Реклама

Рекламный ролик – как объект нематериальных активов

Бухгалтерский и налоговый учет.

РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК – КАК ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

В соответствии со статьями 4 и 7Закона №5351-1 «Об авторском праве» объектами авторского права являются аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения).

Следовательно, рекламный видеоролик (киноролик) будет являться объектом авторского права. При заключении договора на создание ролика исполнители заказа передают исключительные права на него заказчику. Согласно пункту 2 статьи 13 Закона №5351-1 «Об авторском праве», заключение договора на создание, аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или другое публичное сообщение. Также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.

Таким образом, заказчик приобретает не только видеоролик, но и права на результат интеллектуальной деятельности.

Если организация приобретает исключительные права на использование видеоролика в течение более 12 месяцев, то в соответствии с пунктом 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», в бухгалтерском учете его надо отражать как нематериальный актив:

«г) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев».

«Новые стандарты бухучета-2024: как внедрить семь ФСБУ в работу (Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, Инвентаризация)» ― экспертный курс Клерка, помогающий разобраться со всеми требованиями, которые надо применять в 2024 году.

Обучение очень удобное: понятные видео лекции, примеры в 1С и тесты. Научиться работать с ФСБУ можно по выгодной цене 12700 3 690 рублей.

Учиться по акции

Налогового кодекса Российской Федерации

Обратите внимание!

Видеоролик не будет относиться к амортизируемому имуществу, если по договору на приобретение исключительных прав, оплата будет производиться периодическими платежами в течение срока действия договора (подпункт 8 пункта 2 статьи 256 НК РФ).

НК РФ)

ПБУ 10/99)

Пример 1.

Организация заказала создание рекламного видеоролика для демонстрации по телевидению. Стоимость работ по созданию видеоролика составила 32 380 рублей (в том числе НДС - 4 939,32 рублей). По договору организация становится правообладателем исключительных прав на видеоролик, срок действия которых 1,5 года (18 месяцев). В учетной политике организации закреплено, для целей бухгалтерского учета  и налогообложения амортизационные отчисления по НМА  начисляются линейным способом. В бухгалтерском учете они отражаются путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете. Доходы и расходы признаются для целей налогообложения по методу начисления.

В бухгалтерском учете делаются следующие бухгалтерские проводки:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

08

60

27 440,68

Отражены суммы вложений необходимых для создания видеоролика

19

4 939,32

Отражен НДС, предъявленный изготовителем видеоролика

04

08

27 440,68

Принят к учету объект НМА (исключительные права на видеоролик)

68

19

4 939,32

Принят к вычету НДС

60

51

32 380

Перечислена оплата изготовителю видеоролика

44

05

1 524,48

Отражена ежемесячная амортизация по рекламному видеоролику, включенная в состав коммерческих расходов (27 440,68 / 18 мес.)

90

44

1 524,48

Списаны текущие коммерческие расходы

Обратите внимание!

В связи с изменениями, внесенными в статью 172 НК РФ Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ, вступившими в действие с 1 января 2006 года  применение вычета по НДС не обусловлено оплатой поставщикам.

Достаточно товар (работы, услуги), имущественные права принять  к учету и использовать в налогооблагаемой деятельности.

Окончание примера.

НК РФ)

В перечне ненормируемых рекламных расходов прямо поименованы расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе передача по радио и телевидению), В перечне ненормируемых расходов на рекламу ничего не сказано об амортизации рекламного НМА. Следовательно, не поименованные рекламные расходы подлежат нормированию в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации.

Но, для организаций лучше будет попытаться получить официальные разъяснения налоговых органов или Минфина РФ по данным вопросам. Приведем для примера официальные разъяснения налоговых органов и Минфина РФ по вопросам отнесения затрат, связанных с рекламными роликами, на которых можно основываться, направляя соответствующий запрос.

Относятся ли затраты на демонстрацию рекламных роликов, перед началом сеансов в кинотеатрах, к ненормируемым расходам на рекламу, в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ?

НК РФ

НК РФ,

НК РФ.

Налогоплательщик просит разъяснить порядок отражения в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение видеоролика с рекламой образцов выпускаемой продукции.

Официальное разъяснение дано в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 15 сентября 2003 года №26-12/51408. В нем сказано, что согласно, пункту 1 статьи 7 Закона  №5351-1 «Об авторском праве» аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд – фильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения) являются объектами авторского права. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона №5351-1 «Об авторском праве», заключение договоров на создание аудиовизуального произведения, влечет за собой передачу авторами аудиовизуального произведения изготовителю (в данном случае – специализированной фирме) исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения. Также передачу в эфир или любое другое публичное сообщение, аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре.

Учитывая, что в соответствии с договором на создание видеоролика с рекламой образцов выпускаемой продукции исключительные права приобретены на срок более 12 месяцев организацией, данное право для целей исчисления налога на прибыль подлежит отражению в составе нематериальных активов.

НК РФ)

Для признания нематериального актива необходимо:

- наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход);

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающий факт существования самого нематериального актива и (или) исключительных прав у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, договора уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление.

НК РФ:

«Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика)».

Стоимость нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

НК РФ

Далее, в тексте письма с ссылкой на статью 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» сказано, что под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации:под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

НК РФ

Таким образом, расходы на рекламу в виде ежемесячных амортизационных отчислений по нематериальному активу - рекламному ролику, демонстрируемому на телевидении, в целях исчисления налога на прибыль учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в периоде использования указанного актива в рекламных целях.

РЕКЛАМНЫЙ ВИДЕОРОЛИК СО СРОКОМ ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕ БОЛЕЕ 12 МЕСЯЦЕВ

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Видеоролик, сроком использования менее 12 месяцев, в бухгалтерском учете, не удовлетворяет условию признания данного актива в составе НМА (пункт 3 ПБУ 14/2000).

Следовательно, расходы по приобретению данного произведения признаются в составе коммерческих расходов, которые распределяются равномерно между всеми месяцами, приходящимися на период, в котором организация планирует получить доход, обусловленный размещением рекламы. Это должно быть закреплено в учетной политике организации.

Затраты, которые были произведены организацией в одном отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, будут отражаться в бухгалтерском балансе отдельной строкой как расходы будущих периодов. И, согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции) в течение периода, к которому они относятся.

Пример 2.

Организация заказала телекомпании создать рекламный фильм для демонстрации по телевидению. Он обошелся фирме 118 000 рублей (в том числе НДС 18 000 рублей), которые она должна заплатить в день получения ролика, то есть 5 июля. Согласно, договора, организации переданы исключительные права на фильм. Организация планирует использовать рекламный фильм в течении 6 месяцев. Учетной политикой предусмотрено списание таких расходов равномерно.

В бухгалтерском учете делаются следующие бухгалтерские записи:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

97 «Расходы будущих периодов»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

100 000

Отражены расходы на создание рекламного клипа

19 «Налог на добавленную стоимость»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

18 000

Принят к учету НДС, предъявленный телекомпанией

68 «Расчеты по налогам и сборам»

19 «Налог на добавленную стоимость»

18 000

НДС принят к вычету

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

51 «Расчетные счета»

118 000

Оплачен телекомпании видеоклип

44 «Расходы на продажу»

97 «Расходы будущих периодов»

16 667

Списана в составе коммерческих расходов часть стоимости клипа, приходящаяся на данный месяц

90-2 «Себестоимость продаж»

44 «Расходы на продажу»

16 667

Списаны коммерческие расходы текущего месяца

В связи с изменениями, внесенными в статью 172 НК РФ Федеральным законом №119-ФЗ, налогоплательщик НДС вправе принять к вычету НДС после принятия к учету исключительных прав, независимо от того произведена ли оплата поставщику  или нет.

Окончание примера.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

НК РФ

НК РФ,

Пример 3.

Организация приобрела видеоролик, который планируют использовать в рекламных целях в течение 9 месяцев. Согласно учетной политике организации, для целей бухгалтерского учета и налогообложения данные расходы распределяются равномерно в бухгалтерском и налоговом учете. Стоимость по созданию видеоролика составила 32 380 рублей (в том числе НДС 4 939,32)

Бухгалтерские записи:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

97 «Расходы будущих периодов»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

27 440,68

Отражены расходы, связанные с созданием видеоролика

19 «Налог на добавленную стоимость»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

4 939,32

Отражена сумма НДС, предъявленная изготовителем

68 «Расчеты по налогам и сборам»

19 «Налог на добавленную стоимость»

4 939,32

Принят к вычету НДС

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

51 «Расчетные счета»

32 380

Оплачена сумма по договору

44 «Расходы на продажу»

97 «Расходы будущих периодов»

3 048,96

Сумма ежемесячного списания расходов, связанных с приобретением видеоролика, включенных в состав коммерческих расходов

(27440,68 / 9)

90 «Продажи»

44 «Расходы на продажу»

3 048,96

Списание коммерческих расходов текущего месяца

Обратите внимание!

В связи с изменениями, внесенными в статью 172  НК РФ  Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ, вступившими  в действие с 1 января 2006 года  применение вычета по НДС не обусловлено оплатой поставщикам.

Достаточно товар (работы, услуги), имущественные права принять  к учету и использовать в налогооблагаемой деятельности.

Окончание примера.

Начать дискуссию