Охрана труда

Специальная оценка условий труда и отражение ее результатов в программах 1С

Сотрудникам, работающим в определённых условиях, согласно действующему трудовому законодательству положены различные гарантии. Например, сокращённая рабочая неделя, дополнительный отпуск или денежная компенсация. Также по ним должны уплачиваться дополнительные взносы в Пенсионный фонд РФ. Есть, конечно же, и исключения из правил.
Специальная оценка условий труда и отражение ее результатов в программах 1С

Начиная с января 2014 года начал своё действие Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Он призывает все предприятия и предпринимателей с наёмными работниками провести специальную оценку труда (СОУТ) с целью выявления условий, которые можно отнести к вредным или опасным. Для чего это делается?

Дело в том, что сотрудникам, работающим в определённых условиях, согласно действующему трудовому законодательству положены различные гарантии. Например, сокращённая рабочая неделя, дополнительный отпуск или денежная компенсация. Также по ним должны уплачиваться дополнительные взносы в Пенсионный фонд РФ. Есть, конечно же, и исключения из правил. Так, если у вас в штате есть надомники, фрилансеры или те, кто работает дистанционно, то по данным рабочим местам специальная оценка не проводится.

Более подробно о проведении спецоценки условий труда и отражении ее результатов в отчете 4-ФСС расскажем в этой публикации.

По общим правилам плановая СОУТ должна проводиться не реже одного раза в пять лет специальной, на то уполномоченной организацией, которая была внесена Минтрудом России в специальный реестр. За проверку рабочих мест и отнесение их к какому-то классу организация платит проверяющему тарифную ставку по договору, которую в последствие относит к прочим расходам предприятия.

По результатам классифицирования рабочих мест им может быть присвоен один из четырех классов:

  • оптимальные — 1 класс;
  • допустимые — 2 класс;
  • вредные — 3 класс;
  • опасные — 4 класс.

При первых двух классах дополнительные тарифы страховых взносов не устанавливаются, а вот при остальных организация обязана обеспечить работников соответствующими гарантиями: медицинскими осмотрами, дополнительными выплатами, средствами индивидуальной защиты и другое.

Проверка проводится обязательно с участием специальной комиссии, собранной из работников предприятия. Обычно в неё входит руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель, руководители подразделений и специалист по охране труда. Для утверждения состава комиссии составляется Приказ руководителя. В нём же назначаются сроки проведения специальной оценки и утверждается график.

До начала выполнения оценки комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться.

После окончания исследований рабочих мест специализированная организация предоставляет предприятию отчёт, в котором указывает присвоение классов каждому из рабочих мест, перечень мероприятий по улучшению условий и экспертные заключения. На основании данного отчёта каждому предприятию необходимо подать декларацию в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки.

Указанный отчёт составляется не только когда обнаружены вредные или опасные условия труда, но и когда они признаны допустимыми или оптимальными.

Кроме того, по итогам проверки работодатель обязан письменно и под роспись ознакомить своих работников с результатами оценки. Помимо этого, ему следует опубликовать данную информацию на своём официальном сайте, если он имеется.

Наряду с плановой СОУТ также существует внеплановая СОУТ, которую работодатели обязаны проводить при формировании новых рабочих мест или изменений условий труда. Сроки на её проведение составляют от 6 до 12 месяцев.

Составление декларации соответствия условий труда в программах 1С

Для составления отчётности в Роструд о соответствии условий труда вам необходимо перейти в раздел «Отчёты» в программе 1С: Бухгалтерия или в раздел «Отчётность, справки» в программе 1С: ЗУП. Далее следует выбрать пункт «Регламентированные отчёты» или «1С-Отчётность». В открывшемся окне следует нажать на кнопку «Создать», а затем из всех видов отчётов выбрать «Соответствие условий труда».

В открывшейся форме декларации нужно вручную внести сведения о рабочих местах, которые прошли специальную оценку и информацию о присвоенных им классам.

Данную декларацию невозможно отправить из программы, её лишь можно вывести на печать или сохранить во внешних файлах форматах PDF, EXCEL или MXL.

Для того, чтобы подать эту форму электронно, вам нужно будет заполнить её на официальном сайте Роструда и подписать квалифицированной электронной подписью. Или же можно распечатать её из программы, направить по почте, отнести лично или передать через работника-представителя.

Формирование отчётности по форме 4-ФСС в программах 1С

Ещё один отчёт, в котором указываются результаты СОУТ — это форма 4-ФСС.

Для её формирования также необходимо перейти в раздел «Отчёты» в программе 1С: Бухгалтерия или в раздел «Отчётность, справки» в программе 1С: ЗУП. Далее следует выбрать пункт «Регламентированные отчёты» или «1С-Отчётность». В открывшемся окне следует нажать на кнопку «Создать», а затем из всех видов отчётов выбрать «4-ФСС».

В открывшейся форме нужно нажать на кнопку «Заполнить». При этом программой автоматически будут заполнены все таблицы отчёта, кроме Таблицы 5, в которой как раз и отражаются данные по СОУТ. Её необходимо заполнить вручную.

Важно отметить, что результаты проведённой СОУТ и проведённым обязательным предварительным и периодическим осмотрам сотрудников вводятся по состоянию на начало года.

В строке 1 столбце № 3 указывается общее количество рабочих мест, которые подлежат специальной оценке условий труда, вне зависимости от того, проводилась она или нет.

В строке 1 в столбцах 4-6 указываются данные о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена спецоценка, в том числе указывается сколько из них было отнесено к вредным или опасным условиям труда. Если спецоценка не проводилась, то в столбцах 4-6 проставляется «0».

Например, если организация спецоценку не проводила, то в строке 1 столбце 3 вы укажете только общее количество рабочих мест, а в остальных графах поставите ноль.

Если же по результатам СОУТ у вас были выявлены рабочие места с 3 или 4 классом, то это указывается в столбцах 5 и 6. В таком случае вам было необходимо провести для таких работников осмотр, который следует указать во второй строке.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть