежи), признаки реализуемого товара или оказываемой услуги, место расчета и многое другое. Перечень всех реквизитов можно посмотреть в соответствующем приказе ФНС.

Есть ли ограничения по времени использования ФФД?

Таблица. Сроки легитимности использования ФФД

Версия ФФД

Срок разрешенного использования

1

ФФД 1.0

До 01.01.2019

2

ФФД 1.05

Не ограничен

3

ФФД 1.1

Не ограничен

Такие ограничения действуют только в отношении формата 1.0. Пробивать чеки по нему можно будет до 1 января 2019 года. К этому моменту вы должны перейти или на ФФД 1.05, или на ФФД 1.1. Как это сделать, мы рассмотрим ниже. Но отмечу: если вы установили в кассу фискальный накопитель с ФФД 1.0, и срок использования этого накопителя заканчивается после 01.01.2019, вам все равно придется перейти на новые форматы к 1 января 2019 года. Если конечно, хотите избежать штрафа или снятия кассы с учета в одностороннем порядке ФНС.

А что сейчас? Какую технику выпускают производители?

На сегодняшний день большинство онлайн-касс и front-office программного обеспечения уже поддерживают оба формата фискальных документов – 1.0 и 1.05. Совместимость конкретной модели кассы с форматом ФФД 1.05 можно проверить на сайте ФНС в реестре ККТ (ориентируйтесь на поля «поддерживаемые версии ФФД» – они выделены серым).

Касс, поддерживающих ФФД 1.1, еще нет, так как перед выводом на рынок устройство должно пройти сертификацию и войти в реестр ККТ (это вы сможете узнать из приказа на сайте ФНС и записи в поле «1.1.» самого реестра).

Если у вас касса типа «фискальный регистратор», то обратите внимание на то, какое ПО установлено на связанное с ней внешнее устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон). Реализована ли в нем поддержка ФФД 1.05, а в будущем – ФФД 1.1? Есть ли интеграция с вашей моделью кассы? Эту информацию можно получить у разработчика программного обеспечения.

Нужно ли менять фискальный накопитель при переходе с ФФД 1.0 на ФФД 1.05?

Согласно приказу об утверждении ФФД, смена версии ФФД возможна только при перерегистрации кассы и замене фискального накопителя. Правда, сейчас в Минюсте регистрируется уже новый вариант этого приказа, разрешающий переходить с ФФД 1.0 на ФФД 1.05 без замены фискального накопителя. С проектом можно ознакомиться здесь.

Мы, в свою очередь, рассчитываем, что процедура перехода между версиями будет упрощена в самое ближайшее время. Поэтому техническая возможность перепрошивки с ФФД 1.0 на ФФД 1.05 без замены фискального накопителя уже предусмотрена в нашей технике. 

Какие ФН с какими версиями ФФД могут работать?

Выбор моделей фискальных накопителей сейчас большой. Есть и ФН 1.0, и ФН 1.1. Их совместимость с различными версиями ФФД отражена в таблице ниже:

ФФД 1.0

ФФД 1.05

ФФД 1.1

ФН 1.0

НЕТ

ФН 1.1

ФН 1.0 может работать как в режиме ФФД 1.0, так и в режиме ФФД 1.05. А ФН 1.1 – со всеми версиями ФФД. Выбирать тип ФФД следует на этапе регистрации/перерегистрации кассы.

Как правильно перейти с ФФД 1.0 на ФФД 1.05?

Прежде чем начать переход, выполните несколько действий:

  • Закройте смену;
  • Убедитесь, что все ранее сформированные фискальные документы были переданы в ОФД. Проверить это можно, посмотрев отчет о закрытии смены или отчет о текущем состоянии расчетов. В них указывается количество непереданных документов и дата первого из них;
  • Чтобы пользователи онлайн-касс не меняли ФФД при наличии неотправленных фискальных документов и не получали за это штраф от налоговой, в ряде моделей, в том числе в кассах АТОЛ, предусмотрено ограничение, которое исключает возможность такой операции.

Если у вас обычная автономная касса, то вам нужно будет обновить ее прошивку. В случае с фискальными регистраторами – кассами, работающими под управлением внешних устройств и программного обеспечения, – порядок немного другой:

  • Свяжитесь с разработчиком программы, установленной на внешнем устройстве. Уточните, поддерживает  ли она формат 1.05 и нужно ли вам делать апгрейд ПО. Если нужно – сделайте.
  • Обновите прошивку в кассе;
  • Выполните отчет «Об изменении параметров регистрации ККТ» по причине смены настроек в кассе при помощи «Утилита регистрации ККТ АТОЛ» (начиная с версии 8.16.0.14).

Что-то все равно пошло не так? Обратитесь в техподдержку компании-поставщика – обычно вопрос решается за 10-15 минут.

78%

Старт обучения в удобное Вам время

Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С

Курс для тех, кто хочет научиться бухгалтерии с нуля и применять знания на любом участке учета: вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учет, работать в 1С, управлять финансами и оптимизировать налоги.

Записаться

Комментарии

1
  • елена

    мозг сломаешь во всей этой ерунде разбираться. Тут кассовый аппарат то продавцы освоить не могут , потому что им по 60 лет ( работают - Родина велела) Что то мне сдается, что все идет к тому, что за товарами придется ездить куда нибудь в глубинку: 1) туда у налоговой ни денег, ни ресурсов доехать не хватит 2 ) там не берет интернет для кассы, а значит пробить чек проблема


Похожие материалы

АУСН

ТПП хочет разрешить применять АУСН компаниям с обособленными подразделениями

Если у компании есть склад, филиал или хотя бы одно рабочее место не по адресу регистрации, то это не повод лишать предпринимателей права на АУСН.

Инвесторам для налоговых льгот засчитают период владения ценными бумагами, когда компания была иностранной

Если инвестор держал в портфеле акции иностранного холдинга, который потом стал экономически значимой организацией в РФ, он сможет получить налоговую льготу при продаже этих ценных бумаг. Срок три года будет включать период владения иностранными активами.

Лицензирование

Компании, которые используют этанол, обяжут получать лицензии на фармацевтическую деятельность

Власти могут обязать бизнес платить госпошлину за фармлицензию, если предприятие работает с медицинским препаратом «Этанол».

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На IT-решениях для доступа к налоговому мониторингу заработают больше 22 млрд рублей

Компании на подключение к налоговому мониторингу уже потратили порядка 6 млрд рублей, а к 2030 году рынок может вырасти в четыре раза.

Ипотека

Банки перестанут завышать ставки по ипотеке до 100%

С 1 апреля 2025 года завершится мораторий, связанный с полной стоимостью кредитов. Банки будут наказывать за превышение ПСК более чем на треть от среднерыночных значений.

Итоги контрольной деятельности ФНС в 2024

За десять лет количество выездных проверок снизилось в десять раз. Основное снижение числа пришлось на 2015-2019 годы, и далее число проверок стало снижаться более медленными темпами.

Итоги контрольной деятельности ФНС в 2024
skazka2818
Зарплата

Зарплата наемным на ООО которое деятельность пока неведёт, т.к.нет лицензии пока

Добрый вечер, коллеги! Зарегистрировали ООО , деятельность пока не ведём , так как ещё не получили лицензию. Людей наемных по ТД приняли, так как получали ключи...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый вечер.

Если сотрудники не находятся в отпусках за свой счет, то вы обязаны выплачивать им зарплату или оплачивать простой из-за отсутствия...

Читать полностью

Можно ли не выдавать копию карточки Т-2?

Отказ нанимателя в выдаче сотруднику копии карточки Т-2 (если сотрудник подал такое заявление) неправомерен.

Налоговики запросили документы, а их нет: что делать — инструкция от эксперта

Зачастую в ходе проверок ФНС и ее органы обращается к компаниям за документами, которых у предпринимателей может и не быть по разным причинам. Что в таком случае ответить инспектору, рассказали на конференции «Клерка».

Специалист по налогам рассказал, когда ФНС запросит документы у бизнеса

Если налоговики не указали в требовании, какие ошибки и недочеты они выявили в ходе проверки, то такой запрос документов считается незаконным.

Специалист по налогам рассказал, когда ФНС запросит документы у бизнеса
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Ozon будет продавать авто с пробегом, пользователям iPhone рекомендуют загрузить обновление, а e-Neva не будут производить на экс-заводе Toyota

Подготовили обзор главных событий дня — 13 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

VII Всероссийская бухгалтерская конференция «БухВесна-2025». Дмитрий Ряховский: рекомендую не играть в прятки с зарплатой

Участники собираются, спикеры волнуются, мы сами, как в первый раз в первый класс. Ведущие невероятно красивые))) Буду вам рассказывать, что интересного происходит на конференции, следите в течение дня за этим постом.

VII Всероссийская бухгалтерская конференция «БухВесна-2025». Дмитрий Ряховский: рекомендую не играть в прятки с зарплатой
11
Обучение для бухгалтеров

Три главных расчета: что нужно выплатить сотруднику при увольнении

В день увольнения работодатель должен провести полный расчет и выдать сотруднику положенные ему средства. Рассказываем, что и в каком объеме надо выплатить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

ОНА и ОНО поменялись из-за возросшего налога на прибыль. 📈«Ночной бухгалтер» № 1890

Повысилась ставка налога на прибыль до 25%, а отложенные активы и обязательства по ПБУ 18 были начислены по ставке 20% Надо их пересчитать, пока отчетность не сдана.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Самозанятые

Эксперт привел законные способы снижения налоговых рисков при работе с самозанятыми и ИП

Лучше заранее подготовить обоснование начала сотрудничества и договорных отношений с конкретным самозанятым или ИП.

💎Прямой репортаж с VII Всероссийской бухгалтерской конференции «Клерка» «БУХВЕСНА-2025»

Наконец-то! Более 250 бухгалтеров в зале и более 500 пользователей онлайн собрались на седьмой конференции «Клерка». В этом посте мы публикуем прямой репортаж с фото и интересными моментами с мероприятия. В посте будут эксклюзивные скрины из презентаций, а также цитаты и тезисы из выступлений. Добавляйте пост в избранное!

💎Прямой репортаж с VII Всероссийской бухгалтерской конференции «Клерка» «БУХВЕСНА-2025»
14
Самозанятые

Топ ошибок при заключении договоров с самозанятыми и ИП

Заключение договоров с плательщиками налога на профессиональный доход и предпринимателями априори несет повышенные налоговые риски доначислений и/или переквалификации отношений сторон.

Топ ошибок при заключении договоров с самозанятыми и ИП

Подтверждать полномочия B2B могут не только доверенности

В целом полномочия представителей компаний регламентирует соглашение сторон и нормы ГК РФ.

При использовании электронной подписи руководителя есть преимущества и очевидные недостатки

При использовании электронной подписи единоличного директора-учредителя вся ответственность лежит на ее владельце.

При использовании электронной подписи руководителя есть преимущества и очевидные недостатки
Самозанятые

Можно ли в договоре с самозанятым указать почасовую оплату

Компании все чаще привлекают внештатных исполнителей для выполнения краткосрочных задач. Возникает вопрос, как упростить ведение документации и не подписывать много договоров. Рассмотрим, законно ли заказчику оформить с самозанятыми договор с почасовой оплатой и как его составить, чтобы налоговики не посчитали это трудовыми отношениями.

Можно ли в договоре с самозанятым указать почасовую оплату

Интересные материалы

Налог на прибыль

Эксперт привела примеры расчета налога на прибыль и чистой прибыли для отчета о финрезультатах

В отчете о финансовых результатах отражают в том числе чистую прибыль, которая зависит от расхода по налогу на прибыль.