Российский предприниматель Сергей Васильев о том, почему внешние золотовалютные резервы ЦБ на самом деле — пустые слова.
В своем послании федеральному собранию Путин коснулся темы наших внешних резервов, долгов и политики накоплений в ФНБ.
И потому, будет интересно детальнее вслушаться в его слова. Что он об этом думает? Как он это понимает и интерпретирует.
Начнем с резервов и долгов.
Путин сказал:
«У нас мощная финансовая подушка безопасности. Могу вас проинформировать, это приятная, хорошая информация. Впервые в истории, наши резервы полностью покрывают внешний долг, как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора».
Действительно, сегодня внешние золотовалютные резервы ЦБ достигли 468 млрд $, а внешние долги (госсектора и коммерческих структур) — 454 млрд $.
Но это — лукавые цифры. Если уж Путин учитывает сумму долга всех домохозяйств России (и госсектора и коммерческого), то тогда нужно считать и внешние активы не только Центрального банка, но всех коммерческих структур (банков, компаний). Наиболее точно эту картинку отражает цифра Международной Инвестиционной Позиции России.
И по этому показателю, Россия уже давно имеет положительную позицию. Наши суммарные внешние активы уже давно превышают наши обязательства перед внешним миром.
Это произошло еще где-то в 2009-м, и на сегодня мы уже в плюсе к миру на 320 млрд долларов.
Я не знаю, кто готовит такие цифры Президенту для доклада, или кто вкладывает эти цифры в его голову, но по его тону видно, что он искренне заблуждается. И думает, что мы пока только накопили лишь на сумму долгов.
В реальности уже накоплено на 300 млрд $ больше.
Далее про ФНБ, инвестиции и куда вкладываются деньги?
Путин довольно эмоционально и укоризненно стал разъяснять политику Правительства, касательно средств ФНБ:
«...Эти деньги работают. В том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда Национального Благосостояния. Поэтому я обращаюсь к тем коллегам, которые постоянно критиковали Правительство, финансовый, экономический блок — где деньги, куда мы их там вкладываем?
У нас есть задача растить там до определенного уровня, и потом по-тихоньку, по-тихоньку использовать это, не раскачивая макроэкономическую ситуацию. Вот мы сейчас к этому подошли, и начинаем это делать. Эти доходы от размещения поступают в федеральный бюджет. Совокупный доход от размещения средств ФНБ, зачисленный в бюджет 2018-го года составил 70.5 млрд рублей».
Путин с гордостью назвал эту цифру, 70.5 млрд рублей.
Но, вообще говоря, нужно понимать, что совокупный избыток денежных средств Правительства (включая остаток на их счетах и на счетах в ФНБ) сейчас составляет около 10 трл. рублей.
Не трудно подсчитать, что 70.5 млрд доходов от размещения средств ФНБ составляют всего-навсего — 0.7% годовых от совокупных денежных накоплений Правительства.
Мизерные 0.7%!
Как я понимаю, этот темп использования средств ФНБ и называет Путин — «по-тихоньку, по-тихоньку использовать это, не раскачивая макроэкономическую ситуацию».
Не слишком ли медленный темп, одновременно призывая сделать технологический рывок?
P.S. Резюмируя. К сожалению, видно, что Путин и Правительство пока продолжают играть свою игру в накопления резервов, направляя в экономику лишь самую малость.
Комментарии
2Как говорится если вы должны кредитору десять тысяч рублей - то это ваши проблемы, если вы должны кредитору 10 млн руб. - то это проблемы кредитора.
Все деньги принцу Чарльзу ушли на ремонт замка.