РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК – КАК ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
В соответствии со статьями 4 и 7Закона №5351-1 «Об авторском праве» объектами авторского права являются аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения).
Следовательно, рекламный видеоролик (киноролик) будет являться объектом авторского права. При заключении договора на создание ролика исполнители заказа передают исключительные права на него заказчику. Согласно пункту 2 статьи 13 Закона №5351-1 «Об авторском праве», заключение договора на создание, аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или другое публичное сообщение. Также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Таким образом, заказчик приобретает не только видеоролик, но и права на результат интеллектуальной деятельности.
Если организация приобретает исключительные права на использование видеоролика в течение более 12 месяцев, то в соответствии с пунктом 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», в бухгалтерском учете его надо отражать как нематериальный актив:
«г) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев».
В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей. Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), данный объект интеллектуальной собственности, который находится у налогоплательщика на праве собственности, будет считаться амортизируемым имуществом. И, в соответствии со статьей 257 НК РФ, будет относиться к нематериальным активам, которыми признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности или иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказание услуг) или для управленческих нужд организации.
Обратите внимание!
Видеоролик не будет относиться к амортизируемому имуществу, если по договору на приобретение исключительных прав, оплата будет производиться периодическими платежами в течение срока действия договора (подпункт 8 пункта 2 статьи 256 НК РФ).
Данный нематериальный актив в бухгалтерском и налоговом учете будет отражаться по первоначальной стоимости, которая будет погашаться путем начисления амортизации. Поэтому, чтобы сблизить данные бухгалтерского и налогового учетов лучше выбрать единый метод начисления амортизации – линейный, так как налоговый учет предполагает только линейный способ начисления амортизации. Но, для того, чтобы начислять амортизацию, необходимо знать срок полезного действия видеоролика. В большинстве случаев, как правило, срок полезного использования указан в договоре с его производителем. А если нельзя определить срок полезного использования? В этой ситуации необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 17 ПБУ 14/2000 в бухгалтерском учете видеоролик будет амортизироваться в течение 20 лет. В налоговом учете этот же видеоролик будет амортизироваться в течение 10 лет, но не более срока деятельности налогоплательщика (пункт 2 статьи 258 НК РФ). Значит, размер прибыли и сумма налога в учетах будут разными.
Если видеоролик приобретен в рекламных целях, суммы амортизации по нему в бухгалтерском учете будут признаваться как расходы по обычным видам деятельности в составе коммерческих расходов (пункты 5, 7 ПБУ 10/99).
Пример 1.
Организация заказала создание рекламного видеоролика для демонстрации по телевидению. Стоимость работ по созданию видеоролика составила 32 380 рублей (в том числе НДС - 4 939,32 рублей). По договору организация становится правообладателем исключительных прав на видеоролик, срок действия которых 1,5 года (18 месяцев). В учетной политике организации закреплено, для целей бухгалтерского учета и налогообложения амортизационные отчисления по НМА начисляются линейным способом. В бухгалтерском учете они отражаются путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете. Доходы и расходы признаются для целей налогообложения по методу начисления.
В бухгалтерском учете делаются следующие бухгалтерские проводки:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
08
60
27 440,68
Отражены суммы вложений необходимых для создания видеоролика
19
4 939,32
Отражен НДС, предъявленный изготовителем видеоролика
04
08
27 440,68
Принят к учету объект НМА (исключительные права на видеоролик)
68
19
4 939,32
Принят к вычету НДС
60
51
32 380
Перечислена оплата изготовителю видеоролика
44
05
1 524,48
Отражена ежемесячная амортизация по рекламному видеоролику, включенная в состав коммерческих расходов (27 440,68 / 18 мес.)
90
44
1 524,48
Списаны текущие коммерческие расходы
Обратите внимание!
В связи с изменениями, внесенными в статью 172 НК РФ Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ, вступившими в действие с 1 января 2006 года применение вычета по НДС не обусловлено оплатой поставщикам.
Достаточно товар (работы, услуги), имущественные права принять к учету и использовать в налогооблагаемой деятельности.
Окончание примера.
Суммы амортизации видеоролика для налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пункт 1 статьи 264 НК РФ).
В перечне ненормируемых рекламных расходов прямо поименованы расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе передача по радио и телевидению), В перечне ненормируемых расходов на рекламу ничего не сказано об амортизации рекламного НМА. Следовательно, не поименованные рекламные расходы подлежат нормированию в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации.
Но, для организаций лучше будет попытаться получить официальные разъяснения налоговых органов или Минфина РФ по данным вопросам. Приведем для примера официальные разъяснения налоговых органов и Минфина РФ по вопросам отнесения затрат, связанных с рекламными роликами, на которых можно основываться, направляя соответствующий запрос.
Относятся ли затраты на демонстрацию рекламных роликов, перед началом сеансов в кинотеатрах, к ненормируемым расходам на рекламу, в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ?
Письмом УМНС по городу Москве от 23 марта 2004 года №26-12/19364 был дан официальный ответ, в котором указано, что согласно статье 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, (исключение составляют расходы, перечисленные в статье 270 НК РФ), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), понесенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Далее говорится, что согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ. В этом пункте приведен исчерпывающий перечень ненормируемых расходов и в нем не содержатся расходы на демонстрацию видеоролика перед началом сеанса в кинотеатрах.
Вывод налогового органа по данному вопросу заключается в том, что расходы на демонстрацию рекламных роликов перед началом сеансов в кинотеатрах являются расходами на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2 – 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ. А для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Налогоплательщик просит разъяснить порядок отражения в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение видеоролика с рекламой образцов выпускаемой продукции.
Официальное разъяснение дано в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 15 сентября 2003 года №26-12/51408. В нем сказано, что согласно, пункту 1 статьи 7 Закона №5351-1 «Об авторском праве» аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд – фильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения) являются объектами авторского права. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона №5351-1 «Об авторском праве», заключение договоров на создание аудиовизуального произведения, влечет за собой передачу авторами аудиовизуального произведения изготовителю (в данном случае – специализированной фирме) исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения. Также передачу в эфир или любое другое публичное сообщение, аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре.
Учитывая, что в соответствии с договором на создание видеоролика с рекламой образцов выпускаемой продукции исключительные права приобретены на срок более 12 месяцев организацией, данное право для целей исчисления налога на прибыль подлежит отражению в составе нематериальных активов.
В целях исчисления налога на прибыль, нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации, в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) (пункт 3 статья 257 НК РФ).
Для признания нематериального актива необходимо:
- наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход);
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающий факт существования самого нематериального актива и (или) исключительных прав у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, договора уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с налоговым законодательством РФ.
Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление.
Согласно статье 258 НК РФ:
«Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика)».
Стоимость нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Таким образом, начисляемая ежемесячно амортизация по данному нематериальному активу является расходом на рекламу производимых и реализуемых товаров и относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ).
Далее, в тексте письма с ссылкой на статью 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» сказано, что под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации:под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Следовательно, расходы, в виде показа рекламных видеороликов с образцами продукции собственного производства, на телевидении могут быть отнесены к расходам на рекламу через средства массовой информации, что, согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 264 НК РФ относятся к ненормируемым расходам в целях исчисления налога на прибыль.
Таким образом, расходы на рекламу в виде ежемесячных амортизационных отчислений по нематериальному активу - рекламному ролику, демонстрируемому на телевидении, в целях исчисления налога на прибыль учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в периоде использования указанного актива в рекламных целях.
РЕКЛАМНЫЙ ВИДЕОРОЛИК СО СРОКОМ ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕ БОЛЕЕ 12 МЕСЯЦЕВ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Видеоролик, сроком использования менее 12 месяцев, в бухгалтерском учете, не удовлетворяет условию признания данного актива в составе НМА (пункт 3 ПБУ 14/2000).
Следовательно, расходы по приобретению данного произведения признаются в составе коммерческих расходов, которые распределяются равномерно между всеми месяцами, приходящимися на период, в котором организация планирует получить доход, обусловленный размещением рекламы. Это должно быть закреплено в учетной политике организации.
Затраты, которые были произведены организацией в одном отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, будут отражаться в бухгалтерском балансе отдельной строкой как расходы будущих периодов. И, согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции) в течение периода, к которому они относятся.
Пример 2.
Организация заказала телекомпании создать рекламный фильм для демонстрации по телевидению. Он обошелся фирме 118 000 рублей (в том числе НДС 18 000 рублей), которые она должна заплатить в день получения ролика, то есть 5 июля. Согласно, договора, организации переданы исключительные права на фильм. Организация планирует использовать рекламный фильм в течении 6 месяцев. Учетной политикой предусмотрено списание таких расходов равномерно.
В бухгалтерском учете делаются следующие бухгалтерские записи:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
97 «Расходы будущих периодов»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
100 000
Отражены расходы на создание рекламного клипа
19 «Налог на добавленную стоимость»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
18 000
Принят к учету НДС, предъявленный телекомпанией
68 «Расчеты по налогам и сборам»
19 «Налог на добавленную стоимость»
18 000
НДС принят к вычету
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
51 «Расчетные счета»
118 000
Оплачен телекомпании видеоклип
44 «Расходы на продажу»
97 «Расходы будущих периодов»
16 667
Списана в составе коммерческих расходов часть стоимости клипа, приходящаяся на данный месяц
90-2 «Себестоимость продаж»
44 «Расходы на продажу»
16 667
Списаны коммерческие расходы текущего месяца
В связи с изменениями, внесенными в статью 172 НК РФ Федеральным законом №119-ФЗ, налогоплательщик НДС вправе принять к вычету НДС после принятия к учету исключительных прав, независимо от того произведена ли оплата поставщику или нет.
Окончание примера.
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
На основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы по приобретению видеоролика, в котором размещена информация о товарах, признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ, указанные расходы можно распределить, так же как и в бухгалтерском учете, равномерно в течение срока на который приобретен рекламный видеоролик. Равномерное распределение затрат по приобретению рекламного видеоролика в течение периода его использования, в принципе, аналогично списанию в форме амортизационных отчислений. Однако, согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ, в связи с тем, что рекламные расходы являются нормируемыми, проблемы с возникновение разниц остаются.
Пример 3.
Организация приобрела видеоролик, который планируют использовать в рекламных целях в течение 9 месяцев. Согласно учетной политике организации, для целей бухгалтерского учета и налогообложения данные расходы распределяются равномерно в бухгалтерском и налоговом учете. Стоимость по созданию видеоролика составила 32 380 рублей (в том числе НДС 4 939,32)
Бухгалтерские записи:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
97 «Расходы будущих периодов»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
27 440,68
Отражены расходы, связанные с созданием видеоролика
19 «Налог на добавленную стоимость»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
4 939,32
Отражена сумма НДС, предъявленная изготовителем
68 «Расчеты по налогам и сборам»
19 «Налог на добавленную стоимость»
4 939,32
Принят к вычету НДС
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
51 «Расчетные счета»
32 380
Оплачена сумма по договору
44 «Расходы на продажу»
97 «Расходы будущих периодов»
3 048,96
Сумма ежемесячного списания расходов, связанных с приобретением видеоролика, включенных в состав коммерческих расходов
(27440,68 / 9)
90 «Продажи»
44 «Расходы на продажу»
3 048,96
Списание коммерческих расходов текущего месяца
Обратите внимание!
В связи с изменениями, внесенными в статью 172 НК РФ Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ, вступившими в действие с 1 января 2006 года применение вычета по НДС не обусловлено оплатой поставщикам.
Достаточно товар (работы, услуги), имущественные права принять к учету и использовать в налогооблагаемой деятельности.
Окончание примера.
Начать дискуссию