Пандемия дала мощный импульс развитию удаленной работы — и законодательный, и организационный. Юридически новый дистанционный труд закреплен в ФЗ-407, а организационно для внедрения любого из четырех видов удаленной работы нужно оформить порядок взаимодействия с сотрудниками.
Но развитие удаленки может привести к проблеме с неожиданной стороны. Налоговой. Приведу ситуацию у одного из наших клиентов (и она отнюдь не уникальная).
Компания детально не оформляла условия взаимодействия при дистанционке, и случайно выяснилось, что сотрудники не уведомляют о смене мест проживания. Но дело оказалось не в том, что люди временно переехали в более удобные города России — к родственникам или поближе к Черному морю. Несколько человек уехали за границу. Отсюда и вопрос — потеряет ли сотрудник статут налогового резидента, и что грозит работодателю в такой ситуации? Попробуем разобраться.
Такой риск безусловно существует, и он вполне реален. Если вы не согласовали условия / место выполнения трудовой функции сотрудника во время удаленной работы, он имеет полное право даже без предупреждения уехать куда угодно. И на любое время, а значит, в один прекрасный миг может перестать быть налоговом резидентом России.
Основной риск такой ситуации в том, что работодатель будет неправильно удерживать налоги на доходы сотрудника. Другими словами, когда вы узнаете о том, что у человека изменился налоговый статус, необходимо срочно пересчитать налог — начиная с начала года, и удержать его с работника.
Если это невозможно, работодатель обязан в течение одного месяца письменно сообщить в налоговую о возникшей ситуации и сумме долга работника. Отсчет месяца начинается с даты, когда вы узнаете об изменении статуса сотрудника. Такой алгоритм действий обусловлен ст. 24 Налогового кодекса РФ.
В свою очередь, если вы вовремя сообщите в ФНС о новом статусе налогоплательщика, никаких санкций за неправильное исчисление налога он получить не должен.
Если же этого не сделать, несвоевременное уведомление повлечет взыскание штрафа. А это — 20% от суммы, которую надо удержать или перечислить на основании ст. 123 НК РФ. И штраф этот применяется в отношении юридического лица.
Кроме того, если в ходе проверки выяснится, что неправильное удержание налогов происходило в личных интересах должностного лица, вы сталкиваетесь с уголовным риском. Вернее, такой риск появляется у виновника преступления, которым обычно выступает должностное лицо — генеральный директор.
В соответствии со ст. 119.1 УК РФ нарушение может привести к:
- штрафу от 100 до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты осужденного от 1 до 2 лет;
- принудительным работам до 2 лет с лишением права занимать руководящие должности;
- аресту на срок до 6 месяцев;
- и даже лишению свободы на срок до 2 лет.
А еще неверное удержание налогов в особо крупном размере, с личной заинтересованностью, приведет к штрафу до 500 тыс. рублей, принудительным работам до 5 лет или лишению свободы на срок до 6 лет.
Чтобы этого избежать, лучше детально описать условия изменения статуса в документах. В частности, в трудовом договоре мы предлагаем указать условие о том, что сотрудник обязан уведомить работодателя в случае изменения своего налогового статуса. Т.е. о выезде за рубеж на срок более полугода.
А еще лучше — сделать и обратную формулировку — об изменении статуса при возвращении обратно в Россию. Именно такой вариант закроет риски крупных штрафов и других санкций. Причем так вы обезопасите и руководителя, и компанию, и самого сотрудника.
Комментарии
3И когда за этим всем следить, налоговый статус , есть какой нибудь сервис?
Никак. Данные от пограничников о пересечении границы даже в ФНС не поступают
А если он уехал и утратил статус резидента, то его доходы считаются как доходы от источника за пределами РФ? В этом случае возвращать удержанный НДФЛ?