Налоговые проверки

Какие вопросы стали задавать на допросах в налоговой и как на них отвечать

Эксперты говорят, что вызывать на допросы стали чаще. И физлиц тоже.
Какие вопросы стали задавать на допросах в налоговой и как на них отвечать

В начале 2018 года у налоговой участились проверки на фактическое содержание и хозяйственное обоснование сделки по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Сначала казалось, что это будут лишь выборочные проверки и тех, у кого все сделки «реальные», это совершенно не коснется. Но через квартал, другой все руководители бизнесов поняли, что это не так.

На допросы стали вызывать в сплошном порядке и руководителей и бухгалтеров и даже сотрудников организации, малого бизнеса и компаний федерального значения. Конечно, — все испытали неприятное ощущение, что теперь в очередном порядке, с получением Уведомления от налоговой инспекции обязаны явиться на допрос и отчитаться за свой бизнес перед налоговой. Тогда образовалась некоторая растерянность, как вести себя на подобном роде мероприятиях? Что говорить, а чего не стоит озвучивать в ходе допроса? Что является обязательной информацией, которую вам необходимо дать в ходе допроса, а что даже не имеют права запрашивать в рамках него налоговые инспекторы?

Для начала дам простой и обычный совет руководителю и бухгалтеру, которому придется пройти эту не приятную процедуру: «Не бойтесь налогового инспектора, во время всего допроса ведите себя спокойно и уверенно, волнение, излишнее эмоциональное поведение, — лишь повод для инспектора сделать о вас и вашей деятельности негативный вывод, или задать лишний вопрос, рассчитывая получить на него ответ, будет он в рамках мероприятия, или нет».

За 13 лет опыта я убедилась, что ошибки в учете и упущенная проверка информации присутствует в каждом бизнесе, но не забудьте, пожалуйста, что во всех подробностях о них знаете только вы и ваш руководитель. Поэтому при прохождении процедуры вам нужно отвечать только в рамках вопросов, задаваемых налоговым инспектором, не больше и не меньше.

Как правило допрос содержит от 20 до 50 вопросов в среднем, большая часть которых, — это сведения о вашей организации, которые содержатся в открытом доступе и размещены на официальных информационных источниках, в том числе, на сайте налоговой.

Все про налоговые проверки в экспертном курсе «Защита при налоговых проверках: практикум по всем видам контроля»

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов.

За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках в 2024 году. 

После обучения выдается удостоверение ФИС ФРДО на 40 ак. часов. Сейчас на обучение действует супер-скидка 75%.

Учиться за 5100 руб.

Это, как правило, вопросы с 1 по 10 по номеру протокола о допросе. Эту информацию необходимо обновить в памяти, чтобы уже в начале допроса не подвести себя и свою организацию перед налоговой в лице инспектора.

А именно:

  • когда и кем зарегистрирована организация,

  • кто является учредителем,

  • вносились ли изменения в состав учредителей с момента регистрации,

  • когда, кем и с чем это связано (выход участника, ввод нового учредителя, перераспределение доли УК и т.д.).

Прошу учесть тот факт, что если на допросе эту информацию будет давать бухгалтер, или иное уполномоченное лицо организации, то он также обязан ей владеть. Налоговому инспектору не важно, кто перед ним находится в данный момент, главное, чтобы он давал полную и достоверную информацию по протоколу.

Часть 2 допроса (вопросы с 11 по 20-30) имеет другую смысловую нагрузку, как правило, это момент выявления должностной причастности к хозяйственной деятельности организации.

В этой части звучат вопросы:

  • кто подписывает и сдает отчетность по организации,

  • кто ее формирует,

  • каким способом она отправляется в налоговый орган,

  • кто отвечает за подписание и оформление первичной документации,

  • кто отвечает за проверку контрагентов,

  • каким способом эта проверка производится,

  • кто ведет непосредственно сделку от начала до конца.

У меня был такой пример: допрос проходила главный бухгалтер, на вопрос «Кто подписывает и формирует отчетность», ответила — «Я», кто подписывает первичные документы? Ответила, — «директор, а когда его нет на месте, то я с помощью факсимиле».

Уважаемые коллеги, если электронно-цифровая подпись оформлена на директора, то бухгалтер не подписывает отчет, если учетной политикой организации предусмотрено, что оригинальные первичные документы может подписывать только директор, то такого ответа на допросе тоже звучать не должно. Не путайтесь в показаниях и разделении должностных полномочий.

Часть 3 допроса обычно связана непосредственно со сделками, которые налоговый инспектор хочет проверить на момент достоверности и фактической полноты.

В этой части звучат, как правило, вопросы о непосредственном контакте контрагентов, которые проходят по сделке, например, ваша организация и ваш поставщик, третье лицо организующее упаковку, доставку, хранение, разгрузку, погрузку. Устанавливают контакты лиц причастных к этому этапу сделки, кем, когда и за чей счет были произведены все этапы сделки.

У меня есть очень удачный пример, когда транспортную компанию вызвали на допрос по причастности доставки груза в рамках проверки совершенно другой организации. Руководителю службы экспедиции начали задавать вопросы следующего характера:

— Когда и где вы забрали груз от поставщика?

— Кто забирал груз, укажите точное время?

— Груз был упакован, когда вы его забирали?

— На каком автомобиле был забран груз?

— Назовите фамилию, имя и отчество экспедитора, забравшего груз. Ну, и тому подобные вопросы.

Все, что получила налоговая в ответ, фразы примерно одинакового содержания: нужно уточнить по маршрутному листу, нужно уточнить по отгрузочным документам, нужно уточнить по системе контроля, нужно поднять информацию на прошлую дату и т.п.

Почему это возможно? Потому что в рамках допроса нельзя отвечать «не знаю», «не помню», «не владею информацией». Лучше оставить для вашей организации возможность на любой вопрос предоставить письменный ответ, поскольку электронный документооборот никто не отменял, а все точные данные за каждый день вас никто не обязывает помнить. Тем более, что на каждый факт хозяйственной деятельности присутствует документальное подтверждение.

И в заключении хотелось бы сказать, что сейчас случаи вызова на допрос только участились, в последнее время поступают запросы физическим лицам о подтверждении поступлений денежных средств на карты владельца и доказательств достоверности сделок по этим поступлениям, так что лучше быть готовым к такого рода развитию событий.

Комментарии

6
  • Сергей Сосницкий

    Уважаемый автор, не очень понятно, о чем это:

    "...в последнее время поступают запросы физическим лицам о подтверждении поступлений денежных средств на карты владельца и доказательств достоверности сделок по этим поступлениям..."

  • Alexandr Titovskiy

    Во-первых, скрипт допроса разный по разным ситуациям. Если подозрение на зитц председателя - кому паспорт давал, кто и как регистрировал, итп. Про расходы отдельно. Про контрагентов помоечных - отдельно.

    Во-вторых, допросы сотрудника и руководителя разные по существу вопросов.

    Тема не раскрыта. Больше воды и пугалок. Автор сам на допросе никогда не был, а записывается в советчики.

  • Ali

    А почему нельзя отвечать "не знаю", "не владею информацией"

    К примеру вызвали директора и спросили как вы получили заявку от 25 января 2017 года от контрагента Иванова. - Почему нельзя ответить, не знаю так как приемом заявок занимаются сотрудники компании

    Или какая дебиторская задолженность по контрагенту Петрову на 31.12.2018 года

    Или где хранятся бухгалтерские документу у контрагента Сидорова (не владею информацией так как не имею отношения к бухгалтерии Силорова)

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Интересные материалы

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет