Вадим Зарипов
В ближайшее время Государственная дума рассмотрит во втором, решающем, чтении правительственный проект закона о совершенствовании налогового администрирования. Поправки, предложенные депутатами при доработке законопроекта, направлены на полноценную реализацию прошлогоднего послания президента Федеральному собранию, в котором была отмечена необходимость улучшить работу налоговых органов и положение налогоплательщиков. По словам президента, “налоговые органы не вправе "терроризировать" бизнес”. В новом своем послании президент не уделяет прежнего внимания налоговой проблематике, тем самым давая понять, что ранее поставленные задачи пока еще не выполнены.
“Она нам очень и очень пригодится”
И ведь действительно, сгодился “бронепоезд на запасном пути”: долгие годы норма была, как говорят юристы, “спящей”, т. е. не применялась, но сегодня налоговые органы заявляют подобные иски при выявлении у “недобросовестных налогоплательщиков” так называемых схем — ситуаций, формально соответствующих закону и направленных на получение налоговой выгоды (налоговой экономии или возмещения НДС из бюджета).
Депутатская изменчивость
Внося осенью 2005 г. поправки к правительственному законопроекту, депутаты поправкой № 732 предложили исключить право налоговых органов на подачу исков о конфискации всего полученного по сделкам. Такое решение перевесило бы по своему значению множество других поправок, призванных защитить налогоплательщиков. Однако при рассмотрении поправки налоговым подкомитетом в марте 2006 г. был рекомендован к принятию другой ее вариант. В соответствии с новой редакцией поправки предлагается еще раз законом образца 2006 г. подтвердить право налоговых органов на подобные иски, что последними будет расценено, скорее всего, как сигнал к наступлению.
Почему поправку № 732 нельзя принимать в таком виде?
Причина первая — юридическая
Причина вторая — административная
Причина третья — бюджетная
Конфискация всего полученного по сделке в доход государства означает взыскание выручки и товаров, бывших предметом сделки, в доход федерального бюджета. Поскольку у налогоплательщиков, лишенных дохода, очевидно и неизбежно уменьшается прибыль, региональные бюджеты теряют поступления по налогу на прибыль.
Причина четвертая — экономическая
Невозможность дифференциации ответственности в зависимости от последствий не только нарушает принцип соразмерности ответственности за нарушения налогового законодательства, закрепленный в постановлении Конституционного суда РФ от 15.07.1999 г., но и влечет разорение налогоплательщиков.
Причина пятая — процедурная, но не менее важная
Причина шестая — собственно налоговая
Как следует из письма заместителя руководителя ФНС от 26 февраля 2006 г., направленного в адрес депутатов комитета по бюджету и налогам Государственной думы, взыскание полученного по сделке налоговые органы рассматривают как необходимое средство для борьбы с неправомерным уходом от налогов.
Обращаясь к вопросу о пределах налоговой оптимизации, Конституционный суд разъяснил, что обогащение “с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях”, недопустимо (определение от 8.04.2004 г. № 168-О). Однако следует признать, что в подобных случаях налоговые органы не располагают прямыми доказательствами налогового мошенничества — их действия, как и решения судов, основаны лишь на наличии подозрительных обстоятельств совершения сделок (например, расчеты в один день, несоответствие объемов реализации и использованных ресурсов, отсутствие складов). Иначе было бы обязательным последующее привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления, чего на практике не происходит.
Поскольку налогоплательщики совершают при этом формально не запрещенные (с точки зрения действующего закона) действия, а все претензии к ним основаны лишь на сомнениях, нет оснований для их привлечения к карательной ответственности, такой как штрафы и тем более конфискация.
Россия ведет постоянный диалог, экономический, научный и гуманитарный обмен с Европейским союзом. В решении Суда ЕС от 21 февраля 2006 г., отражающем современный подход к борьбе с уходом от налогов в европейских странах, отмечается, что при выявлении “искусственных” сделок, например при отсутствии в сделке иной цели помимо уменьшения налогов, сделку следует переквалифицировать на основе объективно сложившихся экономических отношений сторон и взыскать недоимку и пеню, но не штраф, поскольку напрямую нормы закона налогоплательщиком не нарушены.
Причина седьмая, но не последняя
Итак, поправка № 732
Взыскание всего полученного по сделке за нарушения валютного законодательства было отменено в 2004 г. — валютное регулирование в стране от этого не ухудшилось, скорее наоборот. Конфискация всего полученного по “налоговой схеме” свидетельствует о слабости государства, подобно первобытному человеку использующего дубину в качестве последнего аргумента. Прекращение подобной практики и обращение к современным цивилизованным средствам противодействия уходу от налогов — признак его силы.
Авторитет государства должен основываться не на вседозволенности, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения. Хорошие слова, но не я их придумал, а Владимир Владимирович Путин, президент России, 10 мая 2006 г.
Выбор сделан. Теперь слово за законодателем.
Автор — юрист компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”; заместитель председателя президиума Российской ассоциации налогового права
Начать дискуссию