Глава Минтруда утвердил план работы по подготовке предложений по совершенствованию методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума. Новая потребительская корзина должна быть разработана к 2021 году.
Кроме того, в ряде регионов стартует пилотный проект, направленный на снижение уровня бедности в 2 раза.
ПМ и корзина
Прожиточный минимум — это минимальный уровень дохода, который необходим для удовлетворения жизненных потребностей человека. В законе сказано, что ПМ — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина — необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги.
Состав корзины регламентирован Федеральным законом № 227-ФЗ от 03.12.2012.
В состав корзины входят следующие продукты питания:
№ п/п |
Наименование |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) |
||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
||
1 |
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые), кг в том числе: |
126,5 |
98,2 |
77,6 |
|
бобовые |
6 |
5 |
3 |
|
мука пшеничная |
6 |
6 |
5 |
|
рис |
3 |
3 |
4 |
|
другие крупы (кроме риса) |
5,5 |
5 |
6 |
|
хлеб пшеничный |
68,9 |
65 |
48,3 |
|
хлеб ржаной |
68,9 |
35 |
25,2 |
|
макаронные изделия |
9 |
8 |
7 |
2 |
Картофель, кг |
100,4 |
80,0 |
88,1 |
3 |
Овощи и бахчевые, кг в том числе: |
114,6 |
98,0 |
112,5 |
|
капуста свежая и квашеная |
43,5 |
36 |
35,2 |
|
огурцы и помидоры свежие и соленые |
5 |
4 |
12,6 |
|
столовые корнеплоды |
43,5 |
38 |
42,6 |
|
прочие овощи |
22,6 |
20 |
22,1 |
4 |
Фрукты свежие, кг |
60,0 |
45,0 |
118,1 |
5 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, кг в том числе: |
23,8 |
21,2 |
21,8 |
|
сахар |
22,6 |
20 |
18,7 |
|
конфеты |
1 |
1 |
2 |
|
печенье |
1 |
1 |
3,5 |
6 |
Мясопродукты, кг в том числе: |
58,6 |
54,0 |
44,0 |
|
говядина |
20,5 |
19 |
17,6 |
|
баранина |
1,6 |
1 |
0,5 |
|
свинина |
10,5 |
9 |
3,7 |
|
мясо птицы |
26 |
25 |
22,2 |
7 |
Рыбопродукты, кг в том числе: |
18,5 |
16,0 |
18,6 |
|
рыба свежая |
17,5 |
15 |
17,6 |
|
сельдь |
1 |
1 |
1 |
8 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, кг в том числе |
290,0 |
257,8 |
360,7 |
|
молоко, кефир |
120 |
105 |
137,4 |
|
сметана |
2 |
2 |
3 |
|
масло животное |
3,3 |
3 |
5,5 |
|
творог |
14 |
12 |
14 |
|
сыр |
4,5 |
4 |
4,5 |
9 |
Яйца, шт |
210 |
200 |
201 |
10 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры, кг в том числе: |
11,0 |
10,0 |
5,0 |
|
маргарин и другие жиры |
1,5 |
2 |
0,5 |
|
масло растительное |
9,5 |
8 |
4,5 |
11 |
Прочие продукты (соль, чай, специи), кг в том числе: |
4,9 |
4,2 |
3,5 |
|
соль |
3,7 |
3 |
2,4 |
|
чай |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
|
специи |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Кроме того, в состав корзины входят также непродовольственные товары и услуги. Их стоимость законом привязана к стоимости продуктов питания (промтовары — 50 % от стоимости еды, услуги — 50 % от стоимости еды).
Помимо потребительской корзины при расчете ПМ также учитываются расходы на обязательные платежи и сборы (НДФЛ). Причем такие платежи определяются только для трудоспособного населения.
Новый подход к корзине
Власти намерены «перетрясти» потребительскую корзину.
«К 2021 году нам нужно будет выработать конкретные предложения по потребительской корзине, эту работу мы начали. Есть разные подходы, разные предложения, но ни у кого нет сомнения, что стандарты отнесения к малообеспеченности мы должны менять. Страна развивается — потребление должно тоже увеличиваться. Оценки должны тоже меняться», — заявил глава Минтруда Максим Топилин.
29 ноября состоялось заседание рабочей группы, на котором рассмотрен вопрос совершенствования методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума.
Участники заседания рассмотрели вопрос анализа потребления продуктов питания в домашних хозяйствах с разным уровнем доходов. Так, представители ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи» рассказали о минимальных наборах пищевых продуктов и здоровом питании, представители Института социальной политики НИУ ВШЭ — об эффекте от изменения минимальной продуктовой потребительской корзины с учетом рекомендаций Минздрава по рациональным нормам питания.
Следующее заседание рабочей группы состоится в I квартале 2019 года.
План Минтруда
Совершенствовать методику определения потребительской корзины будут по плану, составленному Минтрудом.
Для начала в феврале 2018 создали рабочую группу, которая будет заниматься этим вопросом. В состав рабочей группы входят представители Совета Федерации, Госдумы, федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, объединений работодателей, научных организаций, других заинтересованных структур.
В ноябре 2018 рабочей группой рассмотрен вопрос «Анализ потребления продуктов питания в домашних хозяйствах с разным уровнем доходов. Пищевая и энергетическая ценность рациона питания домашних хозяйств и рациональные нормы здорового питания».
В феврале 2019 рабочая группа рассмотрит подготовленные Росстатом данные о потреблении продуктов питания и потребительских расходах в домашних хозяйствах с разным уровнем материальной обеспеченности.
Минздрав к этому времени подготовит предложения по формированию минимального набора продуктов питания потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ.
В марте 2019 в Госдуме пройдет «круглый стол» на тему: «Минимальный набор продуктов питания потребительской корзины и рациональные нормы здорового питания» с участием членов рабочей группы.
В апреле 2019 рабочая группа рассмотрит предложения по определению размеров соотношения стоимости непродовольственных товаров и стоимости услуг со стоимостью продуктов питания в потребительской корзине. Напомним, сейчас это 50 % 50 %.
Также будут рассмотрены предложения по совершенствованию правил исчисления величины прожиточного минимума, включая учет обязательных платежей и сборов при исчислении величины ПМ и уточнение перечня продуктов питания для определения уровня потребительских цен при исчислении величины ПМ.
В мае 2019 будет рассмотрен вопроса: «Финансово-экономическая оценка подходов к совершенствованию потребительской корзины».
К июню 2019 подготовят проект нормативного правового акта по установлению потребительской корзины в целом по РФ и связанные с ним проекты НПА по утверждению методических рекомендаций по определению потребительской корзины и Правил исчисления величины ПМ на душу населения.
До декабря 2019 эти проекты будут рассматривать, обсуждать и согласовывать.
К марту 2020 подготовят предложения по величине ПМ, рассчитываемой на основе новой потребительской корзины, в рамках подготовки материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Что еще поменяется
Методические рекомендации по определению потребительской корзины утверждены Постановлением Правительства РФ № 54 от 28.01.2013.
В п.4 этих рекомендаций оговаривается порядок отнесения граждан к социально-демографическим группам:
- трудоспособное население — мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно и женщины в возрасте от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста;
- пенсионеры — мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности;
- дети в возрасте 0 — 15 лет.
Однако в связи с повышением пенсионного возраста этот пункт надо менять, в связи с чем Минтруд разработал законопроект, который 30 ноября был рассмотрен на заседании РТК.
К социально-демографической группе «трудоспособное население» предлагается относить лиц от 16 лет и старше, не достигших предусмотренного законом возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, к социально-демографической группе «пенсионеры» — лиц, достигших данного возраста. При этом сохраняются положения, касающиеся отнесения к социально-демографическим группам населения неработающих инвалидов I и II групп трудоспособного возраста, а также лиц, получающих пенсию по инвалидности.
Пилотный проект
Издан Приказ Минтруда № 748 от 28.11.2018 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза».
Подробнее читайте об этом в материале «Уровень бедности снизят в 2 раза. Эксперимент уже стартовал».
Комментарии
5Вот хлеб и конфеты я сырые ем. А крупу и бобовые сырые не грызу, как не ем сырую рыбу и мясо. Поэтому надо считать готовые блюда - кашу, суп, котлеты и по ценам столовых. Ведь чтобы приготовить, нужна посуда, плита, холодильник для хранения, помещение кухни. Книга рецептов тоже, я же не профессиональный повар, только испорчу продукты. На брак хотя бы процента 3 набросить, на усушку, утряску, бой. Вот и получается пригодное к употреблению гораздо дороже, чем сырое.
А я конфеты, печенье и сахар не ем! Можно мне вместо них мяса, рыбы и красной икры?
А птица вообще не указана, хотя строка предусмотрена.
Посчитать не проблема, но обидно же.
Молочку не ем, овощи и сахар тоже, укладываюсь в 100 р. в день. Могу жить на "министерскую" диету.
Но я в два раза худее депутата, если что!!! И спортом не занимаюсь, экономлю энергию.