Почитайте интервью, которое наш шеф дал компании «Что делать Консалт»: про то, как изменились клерки и каким наш сайт хочет стать в будущем.
О феномене интернет-издания Клерк.ру знает чуть ли не каждый бухгалтер России. Ежедневно проект краснодарского IT-бизнесмена находит ответы на тысячи спорных вопросов по бухгалтерской, юридической и налоговой тематике. Журнал «Что делать Обозрение» пообщался с основателем и руководителем Клерк.ру Борисом Мальцевым и узнал, в чём секрет популярности знаменитого ресурса.
Как родилась идея проекта Клерк.ру?
17 лет назад, когда мы задумали создать Клерк.ру, я был бухгалтером с большим опытом. Тогда только появился интернет, и я внимательно наблюдал за его развитием. Однажды я решил облегчить себе работу и создал сайт, где размещал всю необходимую для бухгалтера информацию. Так была подготовлена основная контентная часть будущего ресурса. Посмотрев на сайт со стороны, мы решили, что собранные материалы весьма полезны и ими стоит поделиться с другими бухгалтерами. Мы добавили интерактивное обслуживание конкретных запросов аудитории: сформировали чаты, расширили технические возможности сайта. Я радовался, что мои единомышленники настойчиво решали вопросы удобства, практической пользы, структуры и оформления будущего Клерк.ру. В это время я засыпал с мыслью поскорее продолжить работу над делом всей жизни — сайтом, который будет помогать.
В чём вы видите главные задачи Клерк.ру?
Пользователи приходят на любой сайт с вопросом. Наша задача — помочь им быстро найти ответы. Поэтому Клерк.ру прежде всего информирует, развивает, обучает. Раньше мы были для пользователя домом: на нашем сайте могли и учиться, и смеяться, и общаться. Сейчас потребность в развлечениях удовлетворяют социальные сети. Мы стараемся не отставать, но здесь важно найти золотую середину: одних вольные юмористические материалы раздражают, других — наоборот.
Аудитория Клерк.ру за последние годы сильно поменялась?
Те бухгалтеры, которые были с нами в самом начале, по-прежнему нам преданы. Но молодёжь не проводит время на сайте: им интереснее общаться в группе на Facebook, читать нас в мессенджерах. Словом, форум аудиторию не потерял, но и новую не приобрёл.
Пугают ли вас реалии интернета?
Нет, для меня такие перемены — это стимул развиваться и искать другие решения. Я верю, что хорошо созданный контент найдёт свою аудиторию. Отличный пример — издание Meduza, покорившее более миллиона читателей уже через месяц после запуска. А всё потому, что ребята вкладываются в качество и делают работу с любовью.
Как глубоко вы задействованы в повседневных задачах редакции?
Я как движок проекта — так могу охарактеризовать свою роль. Направляю сотрудников, генерирую идеи. Как лидер объясняю коллегам, ради чего мы что-то делаем, и хвалю их, когда успешно воплощаем задуманное.
Расскажите о редакции Клерк.ру. Есть ли в ней люди с бухгалтерским образованием/призванием, помимо вас?
Какое-то время я пытался заниматься Клерком сам, но понял, что не справляюсь без новой, правильно подобранной команды. Всё сложилось как пазл, когда к нам пришёл главный редактор — мы с ним говорим на одном языке. Считаю, что все сотрудники редакции должны быть умнее меня и понимать тонкости своей профессии. Если каждый знает, что делать, владеет эффективными инструментами, талантом и нам комфортно общаться — это залог успешного сотрудничества.
А что касается редакторов проекта, то мы часто берём их из форума. Некоторые из них до сих пор совмещают ведение бухгалтерии и создание новостей на сайте. Людям с бухгалтерской подготовкой легче понять потребности нашей целевой аудитории. На самом деле это большое счастье, когда на подчинённых можно положиться.
В одном из интервью вы говорите, что для вас главное талант, а не образование сотрудника. А как этот талант разглядеть?
Сразу талант разглядеть невозможно, поэтому у меня была череда неудач при формировании команды. Вообще, что такое талант? Наверное, найдутся люди, которые сформулируют это лучше меня. Скажу так: одного образования точно недостаточно. Для продуктивности важно понимание сотрудником цели его работы: для кого, ради чего, почему он трудится. Сознательный подход к выполнению даже самой простой задачи приводит к потрясающему результату. А когда ты работаешь в интернет-издании для бухгалтера, ты должен вникать в его профессиональные проблемы и быть готовым внести это в свою задачу. Быть может, талант — это желание сделать чуть больше, чем тебе поручили.
Что для вас значит ваша работа? Это необходимость в заработке, потребность в самореализации или миссия?
Деньги — важная часть оценки труда. У Клерка долго не было финансовых трудностей, но в последние годы нас заштормило, мы разучились зарабатывать. Но я продолжаю этим заниматься. Значит, главное — вовсе не прибыль, а удовольствие от работы. От всех своих проектов я получаю драйв, и это делает меня счастливым.
Застой идей в коллективе. Что может сделать руководитель?
В нашей редакции проблема обычно другая: идей много, а возможностей для их реализации нет. Когда бизнес ограничен в средствах или инструментах, я рекомендую быстро проверять идеи на реализацию. Отклоняйте неэффективные или слишком дорогие идеи сразу (например, через неделю), не теряйте времени. Обычно мы отбираем только 20-30% идей. Большинство всё равно неуспешны.
Бухгалтер — одна из самых востребованных профессий в мире. Можно сказать, что эта аудитория всегда нуждается в информационной поддержке?
Да, потому что бухгалтер находится в постоянном поиске ответов на профессиональные вопросы. Это благодатная и благодарная аудитория для СМИ. Я вижу боль бухгалтера. Он спешит угнаться за изменениями в законодательстве, стремится их осмыслить, пропустить через себя, затем переложить в программу, учесть каждую деталь. И без этого он не сможет качественно решать свои задачи. Бухгалтеры — проводники внедрения законов в бизнесе. Они активны, любознательны, незаменимы в каждой компании. Один из секретов популярности Клерк.ру — в его аудитории.
Под влиянием мегатрендов происходит трансформация бизнеса. Планируете ли вы меняться?
Безусловно. Нам надо идти в сторону сервисов, которые облегчают производственный быт бухгалтера. Раньше мы выигрывали за счёт интерактивности, рекламы. Сейчас нас догоняют большие конкуренты. Они решили стать Клерком, и я к этому нормально отношусь: все смотрят на лидера, ориентируются на него. А что остаётся нам? Постоянно эволюционировать, создавать неповторимый контент. Наступили тяжёлые времена для СМИ. В 2015 году все медиа резко разучились зарабатывать. Кризис коснулся не только периодических печатных изданий, но и интернет-СМИ. Нас теснят социальные сети, которые переманили молодую аудиторию и стали главной площадкой для коммуникаций. Часть пользователей ушла в мессенджеры. Раньше эту роль выполнял наш форум. С развитием технологий специалистами номер один в редакции становятся сильные программисты. Монетизация сервисов — это шанс выжить, а разработчики — наша главная опора.
Клерк.ру через пять лет. Каким вы его видите в идеале?
Клерк.ру будущего не просто интернет-издание, это удобная и понятная бухгалтерская программа. Место, где бухалтеры сдают отчётность, общаются, узнают новое в сфере законодательства и чувствуют себя комфортно. Наш путь — двигаться от СМИ к программе.
Много лет Клерк.ру не теряет популярности. А испытывал ли проект кризисы, известные только его создателям?
Я считаю, что мы и сейчас в кризисе. За 17 лет мы накопили достаточно большой технический долг: устарела технологическая платформа Клерк.ру. Сайт превратился в комбайн — так много здесь набралось непроверенных гипотез, которые мы не удаляли! Вместо того чтобы создавать новое, мы потратили много времени на чистку сайта.
Как вы относитесь к критике?
С критикой надо уметь работать. Воспринимать её с холодной головой, спокойно, без паники. Я радуюсь, когда говорят про Клерк.ру и о других моих проектах. Критика — это всегда хорошо.
Что вас вдохновляет на пути к успеху?
Сейчас я работаю в таком режиме, как 17 лет назад, когда только создавал Клерк.ру. Мало отдыхаю, мало общаюсь, ушёл с головой в работу. Чтобы жить в таком темпе и принимать правильные решения, я забочусь о своём физическом здоровье — стал активно заниматься бегом. Во время занятий спортом слушаю аудиокниги. Лекции Дмитрия Быкова по литературе вдохновили меня перечитать классику. Так я обнаружил, что «Преступление и наказание» Достоевского — лучший детектив. В школе всей ценности таких серьёзных произведений ещё не понимаешь.
Также я долгое время слежу за творчеством Дудя и Максима Спиридонова на YouTube — не пропускаю ни одного выпуска. Из приложений активно использую Telegram и Тинькофф банк. Они подсказывают тренды и вдохновляют меня.
Комментарии
11