Владельцы малого бизнеса часто допускают ошибки, а потом приходится разгребать проблемы.
1. Неправильный выбор организационно-правовой формы.
Информации об отличиях ИП и ООО море, но ваш выбор будет зависеть только от вашей конкретной ситуации, потому что факторов может быть море. Не решайте с бухты-барахты, предусмотрите все. Особенно, если выбираете ООО, ведь закрыть ИП гораздо легче и быстрее, чем ликвидировать ООО. И уж тем более, сто раз подумайте и все взвесьте, создавая акционерное общество, потому что это формальностей и контроля у вас будет гораздо больше, чем в обычных ООО.
Трудно выбрать — обратитесь к консультантам. Это дешевле, чем потом исправлять ошибки.
2. Бизнес на равных долях.
Как бы вы ни доверяли партнеру, как бы ни были дружны, никогда не делите бизнес поровну. Это бомба замедленного действия. Если кто-то начнет думать, что партнер неправ, мало работает или что-то еще, каждый станет тянуть одеяло на себя, а поскольку права у всех равные, никто не сможет принять окончательное решение и поставить точку. Начнутся разборки, волокита, и бизнесу придет конец. Доля одного партнера в ООО всегда должна быть больше 50%, если вы работаете вдвоем.
3. Неправильно составленные учредительные документы.
Это вообще большая проблема малого бизнеса. Скачивают уставы из интернета, а потом оказывается, что какие-то важные моменты не предусмотрели и не прописали. Хорошо, если учредитель один, он сам с собой всегда договорится, а когда учредителей несколько, нужно договариваться на берегу по всем вопросам, чтобы потом не было проблем. Опять же, трудно самим — обратитесь к специалистам, чтобы перевели ваши хотелки на юридический язык и закрепили в документах.
4. Неорганизованная договорная работа.
Многие предприниматели легкомысленно относятся к документам и не хранят их должным образом. Если дело дойдет суда, а каких-то документов у вас не будет, ваши шансы на благополучный исход будут гораздо меньше, даже если вы правы. Храните не только договоры, но и переписку с контрагентами.
5. Осуществление видов деятельности, не указанных в ЕГРЮЛ.
Если организация начала новую деятельность, но не указала ее в ЕГРЮЛ, это чревато не только возможными спорами с налоговыми органами. Сведения из ЕГРЮЛ открыты всем. В любой момент ваш потенциальный контрагент может запросить выписку по вашей организации, и, если коды ОКВЭД в выписке не будут соответствовать реальной деятельности, вашу компанию с большой долей вероятности сочтут неблагонадежной, и сделка не состоится. Сами знаете, какое внимание сейчас уделяют проверке контрагентов и как важно не вызывать подозрений. Следить за соответствием кодов ОКВЭД нужно также тем, кто рассчитывает на господдержку.
6. Деятельность без лицензии.
Список видов деятельности, на который нужна лицензия, содержится в статье 12 Федерального закона 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». И будьте внимательны. Бывает, что организация спокойно работает в нелицензируемой сфере, а потом слегка смещает профиль, а там уже лицензия нужна. Так, кадровое агентство, которое трудоустраивает людей в переделах России, в лицензировании не нуждается, а вот для того, чтобы трудоустраивать граждан РФ за рубежом, необходимо получить лицензию.
7. Экономия на бухгалтерах и юристах.
Многие надеются обойтись своими силами, самостоятельно составляют договоры, а потом попадают на крупные суммы. То же самое с бухгалтерами. Нанимают бухгалтера на небольшую зарплату и думают, что все у них будет хорошо, а потом здравствуйте огромные штрафы, пени и доначисления. Вот только недавно писал о том, как компания на УСН открыла филиал, а бухгалтер проморгала, что упрощенцам филиалы иметь нельзя. Практика пестрит подобными историями, а ежи плачут и продолжают есть кактус. Нет у вас денег на компетентного главбуха — наймите простого операциониста, пусть занимается первичкой, а более сложные вопросы отдайте на аутсорс.
8. «Я все знаю сам».
Еще более тяжелый случай вообще в бизнесе и в жизни, а не только в юридической части. Это все равно, что порыться в интернете и сделать себе хирургическую операцию. Действительно, для чего нужны специалисты, которые годами учатся в институте и нарабатывают практику?
9. Нарушение законодательства о рекламе.
Это вообще очень скользкая почва, на которой легко поскользнуться. Называете себя «№ 1» в чем-либо? Используете формулировки «Самый», «Лучший», «Главный» и т.д.? Будьте готовы доказать это или не обижайтесь, если прилетит штраф. Рассылаете рекламные сообщения кому не попадя без согласия абонентов? Это может обойтись дорого. Кроме того, избегайте некорректных сравнений с конкурентами, не используйте товарные знаки не имея соответствующих прав и просто не лгите в рекламе. Изучайте законы и будьте осторожны.
10. Незнание своих прав.
Эта ошибка очень плохо скажется, если к вам придут с проверкой. И налоговые, и полицейские, и другие виды проверок должны проводиться строго в рамках закона, полномочия проверяющих небезграничны. Но часто предприниматели с перепугу делают все, что им говорят и не замечают явных нарушений со стороны проверяющих. Например, многие не знают разницы между оперативно-розыскными мероприятиями (ОРМ) и следственными действиями. Во время обследования помещений в рамках ОРМ вас не могут заставить открыть закрытые помещения, сейфы, шкафы, не могут запретить сотрудникам общаться, передвигаться, покидать помещение. А во время обыска могут, но это уже следственные действия. Всегда полезно заранее узнать о своих правах и свободах и проинструктировать сотрудников, а при проверке заручиться поддержкой адвоката.
11. Работа с непроверенными партнерами.
Тут вы можете попасть на деньги с двух сторон. С одной стороны, вы можете остаться без своих денег, товаров и услуг. С другой налоговики могут отказать в вычете НДС по сделке с неблагонадежным партнером. Проверяйте контрагентов, благо возможностей для этой сейчас просто уйма, от базы ЕГРЮЛ и картотеки арбитражных дел до платных сервисов.
12. Нарушение трудового законодательства.
Даже самый мелкий предприниматель при найме сотрудников приобретает массу обязанностей по отношению к своим работникам. Нужно соблюдать режим труда и отдыха, нормы оплаты труда, правильно принимать и увольнять сотрудников. Ответственность за нарушения — от штрафов до уголовного наказания. Не злоупотребляйте договорами ГПХ — они годятся только для разовых работ и услуг. Если трудовая инспекция заподозрит, что договорами ГПХ вы подменяете трудовые отношения, чтобы сэкономить на страховых взносах и не иметь обязательств работодателей, могут прилететь серьезные штрафы.
Комментарии
4Летом услышано на лесопилке (это мне пересказали): бухгалтера и юристы - это самые бесполезные люди в бизнесе, им платить бестолку. А другой товарищ (розничная торговля) сказал "я знаю сколько я зарабатываю, если я никому не должен, значит в плюсе". Да, малый бизнес живёт одним днём, и это правильно в нашей реалии.....
АллаОтчет2, странно Силуанов говорит, что государство думает о малом бизнесе. Вот текст от пресс-службы Минфина РФ
Первый вице-премьер России Антон Силуанов заявил, что руководство страны возлагает большие надежды на предпринимательство и подчеркнул, что правительство, в свою очередь, окажет всю необходимую помощь отечественному малому и среднему бизнесу.
«Мы приняли специальный национальный проект по содействию развитию малых предприятий, – отметил Силуанов. – Он включает в себя пять направлений».
Первое направление – улучшение условий ведения предпринимательской деятельности. Ключевые моменты реализации направления – обеспечение простого и доступного входа в бизнес, создание условий для того, чтобы бизнес был предсказуемый и прозрачный, создание специальных налоговых режимов с применением последних онлайн-технологий.
Второе направление – расширение доступа субъектов малых предприятий к финансовым ресурсам, в том числе ко льготному кредитованию. В этой связи продолжится программа, в рамках которой малые и средние предприятия, которые работают в приоритетных для экономики областях, будут получать кредиты по ставке 6,5%. Все остальные – по ставке не более 8,5%.
Третье направление – акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства. Улучшать предпринимательский климат правительство планирует за счет внедрения сервисного подхода к оказанию мер государственной поддержки, за счет изменения системы закупок. Доля закупок будет увеличена до 5 трлн рублей.
Четвертое направление – создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации. Пятое направление – создание проекта популяризации предпринимательства.
«Сегодня нужно вовлекать наших граждан в малое предпринимательство. Начинать надо уже со школы. Это очень важно. От популяризации малого бизнеса во многом зависит и желание заниматься им. А это новые рабочие места, новая занятость. Чтобы все больше и больше молодых людей открывали свои предприятия, занимались предпринимательством с теми мерами господдержки, которые мы предлагаем», – пояснил Силуанов.
да уж трындеть не мешки ворочать...
Самая большая ошибка малого бизнеса в России - это официальная регистрация. Все остальные - ее следствие.