Онлайн-кассы

Инструментарий налогового контроля расширяется: что от этого выигрывает бизнес?

Сегодня размер средней выручки на одну кассу вдвое превышает тот, который был до начала реформы. Административная нагрузка на добросовестный бизнес значительно снижена.

Сегодня размер средней выручки на одну кассу вдвое превышает тот, который был до начала реформы. Административная нагрузка на добросовестный бизнес значительно снижена. А гражданский контроль набирает обороты: к настоящему времени граждане проверили более 50 млн чеков. Эффективность системы онлайн-ККТ налицо. Правовым и практическим аспектам этого инструмента налогового администрирования, а также введению не менее эффективной системы надзора — маркировки и прослеживания товаров было посвящено выступление руководителя проектов компании «Такском» Сергея Анисимова на Конгрессе профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.

Что нового в правовом поле системы онлайн-ККТ?

Все представители розничной торговли и сферы услуг при продаже товаров покупателям и оказании услуг клиентам обязаны проводить расчеты через онлайн-кассы. В этом, как сказал Сергей Анисимов, заключается суть последней редакции Федерального закона № 54-ФЗ. Однако обязательный порядок применения онлайн-ККТ для разных категорий бизнеса вводится поэтапно (некоторые из них пока вправе работать без ККТ), а совершение отдельных операций при помощи кассы — пошагово. Федеральный закон от 03.07.2018 № 190-ФЗ дал отсрочку до 1 июля 2019 года таким операциям, как:

— зачет/возврат предварительной оплаты и аванса;

— предоставление/выдача займа.

И это при том, что погашение займа проводится через контрольно-кассовую технику уже с 1 июля 2018 года. Здесь исключение составляют лишь некоторые случаи погашения нецелевого займа.

Но определены и ситуации, в которых пользователи ККТ вовсе не обязаны формировать кассовые чеки. К ним относятся:

— оплата услуг физлица по договорам гражданско-правового характера;

— выдача работникам организации заработной платы или материальной помощи, а также денег под отчет.

Еще контрольно-кассовая техника может не применяться, если физическое лицо оплачивает товар или услугу наличными деньгами в банке, но это временно только до 1 июля 2019 года. К недавним нововведениям относится и то, что Федеральная налоговая служба теперь вправе снимать онлайн-кассы с учета в одностороннем порядке в следующих случаях:

— несоответствия ККТ требованиям законодательства;

— истечения срока действия фискального накопителя;

— прекращения деятельности организации или индивидуального предпринимателя и исключения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП соответственно.

А самые свежие нормативные изменения затронули реквизиты кассового чека и бланка строгой отчетности и их форматы. В них учтено повышение ставки НДС до 20 %, заменено название реквизита «код товарной номенклатуры» на «код товара», а также сделаны другие поправки. Состав реквизитов кассового чека обновляется по мере того, как меняются рыночные нормы. На данном этапе, как отметил в своем выступлении Сергей Анисимов, представляет затруднение для автоматизированной обработки реквизит «наименование товара» в связи с тем, что продавцы называют одну и ту же продукцию по-разному. Прийти к единообразному отражению наименования в чеке позволит Единый каталог товаров Российской Федерации. А поможет в его создании цифровая маркировка.

В них учтено повышение ставки НДС до 20 %, заменено название реквизита «код товарной номенклатуры» на «код товара», добавлен новый признак предмета расчета — «залог», а также сделаны другие поправки

Для чего нужна система цифровой маркировки?

Маркировка — это нанесение на каждую единицу товара или его упаковку уникального идентификационного кода, предназначенного для прослеживания движения изделия с момента его производства на территории РФ или ввоза в Россию до вывода из оборота. При оптовой реализации информация о товаре, зашифрованная в коде, должна направляться в специальную информационную систему «Оператора-ЦРПТ» через оператора электронного документооборота (ЭДО) с помощью универсального передаточного документа (УПД). В розничной торговле сведения о маркированном изделии передает в эту же систему контрольно-кассовая техника через оператора фискальных данных (ОФД). Целью внедрения единой системы маркировки является минимизация незаконного товарооборота, повышение собираемости налогов и таможенных платежей и ведение статистики товарооборота.

Однако что от этого выигрывает бизнес? Конкурентоспособность добросовестных предпринимателей повышается в разы в результате ухода с рынка недобросовестных игроков. А какова польза от маркировки покупателям товаров? У них появляется возможность благодаря уникальному коду, нанесенному на изделие, проверять необходимую информацию о производителе, сроках изготовления и многую другую. Планируется, что к 2024 году будет действовать единая система маркировки на все товарные группы.

В настоящее время в обязательном порядке При оптовой реализации табака эти коды вместе с электронными универсальными передаточными документами (УПД) отправляются в специальную информационную систему через оператора ЭДО «Такском». В розничной торговле сведения о маркированном изделии передает в эту же систему контрольно-кассовая техника через оператора фискальных данных маркируются меховые изделия. Уже идут пилотные проекты по лекарственным препаратам, табаку, обуви и молочной продукции. «Такском» принимает участие в них в качестве оператора ЭДО и оператора фискальных данных. Кроме того, компания занимается разработкой предназначенных для автоматизации работы в условиях маркировки решений, в том числе совместных с производителями контрольно-кассовой техники и разработчиками учетных систем. И уже сегодня на рынке представлен созданный на платформе «1С» интегрирующийся с любыми учетными системами программный продукт «Такском» «Станция Сканирования».

Согласно скорректированным планам все табачные изделия, выпускаемые на отечественном рынке, должны будут обязательно маркироваться на производстве с 1 июля 2019 года. На маркировку остатков табачной продукции в магазинах и на складах будут введены иные временные требования. Очевидно, что для работы с маркированными товарами потребуется электронный документооборот как внутри компании, так и с контрагентами. Как запустить в организации ЭДО, знает каждый оператор и предлагает для этого собственное уникальное решение. Поэтому для понимания, что нужно делать для того, чтобы внедрить ЭДО, необходимо обратиться к выбранному оператору. Опыт компании «Такском» в качестве разработчика программных продуктов и оператора ЭДО позволит найти как типовые, так и индивидуальные решения под различные запросы бизнеса. Одним из них является ПО «Такском-Файлер», отвечающее актуальным требованиям к автоматизации бизнес-процессов в условиях маркировки.

Компания «Такском», участвуя в пилотных проектов по прослеживанию оборота маркированных товаров, приглашает всех заинтересованных представителей рынка присоединиться к пилотам. Это позволит опробовать новые процессы и устранить возможные помехи до наступления срока обязательной маркировки.

Начать дискуссию