В рамках предстоящего всеобщего перехода на электронные трудовые книжки в числе прочих Минтруд разработал законопроект, который вносит поправки в порядок персонифицированного учета.
Дело в том, что вместо обычной трудовой книжки введут электронные сведения, которые будут передаваться в ПФР.
По сути, это еще один отчет, который будут формировать работодатели. Что он в себя включает, и как часто его надо будет сдавать — расскажем.
Что
Проект о внесении изменений в Федеральный закон № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» размещен для публичного обсуждения.
Раздел «Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица» станет составной частью индивидуального лицевого счета. В этом разделе будут отражаться сведения о приеме на работу, переводе на другую работу с указанием должности, специальности, профессии, квалификации, об увольнении с указанием оснований прекращения трудового договора.
В новом разделе ИЛС будут отражаться следующие сведения:
1) место работы:
- наименование страхователя, сведения о его переименовании, основание переименования и данные соответствующего документа о переименовании;
- регномер страхователя;
2) выполняемая работа и периоды работы:
- сведения о приеме на работу или назначении в структурное подразделение страхователя (при наличии);
- наименование должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации (разряда, класса, категории, уровня квалификации) (при наличии);
- сведения о переводах на другую работу;
- сведения об увольнении и основаниях прекращения трудового договора;
- данные соответствующего приказа (распоряжения) иного решения или документа страхователя, являющегося основанием для оформления указанных в настоящем подпункте трудовых отношений.
Когда
Предоставлять все эти данные в ПФР работодатели будут с 1 января 2020 ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем. Такой график сдачи новой отчетности будет действовать 1 год, до конца 2020-го.
С 1 января 2021 года представлять такие сведения надо будет не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения) или иного документа, являющегося основанием для представления указанных сведений.
Как
Формировать вышеназванные сведения необходимо в форме электронного документа. Для этого страхователи могут пользоваться своей бухгалтерской программой или применять электронные сервисы, предоставляемые на безвозмездной основе Пенсионным фондом.
Таким образом, даже для мелких компаний и индивидуальных предпринимателей бумажного варианта сдачи этого отчета не предусмотрено. Все будут сдавать сведения исключительно в электронном виде.
Расходы бизнеса
Никаких расходов бизнес не понесет, уверены в Минтруде.
В пояснительной записке отмечается, что законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности.
Ожидается, что работодатели не понесут расходов, связанных с внедрением трудовой книжки в электронном виде, по следующим основаниям:
Вот как Минтруд обосновал отсутствие расходов работодателей при введении для них новой обязанности:
1) кадровые документы в организациях так и так уже формируются в какой-то программе (например, 1С), а значит сформировать там необходимые данные не составит труда;
2) никаких принципиально новых сведений формировать не надо будет. Все то же самое сейчас указывается при заполнении трудовой книжки. Из нового — уточняется только перечень данных об образовании и квалификации работников;
3) работодатели имеют опыт предоставления данных в электронном виде в ПФР начиная с 2002 года.
Расходы бюджета
Предлагаемые поправки потребуют определенных вложений со стороны федерального бюджета. На внедрение этой системы в 2019 году потребуется 76,5 млн. рублей, в 2020 году — 83,2 млн. рублей, с 2021 года ежегодно — 122,7 млн. рублей.
Общий объем затрат на необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия составит 159,7 млн. рублей в 2019-2020 годах и 122,7 млн. рублей в последующий период ежегодно.
Ответственность
За ненадлежащее исполнение обязанности по передаче сведений о трудовой деятельности страхователь (его должностное лицо) несет административную ответственность за нарушение трудового законодательства.
Накладывать наказания за такие нарушения уполномочен Роструд. Но как трудинспекторы узнают о нарушении? Им об этом сообщит ПФР в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Добавим, Статья 5.27 КоАП будет дополнена частью 8, согласно которой с 2021 года нарушение работодателем сроков предоставления сведений о трудовой деятельности работника в информационную систему ПФР, либо предоставление данных сведений в неполном объеме или в искаженном виде, — влечет предупреждение должностных лиц.
Для этой цели разработан проект о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комментарии
49вобщем, пока бухгалтер в отпуске - никто не увольняется и не устраивается на работу. жизнь на предприятии замирает...
Не бухгалтер, а кадровик. А при бумажном документообороте разве по-другому?
Конечно по другому, бухгалтер (ну или кадровик) выходит из отпуска и спокойно оформляет все кадровые перемещения нужной датой. Теперь так не получится.
И трудовую книжку не в день увольнения выдает, а когда сможет?
А разве речь идет только об увольнении? И да, иногда и этот вопрос можно решить полюбовно.
Да я и не спорю, что не удобно. Просто хочу показать, требования законодательства плохо совмещаются с режимом работы микропредприятия, когда бухгалтера (он же - кадровик) заменить некем. Электронный документооборот только усугубит ситуацию, но проблема было и до.
А в малом бизнесе где Вы кадровика видели? Все делает бухгалтер, если он есть, причем за ту же зарплату. А если нет, то специализированная фирма.
Общий объем затрат на необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия составит 159,7 млн. рублей в 2019-2020 годах и 122,7 млн. рублей в последующий период ежегодно.
За ненадлежащее исполнение обязанности по передаче сведений о трудовой деятельности страхователь (его должностное лицо) несет административную ответственность за нарушение трудового законодательства.
ВОТ ОТВЕТ НА ВСЕ ВОПРОСЫ: 1. Честное изъятие денег из бюджета, 2. Пополнение бюджета за счет штрафов.