О насущном с очень интересным собеседником. О том, почему зарплаты многих главбухов упали в два раза, почему на Кавказе спасают звонки знакомым инспекторам, как О'Генри помогает забыть о бухгалтерии и почему банкам совершенно все равно, какие документы вы им предоставите.
Сегодня беседуем с Аксаной Бжедуговой, директором аутсорсинговой компании НАРТ, к.э.н, доцентом, главным бухгалтером-экспертом и аудитором из Нальчика. Она не только читает «Клерк», но и активно участвует в жизни нашей группы «Красный уголок бухгалтера».
— Сана, спасибо за ваши посты в «КУБе», их всегда интересно читать.
— Лет пять назад обнаружила форум «Клерка», но только искала там информацию. У меня даже в мыслях не было что-то писать на форуме. А в группе в Фейсбуке все само собой получается — органично.
— А почему так нужен совет коллег? Не хватает опыта?
— Общение в группе — больше для удовольствия.
Опыта хватает. Я кандидат наук, доцент кафедры бухучета, автор учебных пособий по бухучету и налогообложению. Так получилось, что сразу после первого курса устроилась на работу главбухом. Вечерами бегала к пожилой соседке-немке, бывшему главному бухгалтеру завода. Когда она мне обьясняла — все было понятно! Прибегала домой — смотрела в «простыню» — ничего не понятно. Но ничего, потихоньку освоила свое первое ООО — это был сельский магазинчик.
Дальше, работая уже сама преподавателем бухучета, я каждый год брала новое предприятие — и для элементарной шабашки, и чтобы освоить и узнать новую отрасль.
Люблю учиться. МГУ им. Ломоносова — мое второе образование. Я закончила там географический факультет. Мой папа 43 года отдал школьной географии и передал мне любовь к ней. Третье высшее — «юриспруденция » в Краснодарском университете МВД.
— Недавно в группе обсуждали снижение зарплат бухгалтеров. И что даже специалист с опытом в Москве редко может надеяться на 100 тыс руб. Почему стали платить меньше?
— Много причин — кризис, обесценивание рубля, меньшая платежеспособность населения. Засилье навязываемых «бухгалтеров» от тех же банков. Своего рода, тоже автоматизация.
Сейчас и правда платят меньше. В 2012-2014 годах я как главбух получала 5 тысяч долларов (в переводе на твердую валюту), сейчас эти же 150 тысяч стали чуть больше 2 тысяч долларов. К тому же, там, где платили 150 в деревянных, сейчас платят только 70.
В регионах зарплаты существенно ниже, чем в Москве. В моем родном северокавказском регионе — раза в 2-3 раза меньше.
— А если на удаленке?
— На ней, чисто теоретически, больше перспектив.
Директоров вызывали на очную ставку. Всем нужен «столичный» ИНН фирмы.
Пришлось регистрировать фирму в Москве. Юридический адрес творит чудеса. Клиенты аутсорсеров охотнее идут к москвичам, неважно, что они только вчера приехали с Твери, Якутска или Махачкалы.
— То есть охотно уехали бы с юга?
— Нет. На юге и климат лучше, и еда вкуснее, а природа сохранилась практически в первозданном виде, много традиций красивых. Здесь люди знакомы друг с другом, сохраняются родственные связи. Кто-то сочтет, что это плохо, но я могу всегда позвонить знакомому инспектору и узнать без бюрократических проволочек все, что меня интересует. Мне могут позвонить с ФСС или с пенсионного: «Мы узнали по своим каналам ваш телефон, это же вы скидывали отчет за такую то фирму? Там СНИЛС / тариф неверно указан, пересдайте, пожалуйста, пока сроки не вышли».
— Пора подводить рабочие итоги года. Какая тема до сих пор беспокоит бухгалтерское сообщество?
— Например, с банковскими блокировками встречаюсь очень часто. У меня аутсорсинговая компания, и у клиентов сейчас тенденция — открывать не меньше 4-5 счетов сразу, так как после первой блокировки практически невозможно открыть счет в другом банке. Банки творят, что хотят. Им может не понравиться что угодно — от региона фирмы контрагента до ... платежей по двум разным (совершенно легальным и зарегистрированным) ОКВЭДам.
За последние два года я столкнулась с сотней блокировок у моих клиентов, и ни разу не было случая, чтобы банк удовлетворился полученными документами и отменил блокировку. Ни разу!
Более того — если год назад тот же Модульбанк разрешал перевести остаток денег при закрытии счета любому контрагенту, сейчас уже эта практика канула в лету.
Банки ввели процент удержания при закрытии — 20% у Модуля и 15% у Тинькофф. Изначально этот процент удерживали при непредоставлении документов. Сейчас — в 9 случаях из 10, несмотря на предоставленные документы. Последний случай — «вы не предоставили все документы» пишет банк уже в пятый раз. Объясняю — мы не предоставили декларацию НДС, так как находимся на УСН. Мы не предоставили документы, подтверждающие аренду, так как ничего не арендуем — все склады собственные. Но банк запрашивает в пятый раз «недостающие документы» и предлагает нам закрыть счет с удержанием 20%, так как представлены не все документы. А ведь банки, по сути, те же коммерческие предприятия, как и те кого они сегодня «нагибают».
— Отчетность закончилась. Ура?
— Конечно, «ура». В этот раз 25 октября забила на все и пошла в кино. Это было первый раз в моей жизни. Но и то, потому что контрагент честно сказал, что раньше чем через 2-3 часа он мне книгу продаж не скинет.
Обычно в день сдачи отчетности я на страже. Своим бухгалтерам в аутсорсинговой компании всегда говорю, что четыре дня в году они работают в любом состоянии и до полуночи — 25 апреля, 25 июля, 25 октября и 25 января.
— Чем отвлекаетесь после напряженки на работе?
— Много увлечений. Я вела авторскую передачу на ТВ о черкесской кухне, сейчас пишу книгу о ней. Перевожу О'Генри с английского на черкесский язык. Люблю путешествовать, стараюсь в год посещать хотя бы 5-6 стран или новых мест.
— Лайфхаком для коллег поделитесь?
— Планирование наше все. Я большая последовательница 100-дневок, тайм-менеджмента. У меня максимально распланированы дни/недели/месяцы. Вот например, до конца 2018 года осталось всего 8 недель. И я знаю, чем займусь в оставшиеся выходные — путешествия в радиусе 500 км, семейные праздники. Так же и в бухгалтерии. У меня месяц разделен на 4 недели.
Первая неделя месяца — это сдача СЗВ-М и начисления зарплат, вторая неделя — это выплата авансов и оплата страховых взносов, третья неделя — обработка выписок банка, ревизия договоров и первички, четвертая — составление сводных регистров, ревизия рабочих баз, сверки с контрагентами. Главное правило — ничего не переносится на следующую неделю.
И если не успеть все вовремя — в субботу я работаю над хвостами. И чтобы мои планы на выходные не страдали, не филоню.
Комментарии
12Приятно почитать интервью с землячкой, особенно понравились увлечения. У меня есть филиалы в КЧР и КБР и звонки из ФСС : осталось 5 дней до конца срока, не забудьте сдать отчет, удивляют и радуют. Может и я когда-нибудь вернусь на родину и буду работать удаленно.
Приблатнённая - "деревянные", "забила на всё"?
Ой... обычные слова, это живая беседа, а не выступление на пленуме.
"У меня все распланировано, но сдаю отчетность в последний день и не могу приучить клиентов к порядку"??? А про "день сдачи отчетности - 25 число" - вообще перл :)
Ой, мне всегда так нравятся подобные посты. Можно узнать, ваши клиенты как зайчики сдают документы к 10? Клерк с удовольствием опубликует интервью с Вами, где Вы расскажете о своих успехах на поприще бухгалтерского аутсорсинга. Только вот обычно после таких постов продолжения не следует. Главное гадость коллеге написать :(
Я тоже работаю на аутсорсе. Конечно, клиент клиенту- рознь, но зачем брать проблемных, чтоб потом под них подстраиваться и сидеть до 23ч55мин 25 числа? Нет у меня регалий,знакомых в гос.инстанциях и клиенты очень простые, но дисциплинированные, поэтому рассказывать нечего :)
А Вы как определяете проблемность клиента при заключении договора? Телепатическим путем? И клиенты к вам косяками ходят, что можно выбирать-перебирать? Об этом тоже можно рассказать. Не каждому удается иметь столько клиентов, что можно отказывать просто потому, что вам клиент не показался.