Экономика России

«Битый не битого везет»: как коронавирус повлиял на онлайн-магазины, ретейлеров и бизнес

Карантин, режим самоизоляции, дистанционная работа, закрытие некоторых предприятий и ограничения правительства — всё это, безусловно, отразилось на экономике нашей страны.
«Битый не битого везет»: как коронавирус повлиял на онлайн-магазины, ретейлеров и бизнес

Карантин, режим самоизоляции, дистанционная работа, закрытие некоторых предприятий и ограничения правительства — всё это, безусловно, отразилось на экономике нашей страны. Всё больше магазинов и компаний переходят в онлайн, а спрос на заказы в интернете растёт: за последние 2 месяца количество заказов увеличилось на треть, среди категорий лидируют товары для животных (аудитория выросла на 37%), товары для строительства и ремонта ( 24%), «Дача, сад и огород» ( 23%), «Спорт и отдых» ( 17%) и «Досуг и развлечения» ( 15%).

О том, какие ещё тенденции во время коронавируса можно отметить на рынке, рассказали эксперты.

Елена Шутюк, коммерческий директор федеральной логистической компании IML:

Карантин стимулирует покупателей выбирать онлайн-шопинг вместо привычного похода по магазинам. Из-за ограничений со стороны правительства, в том числе закрытия торговых центров, сильно пострадал розничный бизнес, не успевший построить каналы онлайн-продаж. Непонятная ситуация на рынке труда и с экономикой в целом негативно повлияла на спрос товаров premium-сегмента и одежды. С другой стороны, введение карантина позволило выйти в онлайн фармацевтическим и алкогольным компаниям. В связи со смягчением требований к доставке медикаментов, IML уже предлагает особые условия бизнесу, чья деятельность связана с продажей лекарств.

Трафик IML вырос, но это случилось не по всем нашим клиентам. Перераспределились объемы по категориям товаров. Ожидаемо лидируют средства личной гигиены, косметика и дезинфицирующие средства. Также выросло количество заказов книг, детских товаров, спортивного инвентаря, электроники. Забавно, но на 15% увеличились продажи товаров для взрослых и презервативов. Вырос спрос и на товары для дома: предметы интерьера, средства для уборки, кухонные и постельные принадлежности.

Под удар попали те категории товаров, которые используются за пределами квартиры. Как и говорилось в начале, больше всех пострадал сегмент одежды и обуви, спад достигает 30%. Неактуальными оказались и товары для активного отдыха и рыбалки. Кризис переживают также магазины подарков и сувениров.

Отмена таможенных пошлин не дала прирост. Из-за экономических последствий эпидемии снижается импорт товаров из стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в ЕС. Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Как следствие, растет внутрироссийский трафик, меняются логистические цепи международных перевозок.

Нужно учитывать, что увеличение трафика в связи с пандемией пришлось в основном на сегмент HoReCa, а IML специализируется на non-food сегменте. Мы видим тенденцию, аналогичную прошлым двум российским кризисам, связанную с увеличением потребления FMCG-товаров. Среди клиентов IML получился следующий рейтинг по росту объемов внутри товарных категорий (от большего к меньшему): косметические средства, детские товары, книги и журналы, спортивный инвентарь, товары для дома.

На рынке для поставщиков из-за коронавируса возникли некоторые сложности, например есть проблемы с авиасообщением. Из-за карантина в некоторых городах вводятся ограничения на перевозки самолетами. Из-за снижения спроса на рейсы в удаленные регионы часть полетов попросту отменяют.

Более того, клиентам и получателям экономически не выгодно отправлять посылки самолетом, особенно в период кризиса. Они готовы жертвовать сроками в угоду цене. По их просьбам полгода назад мы успешно перевели авиаперевозки в Сибирь и на Дальний Восток на автомобильные магистральные маршруты. Сейчас IML активнее работает в этом направлении.

Правила для передвижения курьеров и авто сейчас отличаются в разных регионах, компаниям приходится оперативно получать дополнительные разрешающие документы, чтобы работать без перебоев. Мы ожидаем послабления мер, мешающих ведению общественно важного бизнеса во время кризиса.

Частично ограничения затронули пункты выдачи товаров, расположенных в торговых центрах. Эти меры вполне оправданы, поэтому мы вынужденно переехали в более доступные места.

Тем не менее за последние два месяца мы наблюдаем увеличение числа доставок. Это означает, что оборот онлайн-продаж растет. Следовательно, выиграют ритейлеры, успевшие выйти в онлайн, построить digital-отделы и наладить каналы доставки заказов.

Для остальных игроков малого и среднего бизнеса карантин станет тяжелым временем. Сейчас самое время пересмотреть стратегию и научиться продавать онлайн.

Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic:

Вызовы, которые мы наблюдаем в последнее время в мире напрямую повлияли на все секторы экономики. На сегодняшний день стабильно себя чувствуют компании, которые находятся в цепи поставок товаров первой необходимости, лекарственных средств и продуктов питания. Но и у последних уже наметилось снижение объема после того, как спал ажиотаж, который пришелся на середину марта. Весь непищевой ритейл сейчас находится в очень критической ситуации. Многие компании пытаются активно раскрутить онлайн-продажи, но, по моему мнению, основной фокус потребителей направлен на собственное здоровье, и дополнительные маркетинговые инструменты пока не принесли успех. При этом некоторые компании из индустрии моды, в том числе из сегмента «люкс», неплохо продают свои товары онлайн.

Динамика роста поставок за последний месяц была определена несколькими факторами:

1) закрытие фабрик и складов в Европе,

2) риск прекращения транспортного сообщения между Россией и другими странами,

3) закрытие периода 1 квартала, когда компании традиционно наращивают свои поставки, чтобы показать лучшие результаты,

4) высокий спрос на продукты питания и товары первой необходимости,

5) резкое снижение стоимости российского рубля.

Все это привело к росту поставок практически всех категорий товаров. В разрезе одного месяца выручка продуктовых ритейлеров должна, конечно, увеличиться, но не стоит забывать, что и логистические расходы тоже выросли. В связи с повышенным спросом, нехарактерным для этого периода времени, резко возрасла стоимость перевозок как из Европы, так и по России. Многие дистрибуционные центры были не готовы к такому большому объему поставок и это приводило к простоям транспортных средств. Для обеспечения безопасности на складах и торговых центрах компании вынуждены инвестировать дополнительные миллионы рублей.

Основным драйвером роста объема импорта являлся спрос и наличие товара на складах производителей и дистрибьюторов. По товарным группам, по которым было произведено временное уменьшение ввозных ставок пошлин, наблюдается увеличение грузопотока на 15-20%. Но мы уже видим тренд на снижение. Потребление сложно увеличить только лишь обнулением пошлин, которые и до этого были в районе 4-6%.

У поставщиков сейчас сложная задача — необходимо быстро реагировать на изменение спроса. При этом важно учитывать географические особенности ритейлеров. Так, в центральном регионе, где превалирует поставка товаров небольшими партиями (LTL), необходимо было наладить регулярную отправку большого количества паллет. В регионы, наоборот, доставка осуществляется полными траками (FTL). Повышенный спрос спровоцировал поднятие цен на транспортные услуги. Также наблюдалась активизация мошенников, целью которых являлось воровство груза на плече от поставщика до дистрибуционных центров ритейлеров.

В ближайшее время мы ожидаем стабилизацию объемов поставок, в том числе и снижение стоимости перевозок, за счет смещения фокуса с non-food перевозчиков на продовольственные и фармацевтические товары. Омниканальность — это еще один тренд, который получил популярность до кризиса, а в период ожидаемой рецессии будет очень актуальным.

Начать дискуссию

🎉 Снизили цену на подписку Клерк.Плюс до 99 рублей!

В течение недели подписка на сервис Клерк.Плюс будет стоить всего 99 рублей.

Началась рассылка налоговых уведомлений на имущественные налоги физлиц

В первую очередь налоговые уведомления за 2023 год получат пользователи личных кабинетов.

Маркетплейсы

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

Надежный поставщик — одна из главных составляющих успеха на маркетплейсе, причем в постоянном поиске действительно хороших партнеров находятся как начинающие селлеры, так и опытные продавцы. Рассказываем, где искать поставщиков и на что обратить внимание при выборе.

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

10 навыков эффективного финансового директора

Финансовый директор — ключевой участник управленческой команды. Планирование финансового будущего компании, обеспечение ее стабильной работы и устойчивого развития — все эти задачи входят в зону ответственности финдира. Рассказываем, без каких навыков не обойтись финансовому лидеру бизнеса.

10 навыков эффективного финансового директора

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

Бизнес-ассистент — это специалист, который помогает руководителю решать ежедневные рабочие вопросы: планирует и согласовывает графики, организует переговоры и рабочие встречи. В отличие от секретаря и личного помощника, бизнес-ассистент более глубоко погружен в суть и цели компании. Он управляет проектами и продуктами, анализирует их продвижение и решает бизнес-задачи. Обучиться этой профессии можно на специальных курсах.

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

До 2037 года продлят нулевую ставку по взносам на выплаты членам экипажей

Нулевая ставка для российского флота уже действует больше 10 лет. Это позволило повысить число зарегистрированных судов в 2,5 раза.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Банк «Русский стандарт» создал собственное коллекторское агентство

Банки и микрофинансовые компании начали создавать организации, которые будут заниматься взысканием долгов. Это позволит сохранить маржинальность бизнеса в условиях жесткого регулирования ЦБ.

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

Маркировку импортного алкоголя перенесут в Россию

С 1 марта 2026 года импортеры будут оплачивать маркировку иностранного алкоголя в РФ. Это снизит зависимость предпринимателей от маркировочных центров других государств.

Сертификация сумок — условия, стоимость, нюансы получения сертификата

Сертификация сумок — это процесс проверки и подтверждения соответствия продукции определенным стандартам качества, безопасности и других критериев, установленным регулирующими органами или отраслевыми стандартами.

📴 Минцифры: сбой Microsoft говорит о важности импортозамещения иностранного ПО. Время настало, подтверждает гендиректор «Северсталь – ЦЕС»

Иностранные аэропорты, банки и компании не могут работать из-за «синего экрана смерти» на устройствах.

Как повысить продуктивность в компании: метод канбан

Канбан — это способ управления задачами. В чем его особенность, зачем его придумали, какие проблемы решаются с его помощью? Давайте разбираться.

Как повысить продуктивность в компании: метод канбан

Что делать, если вы приближаетесь к лимиту по УСН 

Если компания вплотную подходит к лимитам по упрощенке, нужно быстро делать выбор: удерживаться на УСН или переходить на ОСНО, временно или навсегда. Разбираем преимущества и недостатки каждого варианта и даем лайфхаки по сохранению спецрежима. 

Что делать, если вы приближаетесь к лимиту по УСН 
НДС

5% или 7% НДС

С 2025 г. все «упрощенцы» становятся плательщиками НДС. При этом «упрощенцев» с доходом до 60 млн руб. за 2024 год, а также вновь созданных компаний и ИП ⚡️ освободят от НДС автоматически. А остальные имеют право выбрать ставку: пониженную (5%/7%) или общие (20%/10%/0%).

Общество

Роспотребнадзор подготовил изменения в санитарные правила для торговых объектов и рынков

На фоне участившихся массовых отравлений Роспотребнадзор подготовил проект изменений в СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

Санатории будут реконструировать на деньги частных инвесторов

Чтобы повысить спрос на санаторно-курортный отдых, власти собираются привлекать средства частных инвесторов на обновление туристической инфраструктуры.

Автоматизировать «хаос» невозможно. А роботизировать?

Что мешает неработающей системе? Правильно — заказчики! У которых то бизнес-процессы плохо выстроены, то персонал.. гхм.. «криворук» — по мнению некоторых поставщиков, конечно же. Но, всегда ли нужно болезненное изменение бизнес-процессов компании для «автоматизационного счастья»?

Автоматизировать «хаос» невозможно. А роботизировать?

Как отражать в учете строительство офиса своими силами

При возведении объекта основных средств собственными силами все затраты, связанные с этими капвложениями, согласно требованиям ФСБУ 26/2020 надо отражать на счете 08.

Объемы госзакупок сократились до 5,69 трлн рублей

Средняя цена контракта снизилась с 3,5 до 3,3 млн рублей. В государственных закупках выросло число несостоявшихся сделок из-за отсутствия конкуренции.

Интересные материалы

В РФ могут официально разрешить использовать стейблкоины для трансграничных расчетов

Представители бизнеса считают инициативу использования стейблкойнов для трансграничных расчетов перспективной. Это поможет проведению платежных операций со странами БРИКС и трансграничных платежей на фоне санкций.