Н. Коршунова, налоговый консультант
Нужно ли платить НДС, если иностранная компания организовала обучение ваших сотрудников? Будет ли взиматься этот налог, если вы разместили рекламу в газете за границей? Когда вы прочитаете нашу статью, такие вопросы покажутся совсем несложными.
Всем известно, что налогом на добавленную стоимость облагается реализация товаров, работ и услуг (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Причем законодатель уточнил: для того чтобы реализация попадала под НДС, она должна осуществляться на территории Российской Федерации. Таким образом, вопрос «Платить или не платить НДС?» зависит от определения места реализации.
Осязаемые вещи...
В отношении реализации товаров обычно сложностей у фирм не возникает. В статье 147 Налогового кодекса четко прописаны два случая, когда местом реализации будет считаться Россия, и на операцию будет начислен НДС, а именно:
- товар находится на территории РФ, не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
Но и здесь есть особые случаи. Например, когда российская фирма закупает товар в одном иностранном государстве и перепродает его в другое иностранное государство без ввоза на территорию РФ. Нужно ли платить НДС в этом случае? В письме от 16 мая 2005 г. № 03-04-08/119 Минфин России разъяснил, что такая операция выходит за рамки случаев, обозначенных в статье 147 Налогового кодекса. В связи с этим ни авансы, ни выручка, полученная от такой поставки, НДС облагаться не будет, то есть в подобном случае НДС платить не нужно.
Пунктом 4 статьи 148 Налогового кодекса предусмотрен перечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории РФ. Чтобы подтвердить свое право не платить НДС, фирма-посредник должна представить контракты с иностранной организацией на поставку товаров. А также любые иные документы, подтверждающие, что товары поставлялись за пределами территории РФ. Специалисты финансового ведомства особо подчеркнули, что такие документы не должны вызывать сомнений у налоговых органов. Чтобы убедить инспекторов, скорее всего придется представить товарные накладные, документы на аренду склада за рубежом, транспортные – на перевозки между двумя иностранными государствами или иные подобные документы.
Итак, «российского» НДС в данной ситуации не возникает. Однако, производя такие операции, необходимо ознакомиться с налоговыми законами иностранных государств, в которых ведется деятельность. В некоторых случаях она приведет к тому, что при продаже товаров российская фирма должна будет встать на учет как плательщик подобного налога в иностранном государстве.
...и неуловимые услуги
В отличие от товаров работы и услуги нельзя увидеть и проследить за их перемещением. Поэтому с определением их места реализации возникают определенные сложности. Для этого в статье 148 Налогового кодекса предусмотрены специальные нормы.
В пункте 1 названной статьи приведены конкретные виды работ и услуг, для которых действуют особые правила определения места реализации. Основные типы таких работ и услуг, а также их место реализации мы привели в таблице.
№ п/п | Виды работ (услуг) | Порядок определения места реализации |
1 | Работы, услуги, связанные непосредственно с недвижимым имуществом (в
частности, аренда, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы,
работы по озеленению) | по месту нахождения имущества |
2 | Работы, услуги, связанные с движимым имуществом (в частности, монтаж,
сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) |
|
3 | Услуги в сфере культуры и искусства, образования (обучения), физической
культуры и спорта, а также туризма и отдыха | по месту фактического оказания услуг |
4 | Передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав
или иных аналогичных прав | по месту деятельности покупателя |
5 | Консультационные и юридические услуги |
|
6 | Бухгалтерские услуги |
|
7 | Рекламные и маркетинговые услуги |
|
8 | Инжиниринговые услуги |
|
9 | Разработка программ для ЭВМ и баз данных, их адаптация и
модификация |
|
10 | Услуги по обработке информации |
|
11 | Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) |
|
12 | Услуги по предоставлению персонала (если персонал работает в месте
деятельности покупателя) |
|
13 | Сдача в аренду движимого имущества (за исключением автотранспортных
средств) |
Для остальных работ и услуг, которые не предусмотрены в подпунктах 1–4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса, действует универсальное правило. Место реализации таких работ и услуг определяется «по продавцу», то есть «российский» НДС будет взиматься только на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. При ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах, места управления, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа или места нахождения постоянного представительства (если работы, услуги оказаны через это представительство), места жительства физического лица.
Заметьте также, что если работы (услуги) носят вспомогательный характер, то их место реализации будет определяться по основным работам или услугам (п. 3 ст. 148 НК РФ).
Для того чтобы подтвердить налоговым инспекторам место выполнения работ (оказания услуг), необходимо предъявить следующие документы:
- контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Новинки-2006
Компаниям следует обратить внимание на наиболее принципиальные изменения, которые были внесены в статью 148 Налогового кодекса с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ. Это необходимо для того, чтобы не ошибиться в оценке ситуации, пользуясь разъяснениями официальных служб, которые относились к старой редакции кодекса.
Во-первых, с 2006 года при передаче любых видов прав на объекты интеллектуальной собственности вне зависимости, исключительные это права или неисключительные, место реализации определяется как место деятельности покупателя. Раньше «по покупателю» определяли место реализации только при продаже патентов, лицензий, торговых марок и т. п. То есть когда продавец терял на этот объект все права. А в остальных случаях, когда покупателю разрешалось использовать объекты интеллектуальной собственности только какое-то время, место реализации определялось «по продавцу». Такие разъяснения давало МНС России, в частности, в письме от 17 мая 2004 г. № 03-1-08/1222/17.
Кроме того, с 2006 года предусмотрено правило для определения места реализации маркетинговых услуг. Теперь наравне с близкими по сути услугами: по обработке информации и консультационными место реализации маркетинговых услуг определяется «по покупателю». Прежде компании применяли общее правило, предусмотренное подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса. Согласно ему, если маркетинговые услуги оказывали иностранные организации, то НДС не уплачивался, а если услуги оказывала российская компания иностранным заказчикам, налог надо было заплатить в бюджет (письма Минфина России от 27 октября 2005 г. № 03-04-08/ 304 и от 9 марта 2005 г. № 03-04-08/36).
Следует добавить, что с 2006 года статья 148 Налогового кодекса дополнена пунктом 1.1. Эта норма – зеркальное отражение пункта 1 той же статьи. Ее появление не изменило порядок определения места реализации, а лишь устранило некоторые двоякие трактовки, которые имели место.
Частные случаи
Выше мы рассказали об общих принципах определения места реализации работ и услуг. Но для фирмы в каждой конкретной ситуации важно правильно воспользоваться этими правилами. Кроме того, полезно убедиться, что трактовка компанией нормы закона совпадает с мнением налоговых органов. Это позволит предусмотреть возможные налоговые риски. В связи с этим мы подробнее остановимся на некоторых вопросах, возникших в последнее время, по которым позиция Минфина или налоговой службы известна.
Так, например, в письме от 23 марта 2006 г. № 03-04-08/66 Минфин России коснулся налогообложения международного лизинга. Российский предприниматель перечисляет иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах, лизинговые платежи по автомобилям, которые ввезены на территорию РФ по договору международного лизинга. Чиновники сообщили, что место реализации услуг по сдаче в аренду автотранспортных средств определяется «по продавцу». А раз автомобиль в лизинг предоставляет иностранная организация, которая не имеет постоянного представительства в России, обложения НДС здесь не возникает.
В другом случае Минфин остановился на ситуации, когда иностранная фирма оказывает российской компании экспедиторские услуги, связанные с транспортировкой товара из-за границы в Россию (письмо от 20 сентября 2005 г. № 03-04-08/250). Выяснилось, что, поскольку данный вид услуг не указан в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса, НДС будет взиматься, только если услуги оказывает российская сторона. А в данном случае экспедиторами, наоборот, выступают зарубежные партнеры. Следовательно, такие услуги в России НДС облагаться не будут.
Еще одно разъяснение Минфина касалось проведения международных выставок и стажировок (письмо Минфина России от 30 марта 2006 г. № 03-04-03/08). Место реализации услуг по проведению конференций, семинаров, симпозиумов, форумов, выставок и конгрессов финансисты предложили определять по месту регистрации организатора. А вот в случае услуг по стажировке и обучению решающую роль будет играть место их проведения. Если фирма организует стажировки в России, НДС нужно начислить, а если за пределами нашей страны, то нет.
внимание
Налогообложение услуг по транспортировке грузов имеет свои особенности в зависимости от следующих факторов:
- где находятся пункт отправления и пункт назначения (за пределами границ РФ или внутри страны);
- кто выступает перевозчиком: российская или иностранная компания (п. 1 ст. 148 НК РФ).
совет
При заключении контрактов на проведение работ (оказание услуг) с иностранными партнерами очень важно точно сформулировать предмет договора. Вот простой пример. По заказу иностранной компании российская фирма провела в Москве семинар. Получив выручку, исполнитель не заплатил с нее НДС. При проверке налоговые инспекторы «нашли» этот договор и расценили эту услугу как образовательную. А значит, в соответствии с положениями статьи 148 Налогового кодекса фирма была обязана заплатить НДС. Однако если в договоре было прописано, что целью мероприятия является предоставление участникам информационных материалов (буклетов, брошюр и т. п.), а не обучение, то у фирмы есть шанс оспорить претензии. Ведь в отличие от образовательных услуг место реализации информационных услуг определяется «по покупателю». В нашем случае заказчиком является иностранная компания, следовательно, российская фирма имела право НДС не платить.
Начать дискуссию