ЭДО

12 самых частых вопросов про ЭЦП. Ответы ФНС

Налоговая служба скоро станет монополистом по выдаче электронных цифровых подписей для юрлиц и ИП. С 2021 года руководители организаций и индивидуальные предприниматели должны будут получать ЭЦП только в удостоверяющем центре ФНС и его доверенных лицах.
12 самых частых вопросов про ЭЦП. Ответы ФНС

Налоговая служба скоро станет монополистом по выдаче электронных цифровых подписей для юрлиц и ИП. С 2021 года руководители организаций и индивидуальные предприниматели должны будут получать ЭЦП только в удостоверяющем центре ФНС и его доверенных лицах. Такие поправки были внесены в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» в конце 2019 года законом № 476-ФЗ.

По этому поводу на сайте налоговой службы разместили ответы на самые часто задаваемые вопросы. Приведем некоторые из них.

Сколько ключей ЭП может быть у одного владельца?

Законодательство не ограничивает количество ключей ЭП, которыми может обладать один владелец.

Чем отличается ЭП индивидуального предпринимателя от ЭП физического лица?

В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 17 Федерального закона № 63-ФЗ квалифицированный сертификат физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, дополнительно к данным физического лица должен содержать основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя — владельца квалифицированного сертификата.

Какие данные содержатся в сертификате ЭП юридических и физических лиц?

В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 17 Федерального закона № 63-ФЗ квалифицированный сертификат должен содержать следующую информацию:

Для юридического лица — наименование, место нахождения, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата.

Для физического лица — фамилия, имя, отчество (если имеется), страховой номер индивидуального лицевого счета и идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата.

Можно ли передать свою ЭП для использования другому лицу?

Нет, это запрещено. Обеспечение конфиденциальности ключей ЭП является одним из важнейших условий использования электронных подписей и принципов электронного документооборота в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 63-ФЗ. Техническое подписание документов ЭП, например техническим специалистом, возможно только под контролем владельца с его согласия.

Что делать, если изменились реквизиты организации, прописанные в сертификате ЭП?

В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 17 Федерального закона № 63-ФЗ квалифицированный сертификат юридического лица должен содержать следующую информацию: наименование, место нахождения, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика — владельца квалифицированного сертификата юридического лица. В случае изменения каких-либо данных, внесенных в сертификат, содержащаяся в нем информация становится недостоверной, а сертификат может быть признан недействительным.

Может ли иностранная компания (не резидент) получить сертификат ЭП? Какие нужны документы?

Да, может.

Тем не менее, работоспособность такой ЭП может быть ограничена требованиями информационной системы (интернет-портала), где планируется использовать ЭП в связи с отсутствием отдельных идентификационных атрибутов (например, ОГРН).

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 63-ФЗ для получения КСКПЭП иностранная организация предоставляет в аккредитованный УЦ следующие документы либо их надлежащим образом заверенные копии и сведения:

  • номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или ИНН иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации) (при наличии);
  • основной документ, удостоверяющий личность лица, которое будет указано в сертификате в качестве владельца наравне с юридическим лицом;
  • доверенность или иной документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени других лиц.

Имеет ли право иностранный гражданин получить сертификат ЭП, что для этого необходимо?

Да, при наличии у него СНИЛС и ИНН.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 63-ФЗ для получения квалифицированного сертификата физическое лицо представляет в аккредитованный удостоверяющий центр следующие документы или надлежащим образом заверенные копии и сведения: основной документ, удостоверяющий личность; СНИЛС физического лица и ИНН физического лица.

Если у иностранного гражданина имеются ИНН И СНИЛС, то он может получить сертификат ЭП.

Можно ли получить сертификат ЭП за физическое лицо по доверенности?

Нет, нельзя. Одним из условий создания и вручения квалифицированного сертификата является установление удостоверяющим центром личности заявителя. В настоящий момент это возможно только при личном присутствии физического лица.

С какого возраста можно получить сертификат ЭП?

Получить сертификат электронной подписи можно с 14 лет, при наличии основного документа, удостоверяющего личность, СНИЛС и ИНН.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона № 63-ФЗ для получения квалифицированного сертификата физическое лицо представляет в аккредитованный удостоверяющий центр следующие документы или надлежащим образом заверенные копии и сведения:

  • основной документ, удостоверяющий личность;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) физического лица.

Какие нужны документы для получения сертификата ЭП?

При обращении в аккредитованный удостоверяющий центр необходимо представить следующие документы, либо их надлежащим образом заверенные копии и (или) сведения из них:

  1. основной документ, удостоверяющий личность;
  2. номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования заявителя — физического лица;
  3. ИНН заявителя — физического лица;
  4. ОГРН заявителя — юридического лица;
  5. ОГРНИП заявителя — индивидуального предпринимателя;
  6. номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе заявителя — иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации) или ИНН заявителя — иностранной организации;
  7. документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности либо подтверждающий право заявителя действовать от имени государственного органа или органа местного самоуправления.

Будет ли действовать ЭП, полученная в моем городе, в другом регионе?

Электронная подпись, полученная в аккредитованном Удостоверяющем центре, действует на всей территории Российской Федерации.

Срок действия электронной подписи?

Максимальный срок действия ЭП составляет 15 месяцев. Такое ограничение вытекает из положений нормативных актов и связано с техническими возможностями программных средств, с помощью которых создаются и используются ЭП. Удостоверяющий центр устанавливает срок действия сертификата ЭП в пределах указанного лимита с учетом пожеланий заявителя. В большинстве случаев, сертификаты оформляются сроком на 1 год.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

10
  • Будут бесконечные очереди прежде всего из-за того, что каждый год нужно будет продлевать. Если, конечно, это всем не надоест и снова не откатятся назад в доцифровую эпоху.

    Единственный нормальный выход - дать возможность подавать на продление электронно, подтверждая заявление на продление пока еще действует текущая подпись. Но наше государство на такую либерализацию не пойдет, т.к. непонятно кто там в данный момент подписывает электронной подписью продление (если уже мы включаем "вахтера" на полную катушку, как у нас и любят)

    • Это уже работает. Подтверждаем заявление действующей ЭП и выпускаем подпись. Более того, по договоренности с клиентом можно выпускать ЭП используя личный кабинет.. Это здорово экономит время пользователей и клиентов. В настоящее время выпуск возможен в течение 15 минут


  • А ЭП это не только ЭДО и торги, отчетность в госорганы тоже сдается с помощью ЭП. Т.е. много кого коснется, кто попробовал цифровые удобства

    • Наталья

      Отчётность в госорганы тихой сапой уж почти всех заставили сдавать. Только ИП ещё держатся. Но что-нибудь придумают и для них.

  • Анна
    При обращении в аккредитованный удостоверяющий центр необходимо представить
    1. все-таки не только прямо в инспекции будут выдавать?
    2. подписи, которые будут действовать на 01.01.21, можно будет использовать до окончания срока действия?
    3. правда ли, что ЭЦП невозможно будет скопировать (например, для создания резервного носителя)?
    4. неужто и правда теперь все директора ходить в налоговую за своими ЭЦП-ками и лично подписывать каждый документ?
    5. слышала, что с 01.07.21 еще будут изменения: нельзя будет получить подпись организации ни на кого, кроме руководителя.
      1. Существует множество удостоверяющих центров. Они все продолжают работу.
      2. Действовать будут. Их никто не может аннулировать.
      3. Нет. Резервные копии возможны. Это специально должно оговариваться при приобретении ЭП. Существуют отдельные виды ЭП, где это сделать не получится.
      4. Нет. Никто не запрещает выпускать в авторизованных УЦ
      5. Невозможно получить подпись по доверенности. Выпуск подписи на сотрудников же вполне возможен