Год только начался, а бухгалтерам-бюджетникам нужно готовиться к предстоящим изменениям в учетную политику.
Чего ждем?
С большой долей вероятности уже в первом полугодии будут внесены изменения в Закон о бухучете, Бюджетный кодекс, а также в некоторые стандарты учета для госсектора. Ожидается, что все эти изменения вступят в силу уже в этом году.
Например, в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится проект Федерального закона № 620132-7 о внесении изменений в Закон о бухгалтерском учете, подготовленный Правительством РФ. Основные предложения Правительства РФ сводятся к следующему:
— вместо «государственного сектора» вновь будет использоваться понятие «бюджетная сфера»;
— возвращается норма о том, что требования главбухов в части ведения учета обязательно для всех работников учреждения.
Оба предложения Правительства РФ уже когда-то было в Законе о бухучете. Видимо, для возвращения появились веские причины.
Кроме того, законопроектом предполагается дополнить ст. 19 Закона о бухгалтерском учете частью 3, согласно которой порядок организации и осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства РФ о внутреннем финансовом контроле. В настоящее время организация внутреннего в государственных и муниципальных учреждениях контроля регулируется рекомендациями Минфина и ведомственными нормативными документами.
А на сайте Минфина России можно ознакомиться с проектом Федерального закона № 493988-7 о внесении изменений в Бюджетный кодекс в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, отдельные положения которого должны применяться с 1 января 2019 года.
Прошло немногим более года после вступления в силу первых федеральных стандартов учета, а Минфин России, согласно Программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 — 2021 гг. (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2018 № 223н), уже готов внести изменения в стандарт «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Минфином подготовлен и проект изменений в стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н). Согласно этим проектам изменения в указанные стандарты вступят в силу с момента опубликования соответствующих приказов.
Вероятно, что в течение 2019 года будут скорректированы и другие нормативные документы, регулирующие ведение бухучета в учреждениях госсектора.
И что теперь?
Изменения законодательных и нормативных актов происходили и в предыдущие годы. Но бухгалтеры не торопились корректировать учетную политику учреждений. Однако после вступления в силу с 1 января 2019 года федерального стандарта «Учетная политика» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н) бухгалтерам учреждений госсектора придется более внимательно следить за событиями в нормативной базе.
Напомним, что согласно п. 12 СГС «Учетная политика» в учетную политику учреждения необходимо вносить изменения, в частности, в случае изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это требование федерального стандарта повторяет норму п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Кроме того, когда происходит изменение учетной политики в течение отчетного года, и оно не связанно с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, то такие изменения производятся по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Об этом сказано в п. 13 СГС «Учетная политика».
При этом в ФСБУ «Учетная политика» не указан порядок внесения изменений в учетную политику. Нет соответствующих разъяснений в Методических рекомендациях по применению ФСБУ «Учетная политика», доведенных Минфином в Письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее — Методические рекомендации).
На все эти требования стандарта не стоило бы обращать внимания, если бы не было необходимости оценки последствий изменения учетной политики.
Так, согласно п. 15 СГС «Учетная политика» оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения. Кроме того, в соответствии с п. 18 СГС «Учетная политика» в случаях, когда оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) осуществить не представляется возможным, нужно применять измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).
Таким образом, с этого года бухгалтеру необходимо:
— четко знать дату вступления в силу законодательных и нормативных документов;
— разработать процедуру внесения изменений в учетную политику.
И все это радо того, чтобы произвести оценку последствий изменений учетной политики.
Обратите внимание! В Пояснительной записке к бухгалтерской отчетности в отношении последствий изменения учетной политики в частности необходимо раскрывать информацию о соответствующем порядке, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, с которой он применяется в связи с изменением учетной политики. Об этом сказано в п. 20 СГС «Учетная политика».
Как быть?
Ни СГС «Учетная политика», ни Методические рекомендации, а также иные нормативные и законодательные акты, не содержат разъяснений о процедуре внесения изменений в учетную политику учреждения. Поэтому главному бухгалтеру придется:
— самостоятельно разработать соответствующую процедуру,
— либо руководствоваться порядком внесения изменений в учетную политику, установленных учредителем.
Но в любом случае такая процедура должна быть утверждена в составе учетной политики учреждения. Наиболее целесообразным представляется изложить порядок внесения изменений в качестве приложения к учетной политике.
При разработке процедуры внесения изменений в учетную политику главный бухгалтер должен будет найти ответы на два основных вопроса:
- с какой даты вносить изменения, а с какой их применять в работе?
- каким образом следует внести изменения в уже утвержденный локальный акт?
Отметим, что в соответствии с п. 13 СГС «Учетная политика» изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Причиной, обуславливающей иной момент изменения учетной политики, может быть срок вступления в силу соответствующего законодательного или нормативного акта.
Например, как уже было сказано выше, планируемые изменения в Закон № 402-ФЗ вступят в силу с момента официального опубликования соответствующего закона. Следовательно, и изменения в учетную политику, сделанные на основании закона об изменениях в Закон № 402-ФЗ, могут иметь юридическую силу с даты официального опубликования изменений, а не с начала отчетного года.
Очевидно, что в случае изменения федерального законодательства, главный бухгалтер не сможет внести изменения в учетную политику именно с дня вступления в силу соответствующего законодательного или иного нормативного акта. Для анализа локальных актов, выявления необходимых корректировок и подготовки проекта локального акта (например, приказа) главному бухгалтеру потребуется определенное время. Последовательность действий главного бухгалтера при внесении изменений в учетную политику в связи с изменением законодательства должна быть отражена в одном из разделов учетной политики.
Локальный акт, которым вносятся в учетную политику изменения, подлежит обязательной регистрации с присвоением ему порядкового номера и указанием даты введения в действие. Локальные нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то на следующий день со дня их принятия (утверждения).
О принятых актах должны быть обязательно извещены сотрудники организации, на деятельность которых распространяется локальный нормативный акт. Форма извещения может быть определена общими требованиями к порядку разработки локальных нормативных актов, может быть установлена самим локальным нормативным актом, например, путем вывешивания публичного объявления в трехдневный срок с момента принятия данного акта и т.п.
Начать дискуссию