Интернет-банкинг

Голосовой помощник Сбербанка может подсказывать мошенникам?

Сервис в некоторых случаях позволяет узнать баланс карты и последние трансакции жертвы.
Голосовой помощник Сбербанка может подсказывать мошенникам?

Информацию о состоянии счетов клиентов можно получить не только от инсайдера-банкира, который продает их на «черном рынке». «Пробить» данные можно с помощью полезных сервисов, вроде голосового помощника Сбербанка.

В редакцию Банки.ру обратился сотрудник оператора связи и рассказал, что обнаружил лазейку, которой могут пользоваться злоумышленники. Узнать баланс карты и последние операции жертвы можно с помощью голосового помощника Сбербанка — достаточно позвонить в банк от имени потенциального клиента-мишени.

«Пробиваем» данные без «слива»

«Здравствуйте, Ольга Александровна! Это Сбербанк, я ваш голосовой помощник. Я могу решить большинство ваших задач. Просто скажите, чем я могу вам помочь», — говорит услужливая виртуальная сотрудница Сбербанка. Я не Ольга Александровна, но, произнеся слово «баланс», узнаю, что на карте хранится больше 40 тыс. рублей, а после требования «последние операции» — список из последних трансакций своей родственницы. Хотя звонок шел не с телефона клиентки, суммы называются с точностью до копейки и совпадают со свежей выпиской по счету. На этом демонстрационная часть эксперимента заканчивается, и мой собеседник переходит к объяснениям, как такое возможно.

«Мы расследовали подозрительный инцидент на нашей сети и наткнулись на то, что человек хотел через нас это делать, пресекли, а потом додумали», — рассказывает сотрудник компании, которая оказывает услуги телефонии. По его словам, мошенники нередко пользуются «облачными АТС», чтобы подменять номер телефона и звонить своим жертвам, выдавая себя за партнеров по бизнесу, поставщиков или сотрудников банков. Обзвон банковских клиентов особенно популярен — в январе «Коммерсант» сообщал о всплеске случаев такого мошенничества. Чаще всего жертвами становились клиенты Сбербанка, который лидирует в России по количеству эмитированных карт. Последние истории про взломы могут объясняться в том числе уязвимостями дистанционных сервисов Сбербанка, утверждает собеседник Банки.ру.

Мошенник с помощью специальных программ может совершить звонок на один из номеров Сбербанка — он пойдет с телефона злоумышленника, но в кредитную организацию поступит как будто бы с номера жертвы. В этом случае включается голосовой помощник Сбербанка. Сервис называет человека по имени и отчеству и обещает выполнить команды после авторизации. Для этого бывает достаточно назвать последние цифры карты клиента. Заранее «пробив» окончание номера карты, злоумышленник с помощью голосового помощника может узнать баланс карты и последние пять операций по счету человека. Наличие подобного багажа существенно упрощает «обработку» жертвы методами социальной инженерии. Последние схемы мошенничества, описанные в СМИ, как раз предполагали, что злоумышленник для убедительности рассказывает клиенту о состоянии счета и трансакциях. Во многих случаях человек сам по незнанию переводил деньги мошенникам или компрометировал карту.

IT-специалист показал, как работает схема, на примере трех карт Сбербанка, принадлежащих разным клиентам. Только в одном случае голосовой помощник для авторизации попросил назвать не последние цифры карты, а код клиента — это была моментальная карта, выпущенная накануне.

Уязвимость или нет?

В Сбербанке отказались комментировать ситуацию. Там также не ответили, какая доля держателей карт может идентифицироваться в голосовом помощнике только по личному коду. Таким образом, нельзя точно оценить, сколько клиентов кредитной организации можно считать более уязвимыми перед подобным мошенничеством. Зампред Сбербанка Станислав Кузнецов заявил, что специалисты кредитной организации знают о том, что идентификация по последним цифрам карты может нести риски для пользователей сервиса. «Мы внимательно следим за подобного рода рисками и видим, что здесь есть определенного рода риски не то что утечки информации, а получение сведений об остатках карты. В настоящее время идет глубокий анализ, как ужесточить эту ситуацию для того, чтобы иметь большую защищенность на стороне клиента», — сказал Кузнецов на пресс-конференции во время Международного конгресса по кибербезопасности, организованном Сбербанком.

Идентификация в сервисах ДБО по последним цифрам карты категорически небезопасна, считает руководитель группы анализа защищенности Solar JSOC «Ростелеком-Солар» Александр Колесов. По его словам, у мошенников есть несколько путей достать такую информацию. «Самый простой способ — получить слип (документ об оплате покупки банковской картой), где обычно указано и имя владельца, и последние цифры карты. Люди редко отдают себе отчет в том, что эти данные могут представлять ценность, и не проявляют никакой осторожности при обращении с ними. Последние цифры карты также можно узнать, сделав потенциальной жертве копеечный перевод по номеру телефона. Наконец, данные карт и привязанные к ним номера телефонов массово и довольно недорого продаются на специализированных форумах в Даркнете», — перечисляет эксперт. Он, впрочем, считает, что в случае с голосовым помощником Сбербанка происходит не идентификация для сервиса ДБО, а идентификация для звонка в техподдержку.

Так или иначе, схема позволяет узнать чувствительную информацию, и это опасно, говорит технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков. «Это неприемлемая ситуация, поскольку данные об операциях, равно как и данные о балансе счета, — это информация сугубо конфиденциальная. Фактически любой человек, имеющий доступ к минимальному и достаточно простому инструментарию для подделки номеров мобильных телефонов, имеет возможность следить за финансовыми операциями тех, чьи номера телефонов ему известны. Если там не поставлено ограничений по частоте звонков, конечно», — отмечает эксперт. Он подчеркивает, что такой способ сбора данных о клиентах может применяться широко — все процессы из этой цепочки легко автоматизируются.

Цифры не в пользу клиентов

Согласно исследованию Positive Technologies, в I квартале 2019 года 54% кибератак совершались с целью получения информации. Платежные карты продолжают сохранять ценность для хакеров и мошенников — на них приходится 16% всех украденных данных. Более ранние исследования IT-компании показали серьезные уязвимости финансовых приложений и сервисов. Так, в 2017 году 56% финансовых приложений содержали уязвимости высокого уровня риска. Например, позволяли получать доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну клиентов. Тогда же в 48% мобильных банков была выявлена хотя бы одна критически опасная уязвимость. Более половины финансовых клиентских приложений (65%) имели недостатки, связанные с небезопасным хранением данных или недостаточной защитой процесса аутентификации пользователя. Уровень защищенности сервисов растет, но еще не может считаться достаточно высоким, признают IT-специалисты. Это связано как с изобретательностью мошенников, так и с уступками, на которые вынуждены идти банки.

«Банки активно пытаются идти навстречу пользователям, внедрять новые вещи, иногда, к сожалению, они не согласовываются с отделом безопасности. Иногда это происходит намеренно: условно говоря, отдел развития продуктов и дополнительных сервисов, получив отказ от отдела безопасности три раза, на четвертый раз постарается их обойти, — объясняет Гавриченков. — Мы не говорим, что это произошло в конкретном случае, но сплошь и рядом бывают такие ситуации, когда при внедрении инновационных технологий, таких как распознавание речи, активно „срезаются углы“, в том числе страдает безопасность. У ряда организаций внедрение таких инноваций просто стоит у менеджеров в KPI».

Риск использования банковской информации для мошенничества считается высоким. По данным самого Сбербанка, социальная инженерия остается основным методом хищения денег у частных лиц. В 2018 году в России 80% атак на клиентов банков совершались с ее помощью. В 79% случаев жертвы поддаются на уловки и переводят деньги злоумышленникам, говорится в обзоре Treat Zone'19.

Правовые риски

Мошенничество с помощью методов социальной инженерии практически не оставляет клиентам шансов вернуть деньги на свой банковский счет. Если человек сам совершает операцию или разглашает данные, которые позволяют ее провести, карта считается скомпрометированной. В этом случае кредитные организации не несут ответственности за пропажу средств — подобный пункт считается стандартным для банковских договоров.

Согласно пользовательскому соглашению, приложение «Сбербанк Онлайн» предоставляется клиентам as is («как есть»). Банк не несет ответственности практически за любые убытки, полученные при использовании сервиса, «даже если банку было известно о возможности такого ущерба».

Это распространенная формулировка, отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. «Уведомляя о том, что голосовой помощник является лишь техническим средством, не обладающим сознанием и психикой, банк фактически заявляет о том, что понятие „вины“ к ситуациям использования этого помощника юридически не применимо», — поясняет юрист. Он сомневается, что в таких спорах пострадавший клиент сможет доказать, что получил ущерб именно из-за уязвимостей голосового помощника или мобильного.

Против взлома только плохие приемы

«Если в банке применяется биометрическая идентификация по голосу, то такая атака будет бессмысленной», — говорит Колесов, отвечая на вопрос о том, могут ли мошенники пользоваться уязвимостями голосового помощника Сбербанка. Пока этот сервис не предусматривает распознавания клиента по голосу. Сбербанк работает в другом направлении, пояснил зампред кредитной организации Станислав Кузнецов.

«Одновременно с другими методами, дополнительными, на стороне распознавания голоса, изучения попыток со стороны мошенников, мы дополнительный комплекс мер приняли, чтобы хеджировать этот риск на уровне наших систем, когда мы понимаем, что с большой вероятностью мошенник запрашивает эти данные», — сказал топ-менеджер. Он уточнил, что речь идет о сборе образцов голосов злоумышленников.

Такой подход может использоваться как один из инструментов борьбы с рецидивистами, соглашается Артем Гавриченков. Эксперт, впрочем, сомневается, что это легко сделать. «Я не уверен, что это настолько простая история с точки зрения законодательства, поскольку на это тоже распространяются нормы о хранении и обработке персональных данных. Закона, который бы позволял собирать биометрическую информацию о злоумышленниках без их ведома и передавать их коммерческим банкам, я не припомню», — говорит технический директор Qrator Labs.

Обратный механизм защиты — сравнивать голос клиента с ранее сданным образцом — тоже не безупречен. Есть риск, что под видом телефонного опроса злоумышленник попросит человека озвучить нужный набор фраз и цифр и уже потом использует отпечаток голоса.

Пока что лучшее, что тут придумано с точки зрения безопасности, — это кодовое слово, считает Гавриченков. Но главный недостаток этого подхода — риск, что клиент просто забудет код. Варианты с СМС-подтверждением или уточнением других данных специалисты по информационной безопасности тоже не считают идеальными. «Тут вообще хороших решений нет. Есть плохие и «так себе», — резюмирует один из собеседников Банки.ру.

Комментарии

3
  • Зеленая долина

    Месяц назад была история: звонит "служба безопасности", грит, с вашего счета будут перечисляться деньги Зайцеву во Владивосток, согласны?Я в шоке, потом опомнилась бросила трубку. Звоню по вопросу мошенников в сберыч, а там это чудо-голосовой помощник пыталось мне оказать услугу, не понимало, и так вот 5 раз. Плюнула, написала в онлайн, а на следующий день почистила максимально карту.

  • Elv

    Пока читала статью, звонок. Включается запись с до боли знакомыми словами: "ваша карта заблокирована, сейчас вам ответит первый освободившийся оператор, не кладите трубку..."

    Не дождетесь! Блин, что у них там, в местах не столь отдаленных, машинок швейных на всех не хватает, что ли? Хоть пользу Родине принесли бы!

  • vladisobolev

    давайте я сообщу последние четыре цифры своей карты Сбера, оставлю на ней пять тысяч, заберите, попробуйте.

    Ни одна махинация без деятельного участия жертвы не возможна

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру