Авторское право

В 1С рассказали, как не попасть на уголовку из-за нарушения авторских прав. Интервью для «Клерка»

На «Клерке» недавно писали про то, как покупка программ от 1С внезапно может обернуться уголовным делом. Мы обратились к Алексею Харитонову из 1С, чтобы он рассказал, как добросовестной компании, купившей 1С, не попасть под прицел правоохранителей.
В 1С рассказали, как не попасть на уголовку из-за нарушения авторских прав. Интервью для «Клерка»

Продолжаем разбираться в авторских правах на 1С. Оказалось, эта тема может затронуть каждую компанию.

На «Клерке» писали про то, как покупка программ от 1С внезапно может обернуться уголовным делом. Причем, случай далеко не единичный.

Мы провели интервью с фигурантом уголовного дела, который получил два года условно.

И еще говорили с адвокатом по другому делу, где директору компании грозит 6 лет — тоже из-за спора о пользовании 1С.

Почитайте — для понимания темы.

Мы обратились к Алексею Харитонову из 1С, чтобы он рассказал, как добросовестной компании, купившей 1С, не попасть на уголовку.

Главный вопрос: кто виноват в ситуации, когда у компании есть отрывной талон, она приобрела программу несколько лет назад, а информация о ней из-за ошибки дилера попала в реестр 1С только через 10 лет (это как раз ситуация, о которой мы писали)? И вообще, сейчас еще есть система эта отрывных талонов?

Мы рекомендуем пользователям «коробочных» версий программ «1С» отсылать в фирму «1С» регистрационные анкеты, для этого в коробке имеется маркированный почтовый конверт. После получения нами анкеты вводятся в базу. Но, если пользователь не послал анкету, это не является нарушением. Главное, чтобы пользователь использовал ровно те программы «1С», которые приобретал, максимум на то количество пользователей, на которое приобретал, в соответствии с условиями лицензионного соглашения, и у пользователя были документы, подтверждающие покупку. И, конечно, чтобы защита программ не была взломана.

Система «отрывных талонов», а правильнее «регистрационных анкет» ‑ есть. Регистрационная анкета ‑ бланк желтого цвета, состоящий из 3-х частей для продуктов «1С:Предприятия 8» или из 2-х частей для продуктов «1С:Предприятия 7.7». Подтверждением того, что у пользователя есть право использовать данный программный продукт, является та часть регистрационной анкеты, которая остается у пользователя. Другая часть анкеты направляется в фирму «1С» для того чтобы получать техническую поддержку. Кроме того, если в «1С» придет запрос от правоохранительных органов «является ли такая-то организация легальным пользователем программ „1С“», ответ строится на основании присланных регистрационных анкет.

Для электронных поставок программ «1С» регистрационные данные пользователя (организации) передаются в фирму «1С» автоматически при активации программы, отправлять бумажную анкету в «1С» не требуется.

Дополнительно рекомендуем всем пользователям регистрироваться на портале 1С:ИТС (раздел «Регистрация программного продукта на портале») для получения сервисов и обновлений.

Как компании защитить себя от дилера, который не передал данные о компании в 1С?

Пользователь должен сохранить у себя свою часть регистрационной анкеты. Если та часть, которую нужно было переслать в «1С», утеряна, ее можно восстановить на основании документов о приобретении программы и той части анкеты, которая имеется у пользователя. Для этого нужно написать запрос на адрес hline@1c.ru.

Ситуация, когда у 1С нет данных о пользователе, но он получает обновления, возможна?

Для того чтобы пользователь получал обновления, данные о нем должны быть в фирме «1С». Пользователи базовых версий легально получают обновления на портале 1С:ИТС, указывая свои данные. Легальный способ обновления для пользователей версий ПРОФ и КОРП — по договорам информационно-технологического сопровождения. Данные о заключенных договорах в «1С» есть.

При этом необходимо иметь в виду следующий момент: во многих случаях один договор ИТС позволяет обновлять все программы, используемые одним клиентом (организацией). При этом организация может по каким-либо причинам зарегистрировать в фирме «1С» только одну из используемых программ и привязать к ней договор ИТС, а другие программы не регистрировать. В этом случае «1С» будет знать только о зарегистрированных программах.

Также, если клиент является группой, в которой больше одного юрлица, то в «1С» он может сообщить только один из своих ИНН. Кроме того бывают ситуации, когда в компании произошла реорганизация, а в «1С» эту информацию не сообщили.

То есть в целом при легальных обновлениях информация о клиентах в «1С» должна быть, но она может быть не полной.

Может ли стать поводом к уголовке ситуация, когда компания перед обновлением создала архив, а потом его забыла удалить? Должен ли специалист, который производит обновления, следить за удалением архива?

Хранение архивов легально приобретенных программ и их информационных баз — это право организации, удалять их нет необходимости. Главное, чтобы на компьютерах организации не было программ, которые организация не приобретала, взломанных программ, средств взлома.

Алексей, давайте проговорим алгоритм безопасной (с точки зрения соблюдения авторских прав) работы с 1С?

1. Покупаем у франчайзи, сохранив все документы о покупке. Какие именно документы надо сохранить?

Документы о покупке, свою часть регистрационной анкеты.

2. Самому пользователю о своем существовании в 1С сообщать не надо?

Желательно отослать в «1С» ту часть регистрационной анкеты «1С», которая для этого предназначена, дополнительно зарегистрироваться на портале ИТС для получения сервисов и обновлений.

3. Приглашать для обновлений кого? Только сотрудников франчайзи? Просто спеца с улицы нельзя?

Желательно сотрудников фирм 1С:Франчайзи, их список есть на сайте «1С» .

4. А если обновления делает свой специалист, какие у него должны быть квалификации или статусы?

Для ИТ-службы предприятия, если она есть, обновления программ «1С» не являются сложной задачей. Статусы специалиста не являются обязательными.

Но руководитель должен понимать, в том числе с точки зрения личных качеств, кому он доверяет информационные ресурсы своей компании.

В любом случае, руководителю вместе с внешними или собственными специалистами, отвечающими за обслуживание и поддержку программ «1С», необходимо убедиться в том, что выполняются все условия лицензионного использования и обновления программ, заключены все необходимые договоры, на компьютерах организации нет не приобретенных программ, взломанных копий программ и средств взлома.

Такой аудит желательно проводить регулярно, раз в полгода или хотя бы раз в год, и — обязательно при смене обслуживающей организации или специалистов, ответственных за программы «1С».

Алексей, какие еще практические советы можно дать компаниям, которые хотят работать добросовестно и не нарушать права компании 1С?

Рекомендуем ознакомиться с материалом тут.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

15
  • понаехавший Тут

    Покупали давно, лет 5 назад, до меня, у франчайзи... Коробки нет, анкеты регистрационной нет, на портале обновлений на фирму которая оплатила франчайзи регистрации нет... Зато в сервер воткнута флешка с каким то кодом на ней благодаря которой все до сих пор работает.. Обновление как то производится с помощью приходящего специалиста, но он тайны обновлений не раскрывает... Как без всяких франчайзи, самостоятельно сейчас можно зарегистрировать эту программу на фирму, которая реально добросовестно оплатила 1С?

    • Марина Снеговская

      Ну вот Харитонов советует писать вот сюда: "Если та часть, которую нужно было переслать в «1С», утеряна, ее можно восстановить на основании документов о приобретении программы и той части анкеты, которая имеется у пользователя. Для этого нужно написать запрос на адрес hline@1c.ru."

    • если воткнут флешка (ключ защиты), то Вы приобретали версию ПРОФ.

      Установка и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ обновлений для данной версии без заключения договора ИТС является нарушением авторских прав, что влечет за собой уголовную ответственность приходящего специалиста, директора компании и пользователей программы.

    • ИКС Эн
      Этот комментарий удален.
    • Winny Buh

      Чтобы написать запрос на hline@1c.ru в этом запросе необходимо будет указать регистрационный номер приобретенного комплекта программы 1С. Поэтому первое, что необходимо сделать, это найти этот номер. Он указывается на рег.агкнте, коробке, диске, книжках. Многие франчайзи также указывают этот номер в расходных накладных. Если всё было утеряно, то ищем дальше. Если программа версии ПРОФ с программной защитой, то заходим в в справку "О программе". В самом низу окна ищем раздел "Лицензия" под тегом "Текущая" должен быть указан рег.номер. Если программа базовой версии или с USB-ключом, то ищем дальше. Заходим в программе 1С в раздел Администрирование > Интернет-поддержке и сервисы > Монитор портала 1С. Если была настроена интернет-поддержке, то будет указан логин. Кликаем на него и "проваливаемся" в личный кабинет на портале 1С, где должны быть указаны наименование и рег.номер программы. Если же интернет-пождержка отключена, то остаётся только обращаться к франчайзи, у которого программа приобреталась.

      • понаехавший Тут

        Спасибо, описано понятно и все сразу нашлось. Вот только как я и предполагал, в лицензиантах числится не та фирма которая платила, а другая, которая тоже приобретала эту программу ранее, но которая к нынешней отношения не имеет. Т.е. как я понимаю на 2, а может и более фирм фрайнчайзи повесил одну лицензию. И что делать? Как отстоять права фирмы которая реально платила деньги франчайзи?

        • Ali

          Оформить акт передачи, отослать сканы документов в 1С (у них на этот случай есть определенный пакет, модно у франча уточнить), и 1С перерегистрируют на вас

          • понаехавший Тут

            Вот так просто? Как я понимаю в нашем случае нечего перерегистрировать, т.к. франчайзи продал один товар двум разным покупателям. Акты/платежки с франчайзи у нас есть, но никаких номеров лицензий в них не указано. Что 1С может перерегистрировать, если мы все через посредника покупали и никаких коробок нет? Есть вот только этот флеш ключ с загадочным номером.

            • Ali

              Это же не электронная поставки он физически не мог продать одну и туже коробку с анкетами и номерами разным фирмам. Каждая коробка номерная.

              Хотя там еще тот бардак,, со своим франчем периодически чищу свой ЛК на users 1C от регистраций левых фирм в моем аккаунте (захожу в аккаунт а там ПО которое не покупали. Пробиваем а это какой нибудь водоканал, к которому я вообще не имею отношения и как он попал ко мне - хз)

            • Ali

              Хотя в вашем случае непонятно что и как покупали. Должны быть хотя бы книги из коробки. А так звучит, как будто вы мальчика с улица попросили вам 1С поставить, он и поставил

              Ну можно попробовать обратиться во франч, может у него номера остались, если конечно еще он жив

              • понаехавший Тут

                Покупали легально, но об коробках прежние бухгалтеры не подумали, т.к. думали что все ОК. Франч жив, спросить надо, но пока надо самому во всей этой истории разобраться, т.к. явно тут что то не чисто....

        • Winny Buh
          все сразу нашлось

          Что именно нашлось? Регистрационная карточка, документы, рег.номер?

          в лицензиантах числится не та фирма которая платила, а другая, которая тоже приобретала эту программу ранее, но которая к нынешней отношения не имеет

          Это вполне может быть, если контора работает от лица нескольких юр.лиц. Оплачивает одна, а при заполнении регистрационной анкеты указывают другую.

          Т.е. как я понимаю на 2, а может и более фирм фрайнчайзи повесил одну лицензию.

          Один и тот же регистрационный номер программы технически невозможно зарегистрировать в 1С более чем на одного владельца.

  • VadimBA

    Перед отправкой анкеты можно не полениться и сделать скан анкеты.

  • Uzyalb

    Большинство франчайзи и есть рассадник взломанных версий, рад за 1с, но есть ситуации когда лицензия слетает переодически, то для франчайзи просто выбора не остаётся, как крякнуть 1с, что бы работала как надо, хотя по документам все нормально, так было года полтора назад, вряд-ли ситуация поменялась