Количество бедных в России уменьшится. Причем не на какие-то небольшие проценты, а сразу в 2 раза. Такую амбициозную задачу ставит Минтруд, который издал Приказ № 748 от 29.11.2018 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза».
В чем суть проектов и где они пройдут — расскажем.
Где и когда
Пилотные проекты будут проведены в следующих регионах: Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край, Нижегородская, Ивановская, Липецкая, Томская и Новгородская области.
Глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что с этими регионами достигнута договоренность «провести на их территории эксперимент по персонифицированному выявлению семей с низкими доходами с тем, что построить для них траектории выхода из малообеспеченности».
Период реализации пилотных проектов — с 1 декабря 2018
по 30 ноября 2019.
Топилин добавил, что в последующем эту технологию, в том числе с применением единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), «планируется где-то с 2021 года развернуть уже по всей стране».
Цель
Основная цель пилотных проектов — провести всесторонний анализ причин бедности, разработать на примере участвующих в эксперименте субъектов РФ эффективные универсальные механизмы, направленные как на увеличение доходов граждан, так и на снижение бедности.
Достижение целей и задач пилотных проектов будет контролироваться посредством проведения Минтрудом регулярного мониторинга их реализации. Результаты оценки эффективности принимаемых мер по снижению бедности будут положены в основу рекомендаций по подготовке региональных программ снижения бедности.
Пилотные проекты проводятся в 4 этапа.
Этап № 1
1-ый этап проекта пройдет с 1 декабря 2018 по 20 марта 2019. Он включает в себя следующие мероприятия:
- проведение оценки реального уровня и структуры бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований, выявление основных факторов и причин бедности граждан и семей (уровень доходов, состояние здоровья, уровень образования, занятость, безработица, участие в программах социальной поддержки, иждивенческая нагрузка и др.), выявление периодов пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств) и особенностей бедности в городской и сельской местностях;
- выявление доли малоимущих граждан, получающих и не получающих меры социальной поддержки и государственную социальную помощь за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов, размеров предоставленных мер, а также причин, по которым малоимущие граждане не получают государственную социальную помощь на региональном уровне и в разрезе муниципалитетов;
- оценку влияния региональных мер социальной поддержки населения на снижение бедности, а также выявление наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей из бедности;
- изучение возможностей перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки и развития социальных программ, ориентированных, прежде всего, на поддержку малоимущих семей;
- подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию региональной нормативно-правовой базы социальной защиты населения;
- подготовку необходимых нормативных документов и внедрение в практическую деятельность решений, направленных на достижение целей в рамках текущего этапа.
Этап № 2
2-ой этап пройдет с 21 марта 2019 по 20 июня 2019. Он включает в себя следующие мероприятия:
- проведение анализа влияния уровня экономического развития регионов, а также мероприятий в рамках национальных проектов на повышение доходов населения;
- проведение анализа и подготовку предложений по сокращению бедности за счет реализации мер в сфере занятости, здравоохранения и образования;
- подготовку предложений по созданию системы мониторинга самозанятого населения;
- подготовку предложений по формированию и ведению региональных реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
- подготовку предложений по созданию системы мониторинга уровня жизни населения с целью своевременного принятия адекватных мер по его повышению;
- подготовку предложений по развитию Единой государственной информационной системы социального обеспечения в целях определения факторов и масштабов бедности для совершенствования системы мер социальной поддержки населения;
- внесение изменений в нормативно-правовую базу регионов в части использования ЕГИССО;
- подготовку необходимых нормативных документов и внедрение в практическую деятельность решений, направленных на достижение целей в рамках текущего этапа.
Этап № 3
3-этап пройдет с 21 июня 2019 по 20 сентября 2019. Он включает в себя следующие мероприятия:
- подготовку предложений, направленных на сокращение бедности за счет развития системы социальной помощи и обеспечение ее предоставления исходя из принципов адресности и нуждаемости;
- подготовку предложений по модернизации системы пособий на детей, а также развитию мер поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных, направленных на сокращение бедности;
- проведение оценки влияния социальных программ, направленных на повышение уровня жизни, сокращение уровня и глубины бедности;
- разработку механизмов, направленных на предотвращение социального иждивенчества и стимулирующих получателей государственной соцпомощи к проявлению инициативы для преодоления трудной жизненной ситуации;
- подготовку предложений по расширению практики оказания государственной социальной помощи на основании социальных контрактов и повышению ее результативности;
- проработку инструментов социальной адаптации нуждающихся граждан (обучение, социально-психологическая работа с детьми и подростками из малоимущих семей и иное);
- подготовку предложений по дополнительным источникам финансирования адресной социальной помощи;
- подготовку необходимых нормативных документов и внедрение в практическую деятельность решений, направленных на достижение целей в рамках текущего этапа.
Этап № 4
4-ый этап пройдет с 21 сентября 2019 по 30 ноября 2019. Он включает в себя следующие мероприятия:
- подготовку проектов региональных планов мероприятий, направленных на увеличение доходов граждан и снижение бедности, включая оценку финансового обеспечения и ожидаемого эффекта от внедрения планируемых мероприятий по достижению поставленных задач;
- разработку и представление предложений по подготовке методических рекомендаций по принятию региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и внесению изменений в действующее законодательство РФ.
Что еще
Кроме того, Минтруд ведет работу по пересмотру подходов к утверждению потребительской корзины, состав которой напрямую влияет на величину прожиточного минимума. Создана рабочая группа, ведутся обсуждения.
Подробнее о плане работы в этом направлении читайте в материале «Прожиточный минимум будут считать по-другому. Чем наполнят потребительскую корзину».
Комментарии
27Какое-то балабольство, по моему мнению...
А сведётся всё к постулату – просто так больше ничего не получите (введут "социальный контракт", это когда пособия надо будет отрабатывать, скорее всего, в социалке и коммуналке, да и всё тут).
Ну что ж, просто замечательно. Денюшки выделят, их попилят, на выходе будет пшик. Все как всегда. Одно из трех, либо народ за идиотов держат, либо сами идиоты, во что не верится, либо сволочи.
А у меня интерес теоретический - как планируют выявлять нуждающиеся семьи, не получающие пособий и льгот?
Скорее всего самыми нуждающимися будут признаны именно такие граждане: https://www.klerk.ru/buh/news/478788/