Отчетность

Расчеты с бюджетом: время сверять

Сейчас самое лучшее время, чтобы провести с налоговой инспекцией сверку расчетов с бюджетом: нужно убедиться, что крупные налоговые платежи по итогам 2005 года дошли до казны и отражены в лицевом счете. Приводим несколько советов, как пройти эту процедуру.

Сейчас самое лучшее время, чтобы провести с налоговой инспекцией сверку расчетов с бюджетом: нужно убедиться, что крупные налоговые платежи по итогам 2005 года дошли до казны и отражены в лицевом счете. Приводим несколько советов, как пройти эту процедуру.

Ирина Якимович, эксперт «УНП»

Обязаны сверить

Если вы уверены, что сверка расчетов вам не нужна, уведомление налоговиков явиться в инспекцию по этому поводу можно игнорировать. Дело в том, что Налоговый кодекс предусматривает только одно основание для сверки расчетов. Когда налоговики обнаружат признаки переплаты, они могут направить плательщику предложение провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ). И ответственности за невыполнение этого предложения в кодексе нет.

Однако если по какой-либо причине платеж не дошел до бюджета, своевременная сверка позволит остановить начисление пеней (например, письмо Минфина России от 01.03.05 № 03-02-07/1-54). Кроме того, посредством именно этой процедуры можно исправить «технические» недоимки по карточке лицевого счета и получить справку о состоянии расчетов с бюджетом, которую обычно требуют банки при выдаче кредита, организаторы различных конкурсов и торгов, а также многие иностранные контрагенты.

Но зачастую на практике попасть на сверку не так-то просто. Наши читатели сообщают, что если сверка не нужна самой инспекции, бывает, налоговики под различными предлогами просто отказываются ее проводить. Что можно посоветовать в такой ситуации?

Как мы отметили, в кодексе про сверку написано совсем немного. Но на помощь придут внутренние документы самих налоговиков: Регламент организации работы с налогоплательщиками* и Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков**. Регламент обязывает налоговиков провести сверку расчетов по заявлению плательщика (п. 3 Регламента). Поэтому если устную просьбу о сверке инспекторы отклоняют, надо подать письменное заявление.

Стандарт же устанавливает, что провести сверку необходимо в течение 10 дней, а при обнаружении расхождений - 15 дней, после того, как поступит заявление плательщика. Справку о состоянии расчетов с бюджетом инспекторы обязаны выдать также в 10-дневный срок. Напомним, что требования стандартов обязательны для налоговиков (п. 2 приказа ФНС России от 02.09.05 № САЭ-3-25/422). Поэтому, чтобы добиться сверки, может оказаться достаточным подать жалобу на бездействие инспекторов в региональное налоговое управление (ст. 139 НК РФ).

Решения можно обжаловать

Но сложности могут поджидать бухгалтера и в ходе самой сверки. Что, если данные учета плательщика разошлись с данными лицевого счета в инспекции?

Проблема в том, что ФНС России установила схему действий только для того случая, когда контролеры сами признают свою ошибку. Тогда они вносят изменения в акт сверки и данные лицевого счета плательщика. Но в Регламенте ничего не сказано о том, как быть, если расхождения носят неустранимый характер (когда налоговики просто не согласны с данными налогоплательщика).

На наш взгляд, в этом случае налогоплательщик может либо подписать акт сверки с разногласиями, либо вовсе не подписывать этот документ. Отсутствие акта никак не должно повлиять на реализацию прав плательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.05 № 4083/05). Ведь любое их ограничение должно быть закреплено в НК РФ. А в кодексе нет никаких последствий для налогоплательщика в зависимости от наличия или отсутствия акта.

Обжаловать расхождение в данных лицевого счета довольно сложно. Судьи не считают неотражение на лицевом счете налоговых платежей нарушением прав плательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 09.01.02 № 2635/01). Если данные учета налоговиков вас не устраивают, мы рекомендуем обжаловать сами решения, на основании которых возникли разногласия. В таком случае решение вышестоящего налогового органа или суда может послужить основанием для внесения исправлений в данные учета налоговиков.

*Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. Приказом ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/444.

   **Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, утв. приказом ФНС России от 02.09.05 № САЭ-3-25/422.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию