Власти готовят революцию в законодательстве о контрольно-кассовой технике. Они хотят отменить закон 54-ФЗ о применении ККТ и перенести все правила в Налоговый кодекс. Заодно в НК добавят санкции и уберут их из Кодекса об административных правонарушениях.
Два проекта законов уже опубликованы на портале проектов НПА для обсуждения. О первом из них, про изменения в КоАП, «Клерк» писал ранее. В этой статье будет рассмотрен второй — с масштабными поправками в Налоговый кодекс.
Какова цель поправок?
Она указана в сводном отчете по проекту. Вернее, их там три.
- «погружение» законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в состав законодательства о налогах и сборах;
- создание новой категории -«фиксация расчетов» взамен «применение контрольно-кассовой» техники;
- закрепление «оперативного контроля» в системе налогового контроля
Там же указано, что не устраивает в текущем законодательном регулировании авторов проекта:
- не позволяет осуществлять эффективный контроль — камеральные и выездные налоговые проверки проводятся только по истечении налогового периода на основе уже сформированной налоговой декларации, периодичность и глубина таких проверок ограничена;
- несет дополнительную нагрузку на бизнес — при отсутствии автоматизации порождает обязанности у плательщиков, которые растянуты во времени
О какой дополнительной нагрузке на бизнес пишут авторы проекта, совершенно непонятно. А вот перенос из административной сферы в налоговую ответственности за нарушения в применении ККТ точно добавит нагрузку бизнесу. Поскольку увеличится срок давности по нарушениям. Сейчас он составляет один год с даты нарушения, а будет три. А еще налоговики получат почти неограниченные возможности по блокировкам сайтов, блогов и др. страниц в интернете, если сочтут, что через них идут продажи с нарушением правил применения ККТ. Но об этом ниже.
Кроме того, из заявленных целей сразу видно, что налоговая хочет контролировать выручку организаций и ИП фактически в режиме онлайн.
Что нового
Часть закона 54-ФЗ будет перенесена в НК практически дословно. Это и основные термины, и правила работы с ККТ, и многое другое. Но есть и абсолютные новинки.
В НК добавят Раздел V.3. «Оперативный контроль», в котором и будут все основные термины, правила.
Прежде всего, появится термин «фиксация расчетов» — действия, совершаемые организацией или индивидуальным предпринимателем с использованием средств автоматизации. Действия эти можно будет совершать как через ККТ, так и через некий информационный ресурс, который будет расположен на сайте ФНС. Речь идет о кабинете контрольно-кассовой техники.
Появится термин «расчетный чек». Из текста будущей статьи 105.36 следует, что он и будет формироваться в кабинете контрольно-кассовой техники. Расчетный чек будет отправляться либо по электронной почте, либо в такой же кабинет ККТ покупателя (клиента) (!). Случаев, при которых можно формировать расчетные чеки в проекте обнаружить не удалось, хотя в пункте 1 статьи 105.36 написано «В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по фиксации расчетов может быть исполнена организацией и индивидуальным предпринимателем с использованием кабинета контрольно-кассовой техники с формированием расчетных чеков». Однако есть статья 105.46, где написано, что особенности фиксации расчетов через кабинет ККТ будут утверждаться ФНС.
Может быть, наконец, можно будет обойтись и без ККТ с фискальными данными, хотя бы тем, кто работает через интернет?
Термин «применение контрольно-кассовой техники» исчезнет как таковой, вместо него и будет применяться фиксация расчетов.
Что изменится в правилах применения
В части правил применения проект не сильно отличается от текста нынешнего закона 54-ФЗ. Но есть небольшие отличия.
Так, термин «бланк строгой отчетности» перестанет существовать. Утвержденные разными ведомствами бланки, типа билетов на транспорт, останутся, но самого термина уже не будет. Этот бланк надо будет выдавать с содержащимися в нем реквизитами кассового чека.
Список видов деятельности, при которых можно не применять ККТ, останется почти прежним, за некоторыми незначительными изменениями. Главное — при безналичных расчетах между организациями и (или) ИП по-прежнему можно ККТ не применять. Вернее, в терминах нового закона — не фиксировать расчет.
Мнимый и притворный расчет
Да-да, авторы проекта решили ввести такие термины. Естественно, для того, чтобы штрафовать.
Под мнимым расчетом понимается несуществующий расчет, по которому осуществлена фиксация лишь для вида (в том числе несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Под притворным расчетом понимается расчет, в отношении которого осуществлена фиксация вместо фиксации другого расчета с целью прикрыть его.
Т.е. по сути это расчеты по мнимым и притворным сделкам.
Что такое оперативная проверка
Но главное, что изменится, это форма контроля. В Налоговом кодексе будут не только налоговые проверки, но и оперативные.
Оперативная проверка заменит проверки применения ККТ, которые налоговики проводят сейчас. Налоговые органы получат очень много полномочий, которых в настоящее время у них нет.
Прежде всего, проверять смогут три года предшествующих году проверки. Сейчас такой глубины проверки нет, потому что бессмысленно проверять — срок давности по нарушению всего один год. Более того, один и тот же период смогут проверять бесконечное количество раз, если будут жалобы покупателей.
Максимальный срок проведения проверки — 20 рабочих дней. Однако он может быть продлен до 40 рабочих дней. Может быть и продление сроков при наличии оснований.
Проверять при оперативной проверке будут как правильность фиксации расчетов, так и полноту учета выручки.
Акты о результатах проведения оперативной проверки будут только в электронном виде.
При проведении оперативных проверок ФНС сможет привлекать ФСБ.
Контрольные закупки, наблюдение и мониторинг
Суды давно признали право налоговиков проводить контрольные закупки. Теперь это право будет у них законодательно. Целая статья посвящена этим закупкам.
Контрольная закупка — действия налогового органа по созданию ситуации по совершению расчета. Причем их можно будет проводить и при дистанционной торговле (услугах), правила их проведения утвердит ФНС. О том, что производится контрольная закупка предупреждать, естественно, не будут.
При проведении контрольной закупки налоговики могут допросить в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Вот пришли вы в магазин как покупатель. А тут, бац, оперативная проверка. И отказаться быть свидетелем вы не можете, если нет законных оснований. Здорово, правда?
После того, как объявляется о совершении контрольной закупки, деньги надо вернуть незамедлительно (если они наличные), либо принять меры для немедленного возврата безналичных денег. Но при расчетах через интернет или безналичным путем как принять эти меры незамедлительно, если продавец получает данные об оплате иногда через несколько дней?
Но не только контрольными закупками будут заниматься проверяющие. У них появится право вести наблюдение — это визуальное восприятие сотрудником налогового органа действий проверяемого лица за фиксацией расчетов. Т.е. грубо говоря, инспектор будет подсматривать, как работает кассир. И не только кассир, но и любой работник проверяемой организации (ИП). Более того, наблюдение вообще может быть не в рамках оперативной проверки, а просто в рамках налогового контроля.
Подглядывание и подслушивание становится законным?
Впрочем, подсматривать проверяющие могут не по собственной инициативе, а только с разрешения руководства ИФНС.
Еще одно мероприятие контроля — мониторинг. Это постоянный сбор, обобщение, систематизация и сбор информации о каком-то лице. Для этого будут использоваться данные о применении ККТ, поступающие в налоговую, жалобы (в том числе и общественных организаций, типа защитников прав потребителей) и данные любых открытых источников.
О проведении такого мониторинга проверяемое лицо извещаться не будет. Если будут выявлены какие-либо нарушения, то через кабинет ККТ будут направляться предписания об устранении нарушений. И сделать это налоговики смогут в течение трех лет со дня этого нарушения.
Если нарушение не будет устранено, то будет назначена оперативная проверка.
Обеспечение соблюдений фиксации расчетов
За нарушения фиксации расчетов налоговики смогут блокировать счета. Но это еще не самое «прекрасное».
Если организация или ИП ведут свой бизнес в интернете, то налоговики смогут ограничивать доступ в отношении:
- доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- сетевого адреса, указателя страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- программы для электронных вычислительных машин, включая мобильное приложение (программное обеспечение, применяемое лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер);
- страницы сайта социальной сети, блога (микроблога) и иных сетевых сообществ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- страницы абонента сервиса (включая каналы и чаты абонента) обмена мгновенными сообщениями в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (мессендждеры).
Еще одно «прекрасное» — при реализации товаров через торговые объекты (автоматы) без фиксации расчетов, налоговики смогут блокировать эти объекты. И разблокируют только при устранении нарушений.
Правда, следует заметить, что блокировка интернет-ресурсов и торговых объектов будет касаться только злостных нарушителей. И инициировать её смогут только руководители ИФНС.
Штрафы и другие санкции
Штрафы местами предлагается увеличить, кроме того есть изменение составов нарушений и круга лиц. Так, должностных лиц штрафовать не смогут (это вообще НК не предусмотрено). Вот некоторые из предлагаемых штрафов.
За осуществление расчета без фиксации ИП могут оштрафовать на 50% от суммы расчета, но не менее, чем на 10 тыс. рублей. Организацию на всю сумму расчета (сейчас от 50 до 100% расчета), но не менее, чем на 30 тыс. рублей.
Фиксация мнимого или притворного расчета повлечет взыскание штрафа с индивидуального предпринимателя в размере 50% от суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 10 000 рублей. С организации за это же деяние возьмут всю сумму зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 000 рублей.
За ненаправление электронного или невыдачу бумажного кассового или расчетного чека ИП оштрафуют на 2 тыс. рублей, а организацию — на 10 тыс. рублей.
Неуказание в фискальном документе наименования товара при реализации продукции, в отношении которой установлены требования по маркировке, а равно указание такого наименования в искаженном виде — повлечет взыскание штрафа с индивидуального предпринимателя в размере 50 тыс. рублей; с организации — в размере 100 тыс. рублей.
Непредставление в установленный Налоговым кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами срок в налоговые органы всех фискальных данных, которые подлежат передаче в налоговые органы, — штраф с индивидуального предпринимателя в размере 100 тыс. рублей; с организации — в размере 200 тыс. рублей.
Субъектам МСП могут дать предупреждение, но только не злостным нарушителям.
Но главная новая санкция в части неприменения ККТ, это блокировка всех интернет-ресурсов продавца товаров (работ, услуг), если налоговым органом будет установлено, что на этих сайтах предлагается заключать договоры дистанционным способом, в ходе исполнения которых продавцом при осуществлении расчетов нарушаются требования применения фиксации расчетов. Такие решения будут выноситься только при наличии серьезных оснований, причем совокупных — повторные нарушения, совокупность расчетов более 1 млн рублей и нарушение срока фиксации более, чем на 48 часов.
Еще одна неприятная для нарушителей санкция — приостановка деятельности ИП или организации до 90 суток, но она и сейчас есть в КоАП.
Странности законопроекта
Главная странность — это, конечно, переквалификация по сути административных нарушений в налоговые. Но ФНС упорно подгребает под себя все больше и больше полномочий. Если этот закон будет принят (а он будет принят наверняка, вопрос только, что в результате там будет написано), налоговики получат практически безграничные возможности по проверкам всех расчетов в стране с участием организаций и ИП, причем в режиме онлайн.
Еще одна странность, это уже упомянутые расчеты через кабинет ККТ без применения самой ККТ (расчетные чеки). Никак не конкретизировано, кто же может этим пользоваться.
И главная непонятка, которая осталась после прочтения проекта — что такое пункт 1.1 статьи 346.13, упомянутый в тексте. Такого пункта нет ни в действующем Налоговом кодексе, ни в этом проекте, ни в каких-либо других. А упомянутые в этом пункте организации и ИП обязаны будут применять ККТ при расчетах по безналу между собой.
Заключение
Проект масштабный, но местами очень сырой. Там даже видны правки в виде зачеркнутых слов.
Обсуждение его должно продлиться до 5 августа. И авторы проекта планируют, что закон вступит в силу уже с 2021 года. Готовьте ККТ и не нарушайте уже сейчас. А то ведь срок давности наверняка начнут считать по-новому сразу после принятия закона, как обычно бывает, когда поправки в пользу государства.
Поскольку проект очень большой, автор статьи рекомендует всем заинтересованным лицам прочесть проект самостоятельно. Поскольку описать его полностью в одной статье нельзя.
Комментарии
9примерно это и ожидалось после массовой обязаловки онлайн-касс
Меня наряду со всем этим умиляет, как параллельно в нашей стране продолжают работать интернет-магазины и продающие блоги, страницы и группы, без всякого оформления, и при этом на ИПшников сыпятся все шишки((((
Если чеки можно будет выбивать через личный кабинет ККТ (по аналогии с чеками самозанятых на НПД), то задумка выглядит интересной. Избавит многих от необходимости тратится на кассовый аппарат.
Все остальное пока выглядит более чем странно.
Нет, про фискальный накопитель помните. Или выкупать его будете или в аренду брать.
Ничего подобного. Расчетный чек, упоминаемый в проекте, не оформляется через ККТ с фискальным накопителем. А именно через кабинет ККТ. В каком виде и кому это будет позволено, из проекта неясно