Понятие банковской тайны установлено ст. 26 Федерального закона № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности». Там сказано: «Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов». Но далее в той же статье следуют положения, которые позволяют раскрывать банковскую тайну по запросам отдельных государственных органов — в том числе и ФНС.
Сейчас банки на постоянной основе обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения следующую информацию:
- об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита);
- об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
- о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
- о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
- о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов таких электронных средств платежа.
Также налоговики могут получать справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.
Но информация относительно физических лиц может быть запрошена у банков налоговиками только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, в случаях проведения налоговых проверок либо истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ. А также относительно юрлиц, ИП и физлиц на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Кажется, что налоговикам уже предоставлен полный доступ к банковской тайне, но оказывается, что для полного контроля за налогоплательщиками этого недостаточно.
Поэтому Минфин России 15.12.2020 г. подготовил проект изменения в ст. 86 и 102 Налогового кодекса, в результате принятия которых может значительно увеличиться объем передаваемой в налоговые органы информации об операциях клиентов банков.
Предлагается установить возможность получения налоговыми органами от Банка России сведений и документов, содержащих банковскую тайну и персональные данные физических лиц, а также предусмотрен режим налоговой тайны в отношении сведений и документов, переданных Банку России налоговыми органами.
Необходимость изменений, по мнению Минфина, обуславливается отсутствием у налоговых органов возможности в установленном законом порядке получать от Банка России документы и сведения, в том числе составляющие банковскую тайну и персональные данные, а также отсутствием у Банка России возможности получать документы и сведения, составляющие налоговую тайну.
Конкретный порядок представления налоговым органам указанных документов и сведений, а также их перечень будет определен в соглашении между Банком России и ФНС России. В действительности, такой перечень может оказаться максимально широким, а получение ФНС таких сведений от Банка России будет на регулярной основе в целях повышения эффективности работы налоговых органов по выявлению схем незаконной минимизации налоговых обязательств.
На основании опубликованного законопроекта можно сделать вывод, что новые возможности ФНС России также коснутся сведений и документов в отношении физических лиц.
Так, согласно законопроекту, статью 86 НК хотят дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6. Центральный банк Российской Федерации представляет налоговым органам документы и сведения, в том числе составляющие банковскую тайну, а также содержащие персональные данные физических лиц, полученные в рамках осуществления Центральным банком Российской Федерации своих функций. Перечень документов и сведений, а также порядок представления налоговым органам указанных документов и сведений определяется по соглашению между Центральным банком Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.».
Вывод
Сомневаться, что данный законопроект будет принят, не приходится.
В результате этого объем информации, передаваемой Банком России налоговикам и затрагивающей все субъекты экономических и финансовых отношений, несомненно возрастет.
Законопроектом предусмотрено вступление в силу закона по истечении 180 дней после его официального опубликования.
Поэтому рекомендую уже сейчас проанализировать текущие банковские операции и документооборот на предмет критериев, которые могут вызвать интерес налоговиков при отборе объектов для налогового контроля, с учетом специфики различных видов деятельности и возможности получения информации налоговыми органами в режиме реального времени.
Комментарии
3Давно пора уже сравнивать доходы и расходы физических лиц, а то вся энергия налоговиков направлена на закошмаривание юр.лиц.
Ужас, то есть надо кошмарить всех?
Только когда вы поддерживаете такое расширение полномочий госконтроля всегда помните, что это не избавит бизнес от давления налоговиков, но при этом даст зелёный свет и для добивания физиков. При этом страдать будут, как это всегда и бывает, обычные граждане, а совсем не коррупционеры, вороватые чиновники и олигархи - эти всегда найдут выход.