Изобретательности региональных властей порой можно позавидовать. Что только они не придумывают для того, чтобы пополнить местные бюджеты. Цель, безусловно, благородная, однако методы ее достижения законными назвать сложно.
Елена Хуторных, корреспондент журнала
Благими намерениями
В Воронежской области, как и во многих других регионах, – проблемы со сбором акцизов на нефтепродукты. С начала этого года у нас действует зачетно-авансовая система уплаты акцизов. То есть платеж вносят производители и продавцы топлива, а потом всем, кроме конечных продавцов, сумму акциза возвращают. Все бы хорошо, но далеко не все продавцы ГСМ зарегистрировались и получили соответствующие свидетельства, а это значит, что и ожидаемых сборов от акцизов местный бюджет не получает. Областная администрация нашла выход из ситуации. Власти настаивают, чтобы предприятия покупали топливо только у тех компаний, которые платят акцизы на территории области. Всех, конечно, не проконтролируешь, но для тех, чей бизнес как-то зависит от администрации, можно придумать несколько препятствий.
Николай Леденев , начальник управления энергоресурсов администрации
Воронежской области:
– Средства, которые мы должны направить на ремонт дорог, строительство инженерных
коммуникаций и т. п., мы распределяем на конкурсной основе. Как вы считаете,
вправе ли мы поставить ограничение, чтобы те компании, которые претендуют на
получение таких подрядов, покупали топливо у оптовых перепродавцов, зарегистрированных
в регионе, исправно перечисляющих акцизы, имеющих соответствующие свидетельства?
Ведь тогда они не станут работать с теневыми структурами, которые не зарегистрированы
и не ведут отчетность. Это дает нам реальную возможность сократить «подпольный»
рынок.
Как бы мы ни считали, для нас, в отличие от уважаемого руководителя управления, важнее буква закона, точнее статья 9 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Там сказано, что при проведении конкурсов на размещение муниципальных заказов не допускается создание преимущественных условий для участия. Так что же это, как не создание преимущественных условий для тех компаний, которые будут покупать бензин у тех, на кого укажет администрация? Нарушение же антимонопольных требований к проведению конкурса на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления, согласно упомянутому закону, является основанием для признания судом конкурса недействительным.
Подобным образом воронежские власти заставляют покупать ГСМ у «нужных» компаний и сельхозпроизводителей, которые собираются приобретать в лизинг технику в ГУП «Воронежлизинг», а также у предпринимателей, желающих получить кредит (для этого нужно поручительство администрации области). Разумеется, власти таким образом заботятся о своих подопечных: «Купив дорогой комбайн и залив в него неизвестно что, предприниматели рискуют испортить технику...» Но почему же в таком случае не начать с тех самых недобросовестных продавцов бензина, которые не платят акцизы куда следует?
«...а не будут брать – отключим газ»
Орловские власти тоже пополняют бюджет как могут, в полной мере пользуясь административным ресурсом. Отчисления во всевозможные благотворительные фонды накануне праздников из добровольных давно превратились в обязательные. Достаточно одного звонка из местной администрации, и «помощь» «звенит» в городском бюджете. Неудивительно, ведь все понимают: не заплатишь – начнутся всевозможные проверки, а могут, например, и договор аренды земли не продлить...
Это, кстати, самый действенный метод убеждения на Орловщине, поскольку большинству бизнесменов разрешение на аренду участка земли дают всего лишь на год. Ничего не скажешь, отличный, постоянно действующий механизм убеждения несговорчивых на разные угодные властям дела. Такие, например, как покраска забора муниципального здания, прилегающего к территории кафе, владелица которого не может продлить разрешение на аренду именно по причине отказа выполнить требования администрации.
Сами же орловские власти считают, что делают все возможное и невозможное для того, чтобы помочь малому бизнесу. Даже 1 августа закон специальный приняли (об областной поддержке малого предпринимательства. Теперь, чтобы получить поддержку государства (например, в виде субсидий областной администрации), бизнесмену обязательно нужно попасть в областной реестр малых предприятий (не бесплатно, конечно). Вообще такая регистрация – дело добровольное, однако тем, кто не изъявит доброй воли, рассчитывать на субсидии не стоит. К губернатору области Егору Строеву с протестом против вступления в силу этого закона обратилось местное отделение «ОПОРы России».
Марина Ивашина, руководитель Орловского отделения «ОПОРы
России»:
– Строев нам пока не ответил. Власти взяли тайм-аут и выдерживают паузу, а
между тем нарушений в этом законе очень много. И вообще, чем такая «помощь»,
лучше бы сократили количество разрешительных процедур. В нашей области частнику
только для того, чтобы получить право торговать на рынке, нужно собрать 12
разрешений, и это не считая требований федеральных законов.
Это не единственный пример расхождения местного и федерального законодательства. В уже упоминавшейся Воронежской области действует Закон от 11 февраля 2002 г. № 7- ОЗ «О порядке придания официального статуса информации о рыночных ценах на товары, работы и услуги». Этот закон позволяет местным властям самим определять рыночную цену товаров в целях налогообложения, что полностью противоречит пункту 1 статьи 40 НК РФ, согласно которому «...для целей налогообложения принимается цена товаров, работ и услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен».
Все ли конкурсы законны?
Многие местные администрации устраивают конкурсы для перевозчиков. В результате на маршруте работают вовсе не лучшие из лучших, а те, кто с устроителями конкурса «на короткой ноге» либо просто оплатил свою «победу». Предприниматели Оренбурга, занимающиеся частным извозом, объединившись в ассоциацию «Пассажирский альтернативный транспорт», еще с августа прошлого года затеяли тяжбы по поводу того, имеет ли право оренбургская мэрия вообще распределять то, что ее собственностью не является. МАП счел требования предпринимателей законными и запретил проводить конкурсы на маршрутные перевозки в городе, с чем мэрия не согласилась, начав череду судебных разбирательств. Дело дошло до арбитражного суда, который спустя год подтвердил правоту владельцев маршрутных такси.
Между тем проведение таких конкурсов практикуют не только оренбургские власти. Подобные инициативы местных администраций встречаются сплошь и рядом. Тем, кого подобное положение вещей не устраивает, наш совет: обращайтесь в МАП России, а потом и в суд. Конечно, в противоборстве с незаконными требованиями вряд ли приходится рассчитывать на легкую и быструю победу, но постоять за свои права будет нелишним. А нормы Конституции полезно помнить любому предпринимателю: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (п. 2 ст. 34).
Вообще многие инициативы местных властей наталкивают на мысль о том, что претендентов на руководящие должности неплохо было бы еще до выборов экзаменовать на знание хотя бы Основного закона страны. В первую очередь им должна быть известна статья 8 Конституции, которая гарантирует единство экономического пространства в России, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В ней нет ни слова о возможности создания иной экономической реальности в отдельно взятых городе или области.
Начать дискуссию