Трудовые отношения

Что делать, когда сотрудник «забыл» уволиться?

Недавно один из HR-директоров уточнял, что делать со 100 такими книжками, за которыми никто не приходит.
Что делать, когда сотрудник «забыл» уволиться?

Ситуация, когда сотрудник перестает появляться на работе, «забыв» оформить прекращение трудовых отношений, случается не так уж и редко. Сотрудник не появляется на рабочем месте, заявление на увольнение отсутствует, трудовая книжка хранится в сейфе, а администратор безуспешно пытается найти исчезнувшего сотрудника. Так, недавно один из HR-директоров уточнял у нас, что делать со 100 такими книжками, за которыми никто не приходит.

Практика показывает, что, как правило, человек просто устроился в новую компанию, не подумав о том, что создал головную боль для бывшего работодателя. Но продолжение может быть разным. Приведу ситуацию у одного из наших клиентов. Сотрудника приняли на работу в 1985 году, с 1991 по 1992 год был в длительной командировке за границей. Из этой поездки на работу он не вышел, заявление на увольнение не писал и вообще больше не выходил на связь. То есть фактически трудовые отношения прекратились. А в начале 2019 г. человек пришел с заявлением о расторжении трудового договора по соглашению сторон, так как он занялся оформлением пенсии по старости.

Парадокс ситуации в том, что уволить сотрудника, несмотря на его длительное отсутствие нельзя. Более того, нельзя вынести ему дисциплинарное взыскание или посчитать проступок прогулом. Необходимо определить уважительность причины произошедшего и для этого законодательство требует получить у сотрудника объяснение. Без него любой суд признает наказание незаконным и отменит взыскание, а в случае увольнения — восстановит сотрудника на месте. А еще потребует заплатить человеку за время вынужденного прогула.

Так, в одном из наших кейсов одно производственное предприятие уволила начальника АХО. Он больше месяца не появлялся на работе и не выходил на связь. Компания собрала комиссию, отправилась к нему домой, сотрудник открыл дверь и тут же ее закрыл. По решению комиссии был издан приказ и трудовой договор расторгли. Ровно через год он как ни в чем не бывало появился на рабочем месте и предоставил справку о том, что все это время болел туберкулезом. Эксперты BLS посчитали, что это уважительная причина отсутствия и не стоит доводить дело до суда. Компания в итоге аннулировала приказ об увольнении и восстановила человека.

Но чаще истории прозаичнее. «Мертвые души» в штате компании кроме очевидных неудобств для кадровых администраторов (необходимость ежедневно отмечать неявку сотрудника в табеле учета рабочего времени, хранить трудовую книжку до востребования), несут и реальные риски работодателю. Например, случайное начисление зарплаты в случае сбоя системы или смены бухгалтера в организации. При этом невозможно просто принять на работу сотрудника взамен исчезнувшего, чтобы закрыть внезапную вакансию. И прямых ответов, как поступить в подобной ситуации трудовое законодательство, увы, не дает. Что же в таком случае может предпринять кадровая служба или руководство компании?

Чтобы минимизировать риски и оптимизировать работу, действовать лучше по следующей схеме. Надо издать приказ по основной деятельности, в котором зафиксировать шаги компании в связи с отсутствием работника по невыясненной причине. Во-первых, необходимо исключить сотрудника из табеля учета рабочего времени, при этом не издавая приказа о его увольнении. Во-вторых, бухгалтерия же должна «условно» уволить его, чтобы исключить из базы по расчету и не начислять сотруднику зарплату.

Документы отсутствующего сотрудника надо хранить отдельно от остальных. Срок хранения невостребованных трудовых книжек — 50 лет, если они завершены в 2003 году и позже, и 75 — если ранее, на основании ст. 22.1 ФЗ «Об архивном деле в РФ». Далее книжка сдается в государственный архив. Наконец, на должность отсутствующего работника компания может принять другого человека по срочному трудовому договору. Кстати, через 5 лет он станет бессрочным. По сути, это единственный законный и правильный алгоритм действий в подобной ситуации. Компания сможет оперативно закрыть внезапно появившуюся вакансию и не допустит рисков, которые несет отсутствующий сотрудник.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

4
    • Natalikr

      что это? по-моему очень понятно написано.

  • Natalikr

    А в моей практике был случай..... приняла я дела.... а через пару месяцев милиция пришла..... они такого вот безвестно отсутствующего нашли в овраге за предприятием обглоданного лисами..... а он уволенный у нас и даты позже даты смерти.... ох и проблем было..... мне то хорошо, я не работала на момент оформления документов, а предприятие наказали.......

  • Старый ворчун
    книжка сдается в государственный архив.

    После 50 лет хранения на предприятии. Очень нужная информация.