Бюджетный учет

Бухгалтеры-бюджетники могут остаться без работы

Бухучет в бюджете: от чего ушли, к тому и пришли?
Бухгалтеры-бюджетники могут остаться без работы

История развивается по спирали. И вот на очередном ее витке Минфин России и Федеральное казначейство воссоздают нормативно-правовые основания для централизации бухгалтерского учета в бюджетной сфере.

Это было недавно...

Сеть централизованных бухгалтерий была хорошо развита в СССР. ЦБ, как правило, обслуживали школы, дошкольные и социальные учреждения, некоторые учреждения здравоохранения, расположенные в пределах одного административного образования (города, района). Хозяйственная деятельность таких учреждений была однотипной, бухгалтерские операции стандартными, поэтому содержать бухгалтера в их штате было экономически неоправданно. Более рациональным считалось организовать ведение централизованного бухучет таких учреждений небольшим количеством бухгалтеров.

В конце 90-х годов прошлого века ситуация резко изменилась. Под знаменами самостоятельности, повышения эффективности и ответственности начальствующих лиц в каждом небольшом учреждении появился свой главбух, он же кадровик, плановик и так далее. Финансово-хозяйственная деятельность учреждений стала более разнообразной, руководители самостоятельно принимали разные управленческие решения, а в результате совершаемые хозяйственные операции перестали быть типовыми. В итоге очень скоро многие ЦБ были ликвидированы.

Тем не менее, ЦБ сохранилось в некоторых регионах и муниципальных образованиях. Как правило, чем дальше от крупных городов, тем острее ощущается дефицит квалифицированных бухгалтеров-бюджетников. Поэтому опытные специалисты, работающие в ЦБ, позволяют сохранять на плаву сеть обслуживаемых учреждений.

Попытки воссоздать ЦБ в бюджетной сфере начались уже с конца нулевых XXI века. Особенно большой резонанс вызвали события в Санкт-Петербурге, где под разными предлогами руководители городских финансовых служб стремились в короткие сроки перевести большинство городских учреждений в районные ЦБ.

Однако развитию ЦБ до недавнего времени мешало отсутствие соответствующей нормативной базы. При централизованном обслуживании у учреждений возникали проблемы с налоговой инспекцией, с контролирующими органами в части установления ответственности за нарушения, с организацией документооборота и так далее. Но постепенно ситуация начала меняться.

Цели Минфина

Минфин уже давно подбирается к заветной цели по централизации управленческих полномочий.

Еще в 2009 году на семинаре-совещании руководителей финансовых органов субъектов РФ «Задачи финансовых органов субъектов РФ по обеспечению исполнения бюджета в условиях кризиса», который проходил 18-19 марта 2009 года в городе Туле, было объявлено о необходимости новых подходов к централизации бухгалтерского учета. На этом мероприятии руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин сказал: «Бюджетный учет, как и вообще учет для каждого юридического лица, — это дорогое удовольствие. Требуются профессионалы. Поэтому только через централизацию учета, через программное обеспечение, централизующее этот учет на уровне муниципальных районов, можно решать вопросы по качественному составлению отчетности». Потом эта мысль не раз проходила красной нитью во многих других его выступлениях. А за прошедшее десятилетие органами власти разных уровней был накоплен опыт централизации бухгалтерского учета учреждений бюджетной сферы в условиях рыночной экономики.

По мере накопления органами власти опыта возникла и необходимость создания нормативной основы для реализации ими соответствующих функций. Так на федеральном уровне «первой ласточкой» стало внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ. Так особенности исполнения федерального бюджета в 2018 году были установлены Федеральным законом от 14.11.2017 № 315-ФЗ. Тогда в БК РФ была введена законодательная норма о централизованном ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности Федеральным казначейством.

Затем в разделе «Цель III» Публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год было указано, что финансовое ведомство нацелено, в частности, на:

— создание в Федеральном казначействе единого центра компетенций по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной и иной отчетности;

— выработку предложений по систематизации функций (полномочий) ФОИВ и подведомственных им учреждений, оптимизации их состава, численности и расходов на содержание.

В конце прошлого года руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин в своем интервью «Российской газете», в частности, рассказал, что в 2020 году Казначейство займется бухгалтерским учетом еще 21 федерального органа власти. При этом в общей сложности 414 территориальных органов и 120 казенных учреждений передадут ФК полномочия по ведению бухгалтерии.

Другими словами Минфин и Федеральное казначейство последовательно и уверенно идут к намеченным целям.

Настройка нормативной базы

Корректировка нормативной базы, необходимой для формирования основ централизации бухучета, началась в прошлом году. Так 26 июля 2019 года Президентом был подписан Федеральный закон № 247-ФЗ о внесении изменений в Закон о бухгалтерском учете. В частности, изменениями установлено, что согласно пункту 1 статьи 7 Закона о бухучете бюджетным законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухучета и хранение документов не будет организовывать руководитель экономического субъекта. А согласно пункту 3.1 этой статьи порядок передачи полномочий по ведению бухучета и представлению отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством РФ.

Эти положения статьи 7 Закона о бухучете несколько перекликаются с изменениями в стандарт «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н), внесенные приказом Минфина от 10.06.2019 № 94н. Данные изменения устанавливают порядок формирования единой учетной политики централизованной бухгалтерией, в случае передачи учреждениями ей полномочий по ведению бухучета и составлению отчетности. Очевидно, что ЦБ будет самостоятельно разрабатывать свою учетную политику, которая станет единой для всех обслуживаемых ею учреждений. А руководитель учреждения вынужден будет принять условия ЦБ и вряд ли сможет как-то влиять на ее единую учетную политику.

В январе и феврале 2020 года вступили в силу приказы Минфина России, которыми внесены изменения в федеральные стандарты бухучета для учреждений бюджетной сферы. Большинство таких изменений носят технический характер. Однако почти в каждый стандарт дополнен поправкой о ведении бухучета согласно требованиям единой учетной политики при централизации учета. Такие изменения внесены в стандарты:

— «Непроизведенные активы» приказом Минфина России от 10.12.2019 № 218н;

— «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности)» приказом Минфина России от 13.12.2019 года № 231н;

— «Долгосрочные договоры» приказом Минфина России от 16.12.2019 № 235н;

— «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» приказом Минфина России от 19.12.2019 № 243н;

—  «Основные средства» приказом Минфина России от 25.12.2019 № 253н;

— «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» приказом Минфина России от 25.12.2019 № 251н.

«Вишенкой на торте» стали приказы Федерального казначейства от 31 декабря 2019 года:

— № 41н «Об утверждении Графика документооборота при централизации учета»;

— № 49н «Об утверждении Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета и Порядка его применения».

В настоящий момент оба приказа Федерального казначейства применяются для ведения бюджетного учета федеральных органов исполнительной власти, обслуживаемых ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». При этом График документооборота состоит из 365 страниц и охватывает практически все возможные хозяйственные операции.

Скорее всего, формирование нормативной основы для централизации бухучета в бюджетной сфере в 2020 году будет продолжено.

Не унывать!

Разговоры о централизации бухучета многих бухгалтеров-бюджетников повергают в уныние. И не мудрено — ведь они могут лишиться рабочего места, а накопленный за долгие годы опыт может оказаться невостребованным.

Но не стоит предаваться этим мрачным мыслям!

Ведь в случае передачи учреждением полномочий по бухучету в централизованную бухгалтерию руководитель останется перед выбором:

а) приобретать специальные знания самому и вникать во все изменения законодательства;

б) во всем довериться специалистам ЦБ.

Вряд ли руководитель решится разобраться в хитросплетениях законодательства — у него и других дел хватает. Довериться «чужому» бухгалтеру — тоже решение непростое.

Однако есть и другой вариант! Руководитель может организовать в учреждении управленческий учет и поручить его ведение «бывшему» главному бухгалтеру.

Так как финансовое состояние учреждения теперь во многом зависит от данных бухгалтерской отчетности, то его руководителю необходимо трезво и обдуманно подходить к подписанию форм отчетности. Желательно проверить основные показатели отчетности, подготовленной специалистами ЦБ, до ее подписания и при необходимости потребовать корректировки отдельных показателей. Таким образом, при правильной организации управленческого учета опытному бухгалтеру будет, куда приложить свои умения и навыки в случае, когда часть полномочий по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности будет передана в централизованную бухгалтерию или в казначейство.

Комментарии

3
  • Вита Петрова
    Данные изменения устанавливают порядок формирования единой учетной политики централизованной бухгалтерией

    И да, и нет - можно учет "усложнить" и только за деньги объяснить "профессионалам" ( а по сути тем, кто ещё способен из бюджета оплатить регулярную учебу и всяческие всем известные выездные мероприятия авторов бесконечнного совершенствования учёта). Программистам это тоже выгодно, хлеб насущный. Правовым системам Гарант и Консультант плюс. Это целая система выкачивания средств из бюджета. Где стрелочником объявили бухгалтера.

    Но ведь по сути - что постоянно изменяется в реальной жизни? Ради чего лишать людей сна, покоя и отдыха только оттого, что они не имеют средств получить эту информацию?

    Сформируйте единую учетную политику на уровне Минфина и не меняйте правила учета. И будут вам профессионалы и прозрачность учета. А сложить все яйца в одну корзину (единую базу, которая тормозит и виснет) ни технической, ни психологической, ни экономической выгоды не будет. Моё личное мнение.

  • Лидия Новожилова

    Как только вижу заголовок, что скоро бухгалтера останутся без работы, так жду еще какой-нибудь гадости, типа СЗВ-ТД и прямых выплат из соц.страха.

  • петрова анжела

    Нас, всех бухов поселений сократили в один день 31- октября 2018 года. Зарплату в централизованной поставили 18 тыс. В централизованную не пошел никто . у меня был прекрасный опыт наблюдая как

Бесплатно с Бухгалтерский учет

Как отразить в учете на УСН «доходы минус расходы» расходы по чекам от директора за прошлые годы. Мини-курс

Директор принес бухгалтеру чеки на материалы за 2021 и 2022 год. Что с ними делать, можно ли принять их к учету в 2024 году? Как поступить, рассказываем в сегодняшнем мини-курсе.

Как отразить в учете на УСН «доходы минус расходы» расходы по чекам от директора за прошлые годы. Мини-курс

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🇬🇪Какие налоги платят в Грузии и сложно ли это делать?

Грузия — одна из самых популярных стран для релокации у россиян. Сюда можно переехать только по загранпаспорту, снять жилье стало дешевле, а большинство релокантов платят всего 1% налога после открытия ИП. Вместе с экспертами гайд разобрался с тем, какие налоги нужно платят и кому доступны сниженные ставки.

Центробанк определит параметры кредитных каникул для бизнеса

Механизм кредитных каникул сделают постоянным, особые условия получат представители малого и среднего бизнеса.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Переплата по налогам, которая не вошла в сальдо ЕНС, не идет в расходы

Старая переплата по налогам на 01.01.2023 не вошла в сальдо ЕНС, но и в состав внереализационных расходов ее включать нельзя.

Кратко за день: В Думе сегодня начнется публичное обсуждение налоговой реформы

Утром на рынке небольшой позитив. Нефть торгуется по 84,1$. Доллар стоит 91,1₽. Биткоин снизился до 66700$.

Кратко за день: В Думе сегодня начнется публичное обсуждение налоговой реформы

☀️ Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей

Сегодня последний день акции на курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Успейте купить топовые онлайн-курсы со скидкой за 4 290 рублей! 21 мая цена вырастет.

☀️ Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей
2
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

О рисках при экспорте товара в случае выставления счета-фактуры в неверной валюте

Разбираемся, вправе ли налоговый орган отказать в применении ставки 0% по НДС при экспорте товаров в случае выставления счета-фактуры, в котором неверно указана валюта платежа.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей

Сегодня последний день акции на курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Успейте купить топовые онлайн-курсы со скидкой за 4 290 рублей! 21 мая цена вырастет.

Утвердят новый показатель для расчета накопительной пенсии

В следующем году накопительная пенсия будет меньше.

Сегодня нужно успеть уведомить ФНС о контролируемых сделках

Если компании и физлица в 2023 году заключали сделки с взаимозависимыми лицами и с резидентами офшоров, об этом следует сообщить налоговой.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

В день инвентаризации все должны работать по обычному графику и без отработок потом

Работодатель не вправе объявить, что в день инвентаризации на работу можно не выходить, а отработать его в субботу.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Временный перевод к другому работодателю урегулируют более детально

Депутаты уточнят процедуру временного перевода к другому работодателю с приостановлением первоначального трудового договора.

💥Обзор новостей: скидки в школьных столовых для отличников, ИИ научили дерзить, Мурзилке 100 лет

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Каждая десятая компания в мире сталкивалась с киберинцидентами из-за теневых ИТ. Рассказываем, что это такое, какие риски несет и как их снизить.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Назван срок, когда госзакупки станут полностью электронными

Минфин выполнил все задачи для повышения эффективности бюджетных расходов, остается только завершить начатые проекты.

Где дивиденды, Роснефть? История, доходность, дивидендная политика и перспективы Роснефти

Восток Ойл — дело тонкое, а жирное дело — это получение дивидендов от нефтяников. Но есть и алмазы в россыпи золота. У этой компании не только больше всего нефти, но и джокер в рукаве. Продолжаю серию дивидендных разборов, и сегодня наш клиент — Роснефть.

Где дивиденды, Роснефть? История, доходность, дивидендная политика и перспективы Роснефти

В ЛНР отмечен большой рост розничной торговли

В Луганской народной республике утвердили список социально значимых товаров, на которые установлены предельные розничные цены.

Добрый день, уважаемые подписчики! Сегодня у нас обзор новостей

Подготовили для вас обзор новостей.

Добрый день, уважаемые подписчики! Сегодня у нас обзор новостей

Интересные материалы

Как подать заявление в службу судебных приставов, чтобы его не потеряли

Делюсь опытом как взаимодействовать со службой судебных приставов, чтобы обращение и заявление было рассмотрено с дачей ответа.