Давно словарик не обновлял. Исправляюсь. Сегодня расскажу об одном из требований к бухучету, которое внутренний главбух-перфекционист во мне не любит. Но для бизнеса требование рациональности при ведении бухгалтерского учета — одно из главных.
В России оно установлено п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В международной практике это требование называют балансом между выгодами и затратами (Balance between Benefit and Cost).
Рациональность означает ведение бухгалтерского учета, исходя из:
- словий хозяйствования и величины организации;
- соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности этой информации.
То есть главбух должен применять те методы учета, которые позволят сформировать полную и достоверную финансовую отчетность с минимальными затратами. Учет должен окупаться!
Главбух-перфекционист — назовем его дядя Леша, чтобы тете Маше не было обидно — хочет сделать учет максимально информативным. При этом он плевать хотел на то, что это стоит дорого. К каждому сотруднику нужно приставить контролера, как каждому контролеру — ревизора, а за ревизорами должны присматривать аудиторы. Тогда мечты дяди Леши о резервах под обесценение скобок для степлера на его рабочем столе и оценочным обязательствам по предстоящей оплате утилизации коробочки из-под этих скобок воплотятся в реальность. Только это не будет иметь практического смысла, потому что компания с самым точным в мире учетом разорится на его ведении.
В реальности бизнес относится к бухучету как к любому другому бизнес-процессу. Если сам по себе он не приносит прибыли, то должен помогать получать прибыль от других бизнес-процессов. Сам по себе бухучет прибыли не приносит, но бухгалтерская информация используется при принятии решений инвесторами, кредиторами, государством, собственниками и руководителями бизнеса. Если цена решений высока, то независимо от масштабов бизнеса нужно раскрывать ту информацию, которая нужна для подготовки этих решений. В остальных случаях действует правило: маленькой компании нужен простой бухучет, большой — сложный.
Простой пример того, как требование рациональности реализуется в бухгалтерской нормативке. Ст. 6 закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разрешает субъектам малого предпринимательства использовать упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. «Малышам» разрешается:
- использовать упрощенный план счетов, в котором некоторые счета объединены друг с другом;
- не вести бухгалтерские регистры учета имущества;
- считать доходы и расходы в бухучете кассовым методом;
- не применять некоторые бухгалтерские стандарты или их отдельные положения;
- составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах) и по упрощенным формам).
Скажу одну вещь, от которой у дяди Леши сердце кровью обливается.
Российский малый бизнес считает бухучет навязанной государством повинностью. Задача главбуха — считать налоги. А бухгалтерская отчетность нужна налоговой — она же туда сдается. И иногда банкам для оценки платежеспособности заемщика. В такой картине мира бухучет должен вестись так, чтобы удовлетворять минимальные требования этих пользователей. Значит, если можно его упростить и удешевить — нужно упрощать и удешевлять.
Комментарии
3В нашей стране бухгалтер прежде всего нужен для фискализации налогов. Поэтому бизнес практически ненавидит бухгалтеров. Бухгалтер - это как представитель сборщика подати. Причем представитель, которого еще и кормить приходится за свой счет. Это я говорю, как глав бух. И не надо говорить про минимизацию налогов. Сейчас все гайки так стали закручены, что эта минимизация или мизерная и не стоит той кучи телодвижений, что приходится исполнять ради её реализации, или уголовно наказуема. Наминимизирует бухгалтер налоги, а потом сидит в тюрьме вместе с директором или квартиру продает, чтобы минимизацию государству компенсировать. Хотите уважения к своей работе? станьте консультантом, аудитором, да хотя бы экономистом, образование бухгалтера это позволяет, но не бухгалтером в компании. Или можно в гос конторе работать, там и рациональность никого не интересует, все уже рационализировано под бюджет... :)
Еще несколько лет назад я бы согласилась с автором. Мне казались смешными претензии аудиторов, ну надо же отразили долгосрочную задолженность в краткосрочной, ну через пару строк в балансе. А уж резервы это вообще ненужная фигня. Но однажды в моей "микромалышке" один собственник решил выйти из общества и потребовал выплатить ему действительную стоимость его доли. А нераспределенную прибыль там годами оставляли для развития бизнеса. Ну не миллиарды конечно, но все таки. И я вдруг поняла, что на складе много товаров, стоимость которых явно в разы меньше, но резерв никто не создавал. В дебиторской задолженности есть задолженность явно нереальная, и суммы не маленькие. И должники то крупные организации, но вот кредитную нагрузку не потянули, и банкротятся. Резерв на отпуска тоже не создавался, а так как организация маленькая взаимозаменяемости нет, поэтому в отпуска надолго не ходят, вот и накопилось по-тихоньку. Т.е. если выплатить действительную стоимость доли уходящему учредителю, то получается, что остающимся остается куча долгов по отпускным, по списанию дебиторской задолженность, убытки по реализации обесценившихся товаров....
Ну да, бухучет никому был не нужен, пока не начали делить собственность.
Анекдот, но я за дядю Лёшу!
При этом хотелось бы чтобы бухгалтерский учёт ФНС не касался (никак!).