Бюджетный учет

Организации бюджетной сферы в коронакризис: корректировка планов

Органам власти, скорее всего, придется пересматривать сложившийся порядок обеспечения финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
Организации бюджетной сферы в коронакризис: корректировка планов

Органы исполнительной власти вынуждены принимать решительные действия для нераспространения короновирусной инфекции. Поэтому они ограничивают работу театров, музеев, учреждений культуры и спорта, а так же других учреждений бюджетной сферы. Но, вслед за этим, органам власти, скорее всего, придется пересматривать сложившийся порядок обеспечения финансово-хозяйственной деятельности таких учреждений.

Прежняя схема

Постоянные реформы бюджетной сферы за последние четверть века привели к тому, что государство по своей воле перешло от управления расходами к управлению результатом. В дореформенное время государство, грубо говоря, финансировало исключительно расходы учреждений в рамках утвержденной сметы. А в настоящее время государство, опять же, грубо говоря, выделяет бюджетные средства не для покрытия расходов, а для достижения поставленных перед учреждениями целей и задач. При этом, цели и задачи, которые государство готово «оплатить», указывают в документе — государственном (муниципальном) задании.

Согласно статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:

— показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

— порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе, условия и порядок его досрочного прекращения;

— требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать, в частности:

— определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

— порядок оказания соответствующих услуг.

Так, например, к показателям, характеризующим качество услуг учреждений культуры (например, театров), относят сведения о:

— заполняемости залов при проведении спектаклей (процент);

— динамика количества зрителей к предыдущему периоду (процент);

— доля показов новых постановок на стационаре и на гастролях (процент).

Для расчета таких показателей используют сведения о:

— числе зрителей;

— количестве спектаклей;

— количестве поступивших в продажу и проданных билетов.

Аналогичные показатели о посещаемости мероприятий, количестве участников, проданных билетах и т.п. указывают в государственных (муниципальных) заданиях учреждений культуры (музеи, выставочные комплексы, дома творчества) и учреждений спорта (спортшколы, бассейны и т.п.).

Другими словами, чтобы учреждение могло получить желаемый объем финансирования, оно должно четко выполнить доведенный ему «план» по результатам. Если учреждение не достигает указанных в задании результатов, то оно в лучшем случае лишается некоторой доли финансирования. По замыслу реформаторов ориентирование учреждений бюджетной сферы на достижение результатов должно было способствовать повышению их конкурентоспособности и улучшению качества оказываемых ими услуг.

Карантин — вне правил

За период реформ учреждения бюджетной сферы с некоторым трудом, но приняли «правила игры» государства. Так, для привлечения посетителей учреждения культуры и спорта стали активно придумывать различные шоу, проводить рекламные компании и т.д. для увеличения числа посетителей выставок, спектаклей и участников спортивных мероприятий и т.д.

Но вдруг в марте 2020 года началось распространение короновирусной инфекции. В связи с чем Министерство культуры РФ приказом от 17 марта 2020 года № 363 рекомендовало руководителям находящихся в его ведении учреждений приостановить допуск посетителей в учреждения или приостановить функционирование организаций для посетителей. Министерство культуры в данном приказе так же рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ принять соответствующие решения в отношении региональных учреждений культуры. Так, мэр Москвы указом от 25 марта 2020 г. № 28-УМ временно приостановил:

— проведение выставочных, просветительских и тому подобных мероприятий,

— работу учреждений библиотечной сети и учреждений культурно-досугового типа,

— предоставление государственных услуг в помещениях многофункциональных центров.

Другими словами, уже очевидно, что распространение короновирусной инфекции существенно снизит показатели качества и объема государственных (муниципальных) услуг, оказываемых рядом учреждений бюджетной сферы. К сожалению, Министерство культуры, впрочем, как и другие федеральные ведомства, пока не сообщило, будет ли учтена ситуация с распространением инфекции при утверждении отчетных показателей выполнения заданий учреждениями по итогам 2020 года.

Срок окончания распространения короновирусной инфекции предсказать невозможно. Правительство РФ постановлением от 18 марта 2020 г. № 294 утвердило Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина. Данное постановление вступило в силу с 20 марта 2020 г. и действует до 1 июля 2020 года. Поэтому, можно предположить, что к 1 июля ситуация стабилизируется. Однако в летние месяцы, в частности, ряд учреждений культуры (например, театры) уезжают на гастроли, а спортивные учреждения закрывают на каникулы. То есть, в любом случае второй квартал для таких учреждений по показателям качества и объема оказанных услуг станет провальным. Да и в третьем квартале, вероятно, наверстать упущенное будет трудно. Очевидно, что с учетом такой ситуации показатели госзадания желательно скорректировать.

Напомним, что согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640, в случае внесения изменений в показатели государственного задания учредитель формирует новое государственное задание (с учетом внесенных изменений). При этом уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания возможно только при соответствующем изменении государственного задания (пункт 41 Постановления № 640).

То есть, если следовать букве Постановления № 640, то в текущем году некоторые учреждения бюджетной сферы могут понести убытки, а точнее, финансирование их хозяйственной деятельности будет сокращено. Отметим, что в Постановлении № 640 не предусмотрен порядок изменения госзадания и корректировка объема соответствующей субсидии в случае возникновения непредвиденных, чрезвычайных ситуаций или форс-мажора.

Обязанности и права

Субсидию на финансовое обеспечение выполнения госзадания выделяют учреждению на основе соответствующего соглашения. Приказом Минфина России от 31 октября 2016 г. № 198н утверждена Типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Согласно пункту 4.1 Типовой формы соглашения Учредитель обязуется, в частности:

— «рассматривать предложения Учреждения, в том числе, по изменению размера Субсидии, и направлять Учреждению решения по результатам их рассмотрения не позднее _____ рабочих дней после получения предложений»;

— «вносить изменения в показатели, характеризующие объем государственных услуг, установленные в государственном задании, на основании данных предварительного отчета об исполнении государственного задания в текущем финансовом году в течение ___ дней со дня его представления Учреждением, в случае если на основании данных предварительного отчета об исполнении государственного задания необходимо уменьшить показатели, характеризующие объем государственных услуг, установленные в государственном задании».

Так же напомним, что учреждение в свою очередь на основании пункта 4.4 Типовой формы соглашения имеет право, в частности:

— «направлять Учредителю предложения по исполнению данного Соглашения, в том числе по изменению размера Субсидии»;

— «обращаться к Учредителю в целях получения разъяснений в связи с исполнением Соглашения».

То есть, учреждениям, оказавшимся из-за распространения короновируса не в состоянии выполнить показатели госзадания во втором квартале, целесообразно обратиться к Учредителю с просьбой об изменении госзадания и уточнения объема субсидии. В случае изменения показателей госзадания в меньшую сторону, а, следовательно, и уменьшения объема субсидии, в течение года учреждению нужно оперативно внести изменения в плановые финансовые документы.

Корректировка планов

Поскольку в текущем году финансовые возможности учреждения будут сокращены в случае уменьшения объема субсидии на госзадание, то учреждению нужно внести необходимые изменения в следующие документы:

— план финансово-хозяйственной деятельности (смету доходов и расходов);

— план-график закупок.

Если учреждением были начаты закупочные процедуры, то их целесообразно проанализировать и отменить или перенести на другие сроки. Если в виду сокращения объемов финансирования учреждение не сможет выполнить свои обязательства по уже заключенным контрактам, то об этом следует уведомить поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

С другой стороны, учреждения могут сократить объемы закупок товаров, работ и услуг, а так же воспользоваться неконкурентными процедурами. Минфин России в письме от 19 марта 2020 г. № 24-06-06/21324 указал, что распространение короновирусной инфекции носит чрезвычайный и непреодолимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому заказчик вправе осуществить некоторые закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе. При этом не подлежит применению условие об отсутствии закупаемых товаров работ, услуг в перечне ТРУ, используемом для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Очевидно, что, несмотря на распространение короновирусной инфекции, государственным и муниципальным учреждениям необходимо обеспечить бесперебойность свой деятельности. Особенно это актуально для учреждений, расположенных в городах и крупных населенных пунктах. А органы исполнительной власти будут вынуждены перейти от схемы по управлению результатом к задаче соблюдения оптимального соотношения расходов на содержание и социальной значимости учреждений бюджетной сферы.

Вполне вероятно, что на фоне распространения короновирусной инфекции и его влияния на экономику страны государству придется создать новую схему финансирования учреждения бюджетной сферы.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Начать дискуссию