Выбор локации для Общего центра обслуживания: семь важных вопросов

Компаниям, которые только собираются запускать ОЦО либо планируют расширять свою деятельность в новых регионах, предстоит определиться, где именно будет располагаться новый сервисный центр. Чтобы принять верное решение, необходимо учесть важные нюансы. Начать лучше с ответов на семь главных вопросов.
Выбор локации для Общего центра обслуживания: семь важных вопросов

Компаниям, которые только собираются запускать ОЦО либо планируют расширять свою деятельность в новых регионах, предстоит определиться, где именно будет располагаться новый сервисный центр. Чтобы принять верное решение, необходимо учесть важные нюансы. Начать лучше с ответов на семь главных вопросов.

Работа с консультантами или самостоятельный выбор?

Многие компании, которые начинают работу по созданию ОЦО с нуля, привлекают консультантов, в том числе для помощи в выборе локации. Консалтинговая компания, как правило, готовит исследование, в которое включает достаточно стандартные данные о городе либо нескольких городах, рассматриваемых для расположения будущей площадки:

  • численность населения;

  • количество вузов, «живых» резюме;

  • транспортная доступность;

  • сведения о компаниях, которые могут стать кадровыми донорами для ОЦО. 

Такое исследование может стать серьезным подспорьем при выборе локации. Но у него есть и минусы.

Например, консультант может не обратить внимание на какой-то город, который удобен конкретной компании из-за ее внутренних особенностей. Или посоветовать одну локацию всем крупным компаниям. Именно так случилось в Нижнем Новгороде, где сейчас действует более 15 ОЦО, которым приходится конкурировать за кадры.

То есть выводы консультантов важны, но желательно дополнять их другими инструментами. Помимо аналитики, например, очень полезны встречи с экспертами, которые могут оценить обстановку в регионе. 

Если у компании уже есть опыт запуска ОЦО, то нужно максимально использовать собственную экспертизу по анализу инфраструктуры нового региона, рынка труда, подбору персонала и т.п.

Есть ли в регионе достаточное количество квалифицированных специалистов?

Клуб ОЦО провел исследование, каковы ключевые факторы при выборе местоположения ОЦО:

Наиболее важным, как видно, оказалось наличие достаточного количества трудовых ресурсов (так ответил 71% опрошенных), которое позволит закрыть нужные вакансии не только в момент старта, но и в дальнейшей перспективе, с учетом возможной текучести кадров.

Чтобы оценить рынок труда интересующего вас региона, нужно проанализировать следующие параметры: 

  • количество трудоспособного населения: численность жителей города, динамика изменения взрослого населения последние несколько лет, приток или отток жителей, интерес со стороны мигрантов. Целесообразно оценить потенциал трудовых ресурсов в городах – сателлитах и близлежащих районах;

  • вузы и структура специализаций в них. Хотя этот параметр в ходе опроса выделили только 4% респондентов, однако топ-менеджеры ОЦО отмечают, что ориентируются на города, в которых есть профильные для специализации сервисного центра вузы.

Так, телекоммуникационной компании при выборе локации нового бухгалтерского ОЦО очень рекомендовали Брянск. Там действительно были очень приемлемые показатели по заработной плате, но при обилии высших учебных заведений там вообще не готовили бухгалтеров. Нужных для ОЦО специалистов пришлось бы переучивать из студентов аграрных вузов и сузов, что возможно, но сложно

Каков уровень зарплат в регионе?

Для оценки стоимости рабочей силы в том или ином регионе важно провести подробный анализ.

1.Оцените уровень зарплат и уровень жизни в регионе. Если вы берете за основу данные аналитиков, желательно самостоятельно проверить ситуацию с уровнем зарплат на местах.  

Так, генеральный директор сервисного центра крупной транспортной компании рассказывал, что при старте сервисного центра во Владивостоке именно неправильная оценка стоимости специалистов на местном рынке труда привела к тому, что пришлось корректировать штатное расписании, так как не получалось найти специалистов на первоначально утвержденные ставки.

2.Баланс цены и качества кадровых ресурсов – еще один важный вопрос при выборе локации для ОЦО. В маленьких городах при низком уровне оплаты труда сложно найти не только управленцев, но и иногда специалистов с требуемым уровнем экспертизы. Если найти на местном рынке сотрудника нужного уровня не удается, значит, нужна релокация.

Руководитель ОЦО энергетической компании отмечает, что при открытии сервисного центра в Иваново им пришлось столкнуться со сложностями в поиске высококвалифицированного персонала на местном рынке труда. Помогло то, что небольшая команда сотрудников из дочерних компаний группы (примерно 15-20 человек) была сразу релоцирована в Иваново на ключевые должности.

Насколько близко расположен ОЦО к производственным предприятиям?

Очень часто Центры обслуживания решают открывать в том регионе, где расположено производство (заводы) компании. Согласно опросу Клуба ОЦО, близость к производственным предприятиям важна для 58% респондентов.

Примеров сервисных центров, расположенных максимально близко к производству, на рынке довольно много. Основная цель подобного расположения сервисных центров – улучшение взаимодействия с бизнесом, ведь когда бизнес рядом, можно быстрее решить многие вопросы.  

Близка ли локация ОЦО к корпоративному центру?

Расположение сервисного центра относительно недалеко от корпоративного центра – один из важных факторов выбора локации. Поскольку у многих крупных компаний корпоративный центр находится в Москве, то именно расстояние от локации ОЦО до Москвы становится часто важнейшим критерием выбора.

Есть ли необходимые помещения для ОЦО в регионе?

При выборе площадки для сервисного центра важно учитывать многие нюансы – в аренду планирует центр брать площадку или в собственность, стоимость аренды или покупки, потребуется ли ремонт или перепланировка, насколько удобно расположена площадка, которая подходит ОЦО?

Так, при выборе площадки важно учитывать строение города, его географию и инфраструктуру. К примеру, в Ульяновске одной из компаний была подобрана идеальная площадка с точки зрения сервисного центра, однако она была расположена «не на той стороне реки» и из-за напряженной ситуации с общественным транспортом люди просто не были готовы ездить туда каждый день. Поэтому при недостаточном знании города важно воспользоваться советами местных экспертов по выбору конкретной площадки.

Впрочем, после полученного успешного опыта дистанционной работы в период пандемии многие центры готовы рассматривать гибридный режим работы сотрудников (несколько дней в офисе, несколько дома), либо даже полностью удаленный, а это значит, что расположение офиса будет в скором времени не столь важным фактором.

Заинтересовано ли региональное руководство в открытии ОЦО?

Как известно, запуск ОЦО в том или ином регионе ведет к созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры, взаимодействию с местными учебными заведениями, удержанию местных кадров в регионе и т.д., и т.п. Поддержка со стороны местных властей часто помогает решить многие вопросы гораздо быстрее и эффективнее.

Так что вопрос взаимодействия с региональным властями хоть и последний в нашей статье, но вовсе не последний по значимости.

Начать дискуссию