Основные средства

Проведение инвентаризации основных средств

Все компании обязаны проводить инвентаризацию основных средств (ОС). Такое требование прописано в приказах Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 и от 29.07.1998 № 34н. В нашей статье мы расскажем о том, в какие сроки необходимо проводить инвентаризацию, а также какими документами нужно фиксировать ее результаты.
Проведение инвентаризации основных средств

Все компании обязаны проводить инвентаризацию основных средств (ОС). Такое требование прописано в приказах Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 и от 29.07.1998 № 34н. В нашей статье мы расскажем о том, в какие сроки необходимо проводить инвентаризацию, а также какими документами нужно фиксировать ее результаты.

Сроки проведения инвентаризации основных средств

Положением 34н и методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств установлено, что инвентаризация основных средств (ОС) должна проводиться раз в 3 года. Данную процедуру нужно произвести перед формированием годовой бухотчетности. Конкретные сроки и правила проведения инвентаризации следует закрепить в учетной политике компании. Также необходимо провести инвентаризацию ОС в следующих случаях:

  • при хищении или порче основных средств;
  • при смене материально ответственного лица (МОЛ);
  • при реализации предприятия как имущественного комплекса или передаче его в аренду.

В данном случае необходимо проверить только те ОС, которые входят в имущественный комплекс, находятся в зоне ответственности увольняющегося МОЛ или в помещении с признаками взлома.

Кроме того, по инициативе предприятия можно осуществлять и добровольную инвентаризацию объектов.

Цель проведения инвентаризации ОС

Цель инвентаризации основных средств — это обеспечение достоверности данных бухотчетности.

То есть в результате данного мероприятия:

  • выявляется фактическое наличие активов и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • сопоставляются результаты фактического наличия объектов с данными бухучета;
  • проводится контроль за полнотой отражения обязательств в учете.

Таким образом, в результате данного вида контроля проверяются и документально подтверждаются наличие активов, их состояние и оценка.

Оформление приказа на проведение инвентаризации ОС

До начала проведения инвентаризации генеральный директор издает приказ. В данном случае можно воспользоваться унифицированной формой ИНВ-22 либо разработать бланк самостоятельно. В документе нужно указать состав инвентаризационной комиссии, сроки осуществления инвентаризации, причину, по которой она производится, а также в какие сроки результаты указанной проверки должны быть сданы в бухгалтерию организации.

Процесс инвентаризации ОС может занимать несколько дней. В приказе указывается, как правило, временной интервал для ее проведения.

Документальное оформление инвентаризации основных средств

В целях проведения инвентаризации на предприятии создается специальная комиссия, состав которой определяет руководитель. Обычно ее членами являются:

  • сотрудники администрации компании;
  • бухгалтеры, юристы, экономисты;
  • трудящиеся технических подразделений;
  • работники службы внутреннего аудита;
  • и другие.

МОЛ в состав комиссии не включают, однако они должны присутствовать при проверке.

Результаты инвентаризации вносят в инвентаризационную опись (акт инвентаризации). Можно воспользоваться унифицированной формой описи ИНВ-1 либо разработать бланк самостоятельно. Применяемую форму описи (акта) следует закрепить в учетной политике.

Данный документ составляют на каждое основное средство и МОЛ. Опись оформляют в двух экземплярах: один бланк для бухгалтерской службы, второй — для ответственного лица.

Инвентаризационная опись позволяет сравнить фактическое наличие с данными бухучета и предусматривает одну общую графу для отражения наименования, назначения и краткой характеристики ОС. В опись заносят полные названия активов, их назначение, инвентарные номера и основные эксплуатационные и технические показатели. Реестры визируют все участники комиссии и материально ответственные лица. В конце описи МОЛ дают расписку в том, что проверка прошла в их присутствии и претензии к комиссии они не имеют.

Если в результате инвентаризации обнаружены отклонения от учетных данных, то формируют сличительные ведомости. Указанный документ заполняется бухгалтером в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй вручается материально ответственным лицам.

Сличительные ведомости можно составить по форме ИНВ-18, а можно разработать самостоятельно. Применяемую форму следует закрепить в учетной политике.

Инвентаризация арендованных ОС осуществляется в аналогичном порядке. По указанным объектам составляется отдельная инвентаризационная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие факт аренды ОС. Опись заполняется в трех экземплярах, отдельно по каждому арендодателю и с указанием срока аренды. На арендованные основные средства составляются также отдельные сличительные ведомости.

Подведение итогов инвентаризации ОС

Как мы уже говорили ранее, если по итогам инвентаризации выявлены расхождения между фактическими остатками ОС и учетными данными, то этот факт нужно зафиксировать в сличительной ведомости.

Результаты инвентаризации обычно указывают в протоколе. Если были обнаружены излишки или недостача, дополнительно заполняют ведомость ИНВ-26. Данный документ служит для обобщения результатов, выявленных отдельной инвентаризацией или несколькими, проведенными в течение отчетного периода.

При этом обнаруженные излишки или недостача основных средств могут возникать из-за ошибок в учете, то есть если объекты неверно учтены. Тогда необходимо внести исправления в бухучет. При этом ошибки текущего года исправляют в месяце их обнаружения. Если ошибки отчетного года выявлены после его завершения, но до утверждения отчетности, исправления датируют 31 декабря отчетного года.

Если в текущем году обнаружены прошлогодние ошибки, а годовой баланс уже утвержден собственниками фирмы, то исправления делают в текущем году.
Исправить ошибку можно двумя способами:

  • сторнировать все неправильные проводки и записать верные;
  • добавить запись на недостающую сумму.

Выявленные излишки основных средств следует оприходовать по рыночной стоимости объекта, которую нужно установить с учетом его технического состояния. Бухгалтер должен сделать следующую запись: Дебет 01 (03) Кредит 91-1 — приняты к учету основные средства, выявленные при инвентаризации (готовые к эксплуатации).

Если выявленные излишки ОС нельзя применять в дальнейшем, то бухгалтер должен сделать следующую запись: Дебет 08 Кредит 91-1.

В налоговом учете рыночную стоимость оприходованных излишков нужно включить в доходы. По ОС можно начислять амортизацию, но воспользоваться амопремией нельзя.

Недостачу ОС нужно зафиксировать в описи ИНВ-1 и ведомости ИНВ-18. С МОЛ следует взять объяснение о причинах недостачи.

Недостачу списывают на счет 94. Недостачу объектов в пределах норм естественной убыли необходимо отнести на счета по учету расходов, сверх норм на виновных лиц.

Если ущерб возмещать некому, для учета расходов нужен документ, подтверждающий отсутствие виновных. Так, при хищении надо написать заявление в ОВД и получить постановление о приостановлении предварительного следствия или дознания из-за того, что виновное лицо не установлено (ст. 265 НК РФ, письмо Минфина РФ от 27.04.2020 № 03-03-07/34451).

При выявлении недостачи бухгалтер должен сделать следующие записи:

  • Дебет 94 Кредит 01 (10, 41, 43) — списана стоимость недостач.
  • Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 94 — списана естественная убыль.
  • Дебет 73 Кредит 94 — недостача отнесена на виновное лицо.
  • Дебет 50 (51, 70) Кредит 73 — недостача истребована с виновного лица.
  • Дебет 91 Кредит 94 — списана невозмещенная потеря.

Начать дискуссию

👶👶👶👶 Многодетным матерям могут дать право на досрочную пенсию. А мужчины и когда 1 ребенок, чем не заслужили? — возмущаются у нас в ВК

Депутаты Госдумы собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Работа судов с коллективными исками может стать более эффективной

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Пассивный доход для бухгалтера: реально ли заработать на партнёрской программе? Опрос

Все хотят зарабатывать больше, но не увеличивать при этом свой рабочий день. Что такое партнёрка, на какой доход можно рассчитывать и при чём здесь бухгалтер.

Пассивный доход для бухгалтера: реально ли заработать на партнёрской программе? Опрос
Лучшие спикеры, новый каждый день

Силуанов предлагает поддерживать только тот бизнес, который инвестирует в Россию

Поддержка должна оказываться прежде всего такому бизнесу, который не выводит полученную прибыль в офшоры, а вкладывает ее на расширение производства, инновации и инфраструктуру регионов, где он работает.

Экспорт

Снова разрешили экспорт бензина

Правительство утвердило решение о временном снятии ограничений на экспорт бензина.

Трудоемкость как ключевой фактор, определяющий стоимость бухгалтерских услуг

В прошлой статье мы разобрали основные задачи и требования к системе ценообразования в бухгалтерской компании, а также поговорили о базовой формуле расчета стоимости бухгалтерских услуг. Теперь нам предстоит более подробно остановиться на вопросе трудоемкости бухгалтерских услуг и методах ее расчета.

Трудоемкость как ключевой фактор, определяющий стоимость бухгалтерских услуг
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как сохранить репутацию и деньги. Защита предпринимателя

В материале о том, как предпринимателю защититься от недобросовестных действий потребителя.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

ЦБ начал обсуждать с бизнесом параметры кредитных каникул

Механизм кредитных каникул сделают постоянным, особые условия получат представители малого и среднего бизнеса.

Бесплатно с Налоговый учет при УСН

Какие расходы на УСН нельзя принять. Мини-курс

В мини-курсе приводим перечень расходов, которые нельзя учесть в составе налоговой базы по УСН и рассказываем, какие расходы принять на учет можно и при каких условиях.

Какие расходы на УСН нельзя принять. Мини-курс

Пять знаков и ритуалов, в которые верят предприниматели

Приметам и ритуалам следуют многие успешные люди. Например, супермодель Хайди Клум хранит свой молочный зуб на удачу, а у актера Колина Фаррелла есть счастливый ремень. Мы решили поискать, в какие знаки верят предприниматели — для этого спросили их и заглянули в популярные запросы из поисковиков.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

⭐️Система управленческого учета. Как внедрять?

Выстроить систему управленческого учета на предприятии очень просто. Потребуется лунный камень, сердцевина рога единорога, коготь гиппогрифа, туман, зелье Счастья. Без этого не обойтись. Но есть еще один ингредиент. Секретный. Хотите узнать какой именно? Тогда читайте статью.

⭐️Система управленческого учета. Как внедрять?
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДФЛ

Основательница Wildberries высказалась за введение прогрессивной шкалы НДФЛ

Татьяна Бакальчук, самая богатая женщина России, уверена, что прогрессивный НДФЛ поможет развитию малого и среднего бизнеса.

НДС

Для экспорта из РФ лучше открыть здесь дочернюю компанию, а не филиал

Некоторые компании из Казахстана хотят открыть филиал в России для экспортных операций: товар будут закупать на территории РФ и продавать своим компаниям в Казахстан.

ПСН

ИП на ПСН может вести образовательную деятельность через интернет

Деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых можно вести на ПСН.

Нарушение правил использования УКЭП может привести к уголовной ответственности

Использовать чужой ключ усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) нельзя.

НДФЛ

При расчете НДФЛ с продажи недостроенной квартиры в расходы идут проценты по ипотеке

Будущую квартиру по договору участия в долевом строительстве можно продать, не дожидаясь сдачи дома. В таком случае идет речь о реализации права требования.

☀️Лето ближе ― цены ниже! Онлайн-курсы «Клерка» по 3 690 рублей

Приближаем лето горячими скидками на курсы для бухгалтера! Сейчас вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. А курсы по финансовому моделированию, ВЭД, УСН и управленке за 3 690 рублей!

☀️Лето ближе ― цены ниже! Онлайн-курсы «Клерка» по 3 690 рублей
2

УСН: в каких регионах действует пониженная ставка и как ей воспользоваться уже сейчас

Смотрите, в каких регионах компании и ИП на УСН могут претендовать на пониженную ставку УСН 1%. Причем даже если вы упустили возможность использовать ее с начала года, ситуацию можно исправить и сейчас. Более того, вы можете воспользоваться преференцией и в том случае, если в субъекте, где вы сейчас осуществляете деятельность, таких льгот пока не предусмотрено. Расскажем вам как это сделать. 

УСН: в каких регионах действует пониженная ставка и как ей воспользоваться уже сейчас

Интересные материалы

Учет расходов для целей налогообложения: внутригрупповые услуги, премии, трансфертное ценообразование, контролируемые сделки

Продолжаем рассматривать некоторые отдельные виды расходов, учет которых зачастую сопряжен с повышенным вниманием налоговых органов и возникновением налоговых рисков.

Учет расходов для целей налогообложения: внутригрупповые услуги, премии, трансфертное ценообразование, контролируемые сделки