Приказ ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448 с 30 августа 2020 года утвердил новый порядок электронного документооборота с налоговой. Разбираем его основные положения и что изменилось в ЭДО с ИФНС, УФНС и ФНС.
Что регулирует
Приказ от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448 утвердил порядок:
- направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и используемых налоговыми органами;
- представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Одновременно признаны утратившими силу:
- приказ ФНС от 29.12.2010 № ММВ-7-8/781 с Порядком передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по ТКС;
- приказ ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168 с Порядком направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления их по требованию налогового органа в электронном виде по ТКС;
- приказ ФНС от 07.11.2011 № ММВ-7-6/735 с Порядком представления заявлений, уведомлений и запросов в электронном виде для целей учета в налоговых органах организаций и физлиц;
- приказ ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149 с Порядком направления документов, используемых налоговыми органами;
- ряд норм федеральных законов и подзаконных актов.
Если быть точнее, то новый приказ по сути объединил в один документ положения перечисленных актов.
Общие правила
Для обмена документами в налоговой по ТКС нужно применять усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП):
В процессе электронного взаимодействия при направлении и получении документов также фигурируют следующие технологические электронные документы:
- подтверждение даты отправки;
- квитанция о приеме;
- уведомление об отказе в приеме;
- извещение о получении (формируется на каждый документ и технологический электронный документ);
- информационное сообщение о представительстве в налоговых отношениях (в случае подписания представителем плательщика).
Участники электронного взаимодействия обязаны обеспечивать хранение:
- всех отправленных и принятых документов и технологических электронных документов (кроме извещения о получении электронного документа) с УКЭП;
- квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Не реже 1 раза в сутки нужно проверять поступление документов.
Дата направления документа в электронной форме по ТКС — это дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
При получении квитанции о приеме электронного документа дата его получения — дата принятия, указанная в квитанции о приеме.
Направление документа по ТКС
Включает в общем случае следующие этапы:
1 |
Отправитель формирует документ в электронной форме, подписывает его УКЭП и направляет по ТКС оператору ЭДО. При этом отправитель фиксирует дату отправки. |
2 |
Оператор ЭДО в течение 1 часа направляет отправителю извещение о получении электронного документа и не позднее следующего рабочего дня — подтверждение даты отправки. Отправитель, получив подтверждение даты отправки, в течение 1 часа направляет оператору извещение о получении электронного документа. |
3 |
Оператор ЭДО не позднее следующего рабочего дня после дня передачи ему отправителем документа направляет получателю документ и подтверждение даты отправки, подписанное УКЭП оператора. Получатель, получив документ и подтверждение даты отправки, в течение 1 часа направляет оператору 2 соответствующих извещения о получении электронного документа. |
4 |
При получении документа и отсутствии оснований для отказа в его приеме получатель формирует квитанцию о приеме, подписывает ее УКЭП и направляет оператору. Квитанцию о приеме получатель направляет отправителю по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки документа отправителем. |
5 |
Оператор ЭДО, получив квитанцию о приеме или уведомление об отказе, в течение 1 часа направляет получателю извещение о получении электронного документа. Оператор ЭДО не позднее следующего рабочего дня после передачи ему квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме направляет квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме отправителю. Отправитель, получив квитанцию о приеме или уведомление об отказе, в течение 1 часа направляет оператору извещение о получении электронного документа. |
При наличии оснований для отказа в приеме документа получатель формирует уведомление об этом, подписывает его УКЭП и передает оператору для направления отправителю.
Основаниями для отказа могут быть (исчерпывающий перечень):
- ошибочное направление получателю;
- отсутствие (несоответствие) УКЭП отправителя;
- направление документа не по утвержденному ФНС России формату.
При получении уведомления об отказе в приеме отправитель устраняет указанные в нём ошибки и повторяет процедуру направления документа.
Если отправитель не получил от получателя квитанцию о приеме, он направляет получателю документ на бумажном носителе. Но есть исключение. Это когда налоговый орган не получил от плательщика, обязанного сдать электронно налоговую декларацию (расчет), электронную квитанцию о приеме:
- требования о представлении документов;
- требования о представлении пояснений;
- и/или уведомления о вызове в налоговый орган.
Перечисленные документы ИФНС не направляет на бумаге.
Комментарии
2А если ушел к другому оператору ТКС, а документы хранятся у предыдущего, то нужно платить и тому, и другому, чтобы "хранить" все документы??? :(
Выходит что принять требование на 6й день как раньше теперь не выйдет?