Как правильно купить 1С

Какие статьи расходов вас ждут в случае внедрения программных решений 1С с нуля.

Рамиль Кинзябулатов в блоге компании «Trinion» рассказывает, какие статьи расходов вас ждут в случае внедрения программных решений 1С с нуля. 

К нам в компанию нередко обращаются клиенты с просьбами о помощи в выборе конфигурации 1С. Программные продукты под этой торговой маркой даже в перечне официальных решений нередко похожи друг на друга по перечню функций и названию. А ведь есть еще и конфигурации отраслевые, разнообразные решения от компаний-партнеров. Все это вносит определенную путаницу, и делает выбор для пользователя далеко не очевидным.

Для нас внедрение программных решений от 1С не является основным направлением работы, скорее, работу с этой учетной системой можно назвать сопутствующей услугой. Но все же вопросов, связанных с выбором новой программы, возникает много, повторяются они часто. И потому мы разработали определенный «свод правил по выбору», о котором я и хочу рассказать в этой статье.

Надеюсь, что наш вариант универсального ответа на вопрос клиентов о выборе и покупке программы 1С поможет не только нашим клиентам, но и другим пользователям. Также я буду рад уточнениям и дополнениям со стороны программистов, которые работают с этим программным продуктом. Думаю, что статья с перечнем советом для пользователей поможет сэкономить ваше время, при этом бизнесмены и/или специалисты получат ответы на все важные для них вопросы.

В принципе, примерную стоимость покупки 1С можно попробовать рассчитать на сайте 1С, у них имеется онлайн-калькулятор. Но в нем имеются далеко не все конфигурации, кроме того, он не учитывает дополнительных сопутствующих расходов. Но все же предварительно прицениться он также позволяет.

Платформа и конфигурация: что вы покупаете?

Все программные продукты 1С состоят из двух частей – платформа (основа, на которой работает программное решение) и конфигурация (готовое решение для работы). Важно понимать, что без платформы никакая конфигурация работать не сможет. Платформа без конфигурации может пригодиться только 1С-программистам для создания какой-то системы «с нуля». Иногда такой вариант также оказывается необходим в случае крайне специфических требований. Но в этом случае пользователь обычно обращается к специалисту и заказывает разработку решения, а потому вопросов не возникает.

При покупке готового «коробочного решения» вы приобретаете платформу вместе с выбранной конфигурацией.

Обычно покупка состоит из следующих составляющих:

  1. Конфигурация 1С (Управление торговлей, Управление производственным предприятием и т.д.);
  2. Платформа: SQL-решение или файловая;
  3. База данных для сетевого решения: Microsoft SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2, Oracle Database. Подробное описание совместимости 1С с базами данных читайте здесь;
  4. Оборудование, которое может потребоваться для работы.

Важно в процессе выбора придерживаться описанной выше последовательности. Сначала — конфигурация, потом — платформа, под нее уже базы данных, и только после этого производится оценка имеющихся мощностей и закупается необходимое оборудование.

Выбор конфигурации


Выбор конфигурации

 

Конфигурация – это готовое программное решение, с которым будут работать пользователи. Конфигурации делятся на отраслевые и типовые. Покупателю важно понимать разницу между этими решениями.

Типовые конфигурации – это решения, созданные разработчиками программного продукта 1С. В процессе работы над типовой конфигурацией программисты постарались в ней учесть самые разные варианты работы и потребности бизнеса. В результате решения получаются громоздкими, часто они содержат много ненужного, при этом какие-то необходимые функции все равно придется дорабатывать силами специалистов по внедрению 1С. Но в этом случае вы покупаете готовую «коробку» с платформой и конфигурацией, оплачиваете ее стоимость плюс лицензии по числу рабочих мест. Более ничего оплачивать не понадобится, конечно, за исключением внедрения программного продукта и возможных доработок «под вас».

Отраслевые решения создают разработчики, являющиеся партнерами 1С, на базе типовых решений. При этом они более точно адаптируют конфигурацию под нужды предприятий определенной отрасли, убирают заведомо ненужные возможности и дополняют документами и отчетами, которые в базовой (типовой) версии отсутствуют. Вполне возможно, что при выборе отраслевого решения вам вообще не понадобятся доработки системы в процессе внедрения либо они будут минимальными, что позволит ускорить и значительно удешевить процесс внедрения.

В большинстве случаев помимо оплаты стоимости отраслевого решения и покупки пользовательских решений, понадобится отдельно купить лицензию на платформу 1С, что заметно повышает общую стоимость продукта.

Разработчики отраслевых решений обычно на сайтах указывают свою цену и только упоминают в тексте о необходимости покупки платформы. В результате при оформлении заказа покупатели нередко не учитывают дополнительные затраты. Потому я обращаю на этот момент особое внимание.

Выбор платформы

Выбор платформы

Платформа 1С – это основа, необходимая для работы любой конфигурации. По умолчанию предоставляется платформа для установки на компьютер с файловой организацией доступа к данным, т.е. вся информация хранится на основном компьютере в служебных файлах. Доступ к ним предоставляется всем пользователям.

При работе небольшого числа пользователей (например, в офисе до 5 человек), скорость работы будет вполне удовлетворительной. Если количество одновременных обращений к файлам базы данных будет расти, скорость работы пользователей резко снизится. По этой причине обычно выбирают серверные решения. Также может потребоваться отдельный сервер и лицензия к нему для организации работы в 1С с мобильных устройств.

При выборе платформы пользователям важно понимать, что компания 1С продает лицензии по следующему принципу:

  1. Базовый комплект поставки (лицензия) – платформа + типовая конфигурация + лицензия на 1 рабочее место.
  2. Каждое дополнительное рабочее место требует покупки отдельной лицензии.
  3. Сервер 1С (в случае выбора серверной технологии) требует также отдельную лицензию. Помните о том, что для 32-битного и 64-битного варианта эти лицензии разные с технической точки зрения. Я рекомендую выбирать 64-разрядное решение, несмотря на то, что сама по себе лицензия дороже. У 32-разрядной версии есть ограничения по объему оперативной памяти, а это – скорость работы и комфорт пользователей. Если раньше это не было критично, то с развитием технологий и повышением ресурсоемкости программных продуктов, ограничение в 4 Гб ОЗУ становится очень заметным.

При этом нередко продаются «пакеты» для работы: например, лицензия базовая плюс 5 рабочих мест или покупка конфигурации, сервера и 20 рабочих мест общим комплектом. Это маркетинговые решения, при желании всегда можно купить отдельно базовую лицензию, отдельно – рабочие места в нужном количестве и оплатить серверное решение.

Варианты ключей для 1С

Любая лицензия 1С, независимо от ее типа, предоставляется в виде «ключа» к продукту. При этом, например, пользовательские лицензии (рабочие места) остаются актуальными даже в случае обновления программного продукта или смены конфигурации. Также вполне допустимо переносить «ключ» с компьютера на компьютер в случае смены места работы. Но одновременно на двух устройствах ключ работать не будет.

Лицензионные ключи к 1С делятся на два вида:

  • Электронные – комплект пин-кодов, которые активируют программу. Предоставляются на бумажном носителе в запечатанном конверте. В зависимости от вида лицензии, в комплект помимо основного кода, который используется при первой установке программы, также входят от 2 до 5 резервных кодов на случай переустановки системы или замены оборудования (рабочего места).
  • Флэш-ключи – специальные USB-носители, на которые записываются лицензионные ключи к программе. Это решение дороже электронного ключа. И в случае его утери в отличие от электронного замену придется оплатить отдельно. Зато USB-ключи позволяют даже без сетевого сервера регулярно менять рабочее место, ключ будет активироваться при подключении носителя, независимо от используемого оборудования. Например, если бухгалтер работает в офисе и дома, флэш-ключ позволит ему получать доступ к программе по одной пользовательской лицензии и продолжать работу в удобном режиме.

Я рекомендую в случае любых сомнений покупать электронный ключ. Даже если у вас закончатся резервные коды, при необходимости всегда можно будет получить и активировать заново лицензию. В случае использования серверной технологии электронные лицензии подсчитываются по количеству подключенных без учета особенностей оборудования. А именно такой вариант сейчас выбирают практически всегда за исключением, разве что, совсем маленьких компаний (3-5 рабочих мест).

Флэш-носитель стоит покупать для доступа к устаревшим версиям 1С или в случаях, подобных описанному в примере выше, т.е. когда вы сами точно понимаете, зачем вам нужна именно такая версия ключа и ради чего вы переплачиваете и согласны на неудобства в случае утери или порчи «флэшки».

Важно знать: При работе на удаленном сервере, например, в случае использования виртуального хостинга, использование флэш-лицензии невозможно.

Дополнения к 1С

Дополнения к 1С

 

При покупке любой конфигурации также могут потребоваться, так называемые, дополнения. В большинстве случаев это различные коннекторы к другим системам. Например, дополнение «1С СофтФон» необходимо для подключения IP-телефонии от СофтФона к 1С. Для использования подобных дополнений также потребуется отдельная лицензия, т.е. дополнительная оплата.

Пример закупки программного обеспечения 1С

При выборе программных решений от 1С важно понимать, что затраты на конфигурацию, рабочие места, сервер и другие возможности суммируются. А потому при определении бюджета на внедрение стоит ориентироваться не на отдельные цены, указанные рядом с нужным вам видом конфигурации, а вдумчиво подсчитать все лицензии в общем. Для этого можно, например, воспользоваться добавлением товаров в Корзину покупателя на сайте 1С.

Наименование/Цена

1С:CRM ПРОФ. Клиентская лицензия на 10 рабочих мест

58 100 руб.

1С: Предприятие 8. CRM ПРОФ. Электронная поставка

19 600 руб.

1С: Предприятие 8. Клиентская лицензия на 10 рабочих мест

41 400 руб.

1С: Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)

25 960 руб.

1С: Предприятие 8.2. Лицензия на сервер (x86-64)

86 400 руб.

Лицензия на 10 пользователей для 1С-Рарус: СофтФон, Проф, редакция 1

15 000 руб.

ИТОГО

246 460 руб.

Допустим, вы планируете использовать 1С для управления продажами. Причем, вас интересует преимущественно CRM-система, т.е. автоматизация и стандартизация работы с клиентами.Итак, первое, что вы добавляете в корзину. это — 1С.Предприятие CRM ПРОФ.

Но отдельно 1С CRM ПРОФ сложно назвать полноценным решением для автоматизации. Ее используют в комплексе с конфигурацией 1С.Предприятие Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM). В нашем счете появилась еще одна строка.

Далее, для полноценной быстрой работы пользователей вам потребуется организация серверной части. А для этого — Лицензия на сервер 1С.

Следующий шаг — считаем количество рабочих мест. Допустим, в вашем отделе продаж 10 сотрудников. Покупаем лицензию на 10 рабочих мест для 1С.Предприятия (для конфигурации “Управление торговлей” и доступа к серверу). И отдельно приобретаем 10 рабочих мест для использования CRM ПРОФ.

А если вы захотите подключить еще и телефонию, что нужно практически всегда при внедрении CRM, то вам потребуются также пользовательские лицензии для работы с СофтФон.

После подсчета всех компонентов 1С, которые войдут в комплект поставки, не забудьте о том, что в случае применения SQL, вам также понадобится оплатить базу данных. Эта сумма в “Корзине 1С” не учитывается.

Важно: Кроме всех перечисленных выше расходов, вам также потребуется оплатить подписку на ИТС (информационно-техническое сопровождение) от 1С. Без этой подписки к вам не будут приходить бесплатные обновления программного продукта. Стоимость подписки во многом зависит от выбранной конфигурации и другого программного обеспечения. Уточняйте сумму у поставщиков программных продуктов при покупке.

Серверное программное обеспечение

Серверное ПО

Для организации работы любого сервера требуется специальное программное обеспечение, не входящее в комплект поставки 1С. Эти программные решения могут быть бесплатными (лицензия Open source) или платными.

Возможность устанавливать сервер 1С на программное обеспечение Open source появилась сравнительно недавно. А потому при выборе этого типа ПО могут возникнуть сложности с поиском грамотного специалиста.

Стоимость коммерческих решений для сервера в каждом случае придется запрашивать у разработчиков отдельно. Она зависит от ваших мощностей и потребностей, при этом базовые цены в публичный доступ не выкладываются.

Вопрос выбора серверного программного обеспечения для 1С — сложный. Определить, какой из вариантов выгоднее и удобнее однозначно не представляется возможным. А потому стоит помнить, что могут потребоваться дополнительные расходы на серверное ПО. А вопрос стоимости уточняйте у выбранного специалиста.

Оборудование: необходимые мощностиОборудование

Программные системы 1С – решения ресурсоемкие, особенно, если с конфигурацией работает значительное число пользователей из офиса и удаленно. А потому важно помимо выбора и покупки подходящей конфигурации, своевременного проведения обновлений программного обеспечения и правильной организации работы сервера, следить за используемыми компьютерными мощностями и также производить своевременный апгрейд оборудования.

При выборе серверной версии понадобится оплата SQL (лицензии сервера баз данных). Она производится независимо от использования 1С, базы данных SQL – отдельный платный софт. Впрочем, можно установить бесплатный аналог, предварительно изучив плюсы и минусы. В любом случае, важно помнить, что платный софт для работы с базами данных не входит в оплату лицензий 1С.

В случае использования файлового вида хранения информации сервер и оплата SQL не потребуются. Но и тут крайне важно внимательно относиться к компьютерным мощностям. Возможно, при работе с файловой организацией хранения данных это даже важнее, чем при покупке сервера.

Обязательно обратитесь за помощью к квалифицированным IT-специалистам (консультантам, системным администраторам), которые определят, насколько подходит конфигурация вашего оборудования для использования программного продукта, и какие мощности следует увеличить или, что бывает чаще всего, предложат вам купить новый компьютер (сервер) для последующей организации эффективной работы с программным продуктом от 1С в многопользовательском режиме.

Помните: даже самое лучшее программное обеспечение не сможет эффективно работать в случае установки на устаревшее «железо» с недостаточным количеством памяти и низкой скоростью обработки информации.

Пример комплектации серверного оборудования

Ниже приведен пример комплектации сервера, необходимого для организации многопользовательской работы с программными продуктами 1С. Цены и оборудование актуальны на февраль 2018 года.

Тип устройства/ID/Наименование/Цена, руб.

Процессор

262010

Intel Core i5 ­ 7500T OEM

13 900

Socket 1151, 4­ядерный, 2700 МГц, Turbo: 3300 МГц, Kaby Lake­S, Кэш L2 1 Мб, Кэш L3 ­ 6 Мб, Intel HD Graphics 630, 14 нм, 35 Вт

Материнская плата

249054

Gigabyte GA­Q270M­D3H

6 790

Socket 1151, Intel Q270, 4xDDR­4, 7.1CH, 1000 Мбит/с, USB3.1, D­Sub, DVI, HDMI, DisplayPort, mATX, Retail

Корпус

219054

Foxline FL­516­FZ450R Black 450W

2 270

mATX, Mini­Tower, 450 Вт, 2xUSB 2.0, Audio

Система охлаждения

203761

DeepCool GAMMAXX 200T

970

Оперативная память

204903

16Gb DDR4 2400MHz AMD (R7416G2400U2K) (2x8Gb KIT)

12 760

16384 Мб, DDR­4, 19200 Мб/с, CL15, 1.2 В

Накопитель SSD

6985

250Gb SSD Samsung 960 EVO Series (MZ­V6E250BW)

8 250

внутренний SSD, M.2, 250 Гб, PCI­E x4, чтение: 3200 Мб/сек, запись: 1500 Мб/сек, TLC

ИТОГО:

44 940

Материнская плата и процессор (4 ядер вполне достаточно для даже для 30 пользователей 4 Гб MSQL базы данных) выбраны из-за чипсета q270 на котором присутствует функция vPro, позволяющая установить систему и обслуживать сервер удаленно.

NVME диск Samsung превосходят аналогичные HDD диски по скорости чтения в 18 раз и записи в 9 раз (без учета оптимизации NVME дисков для работы с базами данных и прочих аппаратных улучшений). Также решение дает высокую производительность как для файловой версии, так и для для MSSQL или PostgreSQL версии программы.

Оперативной памяти 16 ГБ достаточно для работы 10 пользователей из расчета 1GB на пользователя + виртуальная память на NVME диске.

При выборе аппаратного решения и комплектации сервера воспользуйтесь профессиональной помощью специалистов, которые смогут подобрать для вас решение с учетом выбранных программных продуктов, количества пользователей и ожидаемой нагрузки.

Пример комплектации серверной части приведен с целью помочь пользователям оценить свои возможности и предварительно рассчитать необходимый бюджет.

Аренда 1С: SAAS-решения

Вместо описанной выше покупки многочисленных компонентов компания 1С предлагает альтернативное решение — предоставление доступа к серверу 1С “в облаках”. Здесь уже установлена платформа и выбранная вами конфигурация. Сотрудники 1С отслеживают качество работы, обновляют мощности и проводят техническое обслуживание серверов. При этом вы можете точно так же, как и в случае покупки конфигурации 1С, настраивать ее под свои нужды, проводить какие-то доработки, подключать внешние отчеты и т.д. С одной стороны, вариант решения очень привлекателен, а для небольшой компании — даже выгоден финансово.

С другой стороны, аренда 1С также имеет свои недостатки и ограничения:

  • Важное ограничение касается доступа к базе данных и некоторым служебным разделам, которые могут потребоваться, например, для интеграции “облачной” 1С с сайтом. В большинстве случаев этот вопрос возможно решить положительно, так как ограничения налагаются с единственной целью — обеспечение безопасности. Но для решения вопроса потребуется длительная переписка и согласование всех технических вопросов с сотрудниками 1С.
  • Так как система находится на удаленных “облачных” серверах, все документы вам понадобится сначала загружать через Интернет на сервер 1С, и только потом вы сможете их прикрепить сообщению или документу. В случае большого объема документов это может быть неудобно.
  • Вся ваша информация будет храниться на серверах сторонней компании. Такой подход часто противоречит политике безопасности предприятия и правилам защиты коммерческой тайны.
  • По перечисленным выше причинам аренда 1С — оптимальный выбор для малого бизнеса. Крупным компаниям SAAS-решение не подходит.

Малому и среднему бизнесу я настоятельно рекомендую внимательно рассчитать стоимость аренды 1С, например, на год. При этом обратить внимание на технические ограничения и определить. точно ли вам это решение подойдет. При выборе тарифа на странице аренды 1С вам предложат воспользоваться удобным калькулятором. Он поможет сравнить стоимость аренды и покупки программы. Возможно при выборе “облачного” решения переплачивать вы начнете уже через 6-8 месяцев. При этом вы не получите право собственности на программное решение, даже когда оплатите полную его стоимость.

Я уверен, что каждый бизнесмен способен сам определить, какой вариант решения для него окажется выгоднее в условиях его бизнеса. Главное, помните о плюсах и минусах, которые я перечислил выше.

Кратко о главном: из чего состоит стоимость 1СКомпоненты 1С

Итак, какие статьи расходов вас ждут в случае внедрения программных решений 1С с нуля:

  • Основная лицензия для платформы и/или типовой конфигурации.
  • Рабочие места по числу сотрудников.
  • Серверная лицензия и отдельно SQL-сервер (при выборе серверной конфигурации с соответствующими технологиями).
  • Отраслевое решение (отдельная оплата конфигурации при необходимости).
  • Оплата дополнений к 1С (в случае интеграции с различными программными продуктами).
  • Покупка серверных мощностей (аппаратная часть).

Также вам потребуется квалифицированная помощь специалистов по внедрению 1С для установки и настройки всех компонентов, а также при необходимости доработки системы под ваши потребности. В некоторых случаях внедрение 1С удается произвести без привлечения специалистов. Но обычно это установка файловой версии типовой конфигурации и настройка нескольких рабочих мест без каких-либо доработок, интеграции или серверных компонентов. Во всех остальных случаях специалисты необходимы, а потому эти расходы также следует учитывать в бюджете.

Таким образом, при покупке 1С необходимо учитывать суммарную стоимость затрат на приобретение всего необходимого программного обеспечения и оборудования, его установку и настройку. Кроме того, не забывайте о стоимости владения, которая включает в себя затраты на техническое обслуживание, установку обновлений, обучение персонала и т.д.

Комментарии

1
  • Вот этой то фразой "Но в этом случае вы покупаете готовую «коробку» с платформой и конфигурацией, оплачиваете ее стоимость плюс лицензии по числу рабочих мест. Более ничего оплачивать не понадобится, конечно, за исключением внедрения программного продукта и возможных доработок «под вас».Многие "продажники" от 1с и завлекают таким образом клиентов. А когда приходится каждый год почти 30 000 руб без нескольких копеек платить,клиент возмущается и говорит, что бухгалтер видимо не понимает,что он уже один раз купил 1с и ему обещали, что это все) А почему нельзя правду написать? Что в правде такого страшного?