В 2020 году работодатели для снижения объема налоговых платежей по-прежнему продолжают использовать такой способ ухода от налогов, как выплата «серой» зарплаты. О том, что представляет собой такая зарплата и каковы риски, с которыми сталкиваются работодатель и работник, — в нашем материале.
Суть схемы применения «серой» зарплаты
«Серой» или «теневой» зарплатой следует считать ту часть заработка работника, которая выдается ему неофициально (в конвертах) и не учитывается при налогообложении (Письмо УФНС России по г. Москве от 08.08.2007 № 15-08/075418).
При применении этой схемы для принимаемого на работу лица в трудовом договоре закрепляется заработная плата в величине, равной МРОТ, или немногим выше. Остальная же часть заработка (обычно она оказывается существенно больше обозначенной в трудовом соглашении) выплачивается неофициально.
В использовании «серых» выплат работодатель видит для себя следующие выгоды:
с «серой» части ему не надо ни выполнять обязанности налогового агента по уплате НДФЛ (составляющего 13% от дохода), ни платить страховые взносы (общая величина которых зависит от размера платежей на страхование от несчастных случаев, из-за этого составляет от 30,2% до 38,5% от величины дохода и может дополнительно возрастать на 2-14% за счет начислений на выплаты лицам, работающим во вредных или опасных условиях);
размер «серой» части может им снижаться с той или иной мотивировкой, которая официально нигде не закреплена, и работник не сможет оспорить такое снижение;
возможны систематические задержки «серых» выплат, и работнику сложно повлиять на эту ситуацию;
«серая» часть может не доплачиваться совсем или выплачиваться в пониженном размере за периоды очередных отпусков и больничных;
при увольнении в конфликтной ситуации реальностью становится невыплата работнику «серой» часть заработка, оказавшегося невыплаченным на день увольнения и «серой» части отпускных, соответствующей неиспользованному количеству дней очередного отпуска (если эта доплата применялась).
Таким образом, сумма материальной выгоды для работодателя может быть весьма значительной. И он также приобретает очень эффективный инструмент влияния на поведение работника.
Признаки выплаты «серой» зарплаты для ИФНС
Факт выплаты зарплаты в конвертах редко остается секретом для налоговых органов. Прямыми свидетельствами этого становятся:
жалобы, поступившие от действующих или бывших работников;
информация о размере заработка, отраженная в Интернете в данных об имеющейся у работодателя вакансии;
справка о более высоком уровне дохода работника, оформленная работодателем;
ведомости на выплату «серой» зарплаты, обнаруженные в ходе проверки.
Основания для сомнений в реальности официально показываемой зарплаты возникают при установлении заработка:
в объеме ниже среднеотраслевого или среднерыночного по региону;
без дифференциации доходов руководителей и рядовых сотрудников;
в размере, существенно более низком, чем на предыдущем месте (местах) работы.
Косвенным свидетельством несоответствия доходов их реальному уровню служит покупка физлицом учитываемого в ИФНС имущества (недвижимости, транспорта, земли), стоимость которого несопоставима с его официальными заработками.
Налоговые последствия «серых» выплат для работодателя
Налоговая ответственность работодателя при «серых» выплатах напрямую связана с неуплатой НДФЛ и страховых взносов с неофициальной части заработка. Ответственность по этим начислениям возникает по разным статьям НК РФ:
Для страховых взносов действует ст. 122, в которой указаны 2 ставки штрафа, исчисляемого от суммы неуплаченного платежа, — 20% (п. 1) и 40% (п. 3). Для применения большей ставки должен быть выявлен умысел в занижении налоговой базы. При использовании «серой» схемы выплат наличие умысла присутствует, поэтому начисления будут делаться именно от нее.
Для НДФЛ, в отношении которого работодатель является налоговым агентом, применяется ст. 123, предусматривающая лишь 1 вариант ставки для начисления штрафа, — 20%.
Однако этим налоговые риски не ограничиваются, поскольку факт установления «серой» зарплаты влечет за собой подозрения о наличии у работодателя систематически скрываемых им доходов, за счет которых делаются такие выплаты. Соответственно, в ходе налогового контроля будут тщательно проверяться данные о выручке, занижение объема которой приводит к уменьшению налоговых баз по НДС, налогу на прибыль, УСН или ЕСХН. Налоговая ответственность по этим налогам, как и по страховым взносам, наступит по ст. 122 НК РФ.
Санкции, применяемые по ст. 122 НК РФ, не избавляют налогоплательщика от необходимости доплатить неуплаченные налоги, а также заплатить пени за задержку оплаты (п. 5 ст. 108 НК РФ). Поэтому общая сумма доплат может оказаться весьма значительной.
Точно такие же платежи (неуплаченный налог и относящиеся к нему пени) придется делать и по НДФЛ, поскольку в п. 9 ст. 226 НК РФ, запрещающий платить этот налог за счет средств налогового агента, с 01.01.2020 внесены дополнения, позволяющие ИФНС требовать уплаты его сумм, доначисленных по итогам налоговой проверки. Уплачиваемый в такой ситуации НДФЛ не будет уменьшать налоговые базы по налогам, зависящим от объема полученной выручки (Письмо ФНС России от 10.03.2020 № СД-4-3/4109).
Безусловно, конкретную величину налоговых доначислений ИФНС придется обосновать (п. 6 ст. 108 НК РФ). Однако налоговики самостоятельно могут собрать лишь часть доказательств. Подкрепление их фактами и сбор дополняющей информации осуществят следственные органы (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).
Административная и уголовная ответственность должностных лиц
Для должностных лиц работодателя-юрлица следствием выплаты «серой» зарплаты может стать привлечение к административной, а также к уголовной ответственности.
Административная ответственность при выявлении «серых» выплат возникает в связи с грубым искажением данных бухучета и бухотчетности, приводящим к занижению налогов более чем на 10% или искажению больше чем на 10% любого из показателей финансовой отчетности (примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ). При систематически осуществляемых «серых» выплатах оба эти показателя применительно к проверяемому периоду могут достигать величины, достаточной для применения административного штрафа. Размер его составит (ст. 15.11 КоАП РФ):
от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. при впервые выявленном нарушении (п. 1);
от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. при повторном проступке (п. 2).
При повторном нарушении штраф может быть заменен дисквалификацией на срок от 1 года до 2 лет.
Уголовная ответственность из-за «серых» выплат наступает по ст. 199 УК РФ. Для применения этой ответственности объем допущенных нарушений должен оказаться крупным (свыше 15 млн руб.) или особо крупным (более 45 млн руб.) за 3 финансовых года, следующих подряд друг за другом (примечание 1 к ст. 199 УК РФ).
При крупных нарушениях наказанием становятся (п. 1 ст. 199 УК РФ):
штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. либо в объеме зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет или без указания срока;
арест на срок до полугода либо ограничение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет или без указания срока.
Для особо крупных нарушений или деяний, совершенных группой лиц по предварительному сговору наказанием будет (п. 2 ст. 199 УК РФ):
штраф в размере от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо в объеме зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет или без указания срока;
ограничение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет или без указания срока.
От уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление, если оно или юрлицо, применительно к которому это преступление имело место, полностью уплатит все суммы недостающих налогов, а также относящиеся к ним пени и штрафы, начисленные в соответствии с НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).
Последствия «серых» выплат для работника
Несмотря на то, что налогоплательщиком по НДФЛ, считается работник, получающий доход от работодателя (п. 1 ст. 207 НК РФ), налоговой ответственности у него по «серым» выплатам, сделанным в его адрес, не возникает. Связано это с тем, что обязанность исчисления, удержания и уплаты налога с зарплаты возложена на налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ), то есть на работодателя. Если же у налогового агента нет возможности удержать налог, то он об этом должен известить и самого работника, и ИНФС (п. 5 ст. 226 НК РФ).
При «серых» выплатах работодателем не выполняется никакая из этих обязанностей. Но вины работника в этом нет. Поэтому предъявление к нему претензий налогового характера необоснованно. Дополнения, внесенные с 01.01.2020 в п. 9 ст. 226 НК РФ, подтверждают справедливость этого вывода, поскольку закрепляют право налогового органа получить доначисленный в ходе налоговой проверки налог (а вместе с ним и пени по нему) с работодателя.
Однако негативные последствия «серой» зарплаты для работника все-таки имеют место. Выражаются они в занижении:
объема дохода, учитываемого при расчете среднего заработка, что влияет на размер платежей по отпускным и больничным;
выходного пособия, выплачиваемого при увольнении персонала по сокращению;
страховых взносов, влияющих на размер будущей страховой пенсии;
доходов, отражаемых в предоставляемых работодателем справках формы 2-НДФЛ;
объема НДФЛ, который можно вернуть из бюджета при применении налоговых вычетов.
Подводим итоги
«Серой» считается часть зарплаты, выплачиваемая работнику неофициально (сверх суммы, обозначенной в трудовом договоре). Такая схема позволяет работодателю не только снизить налоги, уплачиваемые с зарплаты, но и влиять на поведение работника, а также по своему усмотрению уменьшать размер «серых» выплат или задерживать их выдачу.
Существует ряд признаков, делающих для контролирующих органов очевидной применение «серой» зарплаты. Однако и сами факты таких выплат, и их объемы требуют доказательств. Их получение осуществляется в ходе налоговых проверок. К получению доказательств могут привлекаться следственные органы.
Следствием выявления системы «серых» выплат для работодателей становится доначисление к уплате налогов (взносов), пеней и штрафов. Причем доначисляются не только те платежи, которые имеют отношение к зарплате (НДФЛ и страховые взносы), но и налоги, связанные с выручкой (НДС, прибыль, УНС, ЕСХН), поскольку источником «серых» выплат, как правило, являются скрываемые от налогообложения доходы. Возможность требовать от работодателя доплаты НДФЛ появилась с введением с 01.01.2020 дополнений с п. 9 ст. 226 НК РФ.
Применяемые по доначисляемым налогам штрафы установлены двумя статьями НК РФ — 122 (для страховых взносов и налогов, связанных с выручкой) и 123 (для НДФЛ). Ст. 122 устанавливает 2 величины ставок для штрафа — 20% и 40 %. Большая величина применяется при умышленном занижении налоговой базы. В ст. 123 указана лишь одна ставка — 20%.
Должностные лица работодателя-юрлица могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Возникновение административной ответственности связано с грубым (составляющим не менее 10%) искажением данных бухучета и бухотчетности, а уголовной — с объемом (крупным или особо крупным) неуплаченных налогов.
Привлечение к налоговой ответственности работника, получающего «серую» зарплату, неправомерно, поскольку обязанность исчисления, удержания и уплаты НДФЛ с зарплаты возложена на работодателя, являющегося налоговым агентом. Дополнительно об этом с 01.01.2020 свидетельствует закрепленное в п. 9 ст. 226 НК РФ право требовать уплаты доначисленного в ходе налоговой проверки налога от работодателя.
Негативные последствия получения «серой» зарплаты для работника выражаются в занижении тех сумм, которые влияют на расчет отпускных, больничных, выходного пособия, пенсии, объем возвращаемого из бюджета НДФЛ и показываются в справках о доходах.
Комментарии
2Если малый и средний бизнес массово начнёт платить зарплаты в белую, то реальные доходы населения, занятого наёмниками в малом и среднем бизнесе сократяться более чем в полтора раза. Населению это не понравится. По цепочке сократятся в те же примерно полтора раза траты этих домохозяйств, что в свою очередь приведёт к сокращению выручки у большого числа бизнесов, в том числе и у тех же малых и средних, ну и так далее по спирали, да плюс колоссальная закредитованность. А в текущей ситуации коронабесия это уже социально опасно. Да и сам теневик не меньше своего наёмного работника боится разорения своего бизнеса, так как окажется со своим токарем на одной бирже труда. Для работодателя же экономический смысл имеет стоимость каждого рабочего места вместе с налогами и выплата зарплаты в серую как раз позволяет платить работнику больше.
Моё мнение - теневая занятость населения уже не раз спасала современную Россию от голодных бунтов, обеспечивая доход и минимальный набор и общую доступность жизненно важных услуг и товаров. Безусловно все, включая теневиков, хотят выхода страны на более цивилизованный уровень, когда у всех всё белое и большое и все в едином правовом поле. Но Россия под руководством текущей вороватой компрадорской политической "элиты" (да и под внешнем давлением) постоянно экономически не готова к такому качественному переходу и большая часть населения и так еле сводит концы с концами и единственную занятость и доход этой части населения по прежнему может дать лишь теневик. Я думаю, что именно по этой причине государство каждый раз, объявляя о намерении окончательно решить вопрос теневиков, опять его откладывает или сильно смягчает, прикинув последствия. Реальный размер теневой экономики они сами не знают, да и никто не знает.
Самый верный критерий выплаты серой зарплаты это, конечно же, размер белой. Это по понятиям. Но притянуть на этом основании по закону не получится, так как придётся признать, что на пенсии прожить невозможно, но пенсионеры живут и это факт, а значит и з/п 13-15000 вполне достойна что бы за неё работать и на неё жить. И ни какая волшебная программа-ищейка всяких там разрывов не поможет найти источник выплат серых зарплат, умные теневики уже научились это маскировать. Второй критерий это резкое, в десятки раз, несоответствие расходов доходам. На этом палятся совсем глупые и жадные, а умные давно нашли способы легализации доходов за небольшие потери в деньгах. И самое главное, теневики и воры с преступниками это не одно и то же. И, да, налогов теневики действительно стали платить в разы больше.
спам