Пандемия всколыхнула рынок мошеннических операций. По данным Tinkoff Data, опубликованным в мае 2021 года, 9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками, спамерские звонки получали 98% граждан России. Злоумышленники активно используют тему коронавируса для организации хищения денег. ЦБ оценивает размеры аудитории потенциальных жертв мошенников до 100 тысяч пользователей в день.
Несмотря на масштабность, пика проблема еще не достигла и число подозрительных телефонных вызовов продолжает расти, отмечают эксперты.
Мошенникам удается вытащить деньги даже из тех людей, кто переживает серьезные финансовые проблемы. Ипотека, кредиты, овердрафты и ссуды — задолженность перед банками имеют 36,1 млн жителей страны.
Комментирует генеральный директор Федерального центра помощи кредитным должникам Александр Докукин:
— К нам приходят люди в буквальном смысле в отчаянии. Чаще всего мы сталкиваемся с ситуациями телефонного мошенничества, в том числе с такими случаями, в которых злоумышленники представляются сотрудниками службы безопасности крупных банков, не говоря уже о сервисах по предоставлению микрозаймов и так далее.
Многие жертвы мошенничества попадают в буквальном смысле в безвыходную ситуацию, в которой единственная возможность решения проблемы — инициирование процедуры банкротства физического лица.
Вот несколько подобных ситуаций.
Пример 1.
Долг женщины — 800 тысяч рублей. Ей позвонили мошенники и сказали о тяжелом положении ее бабушки, которой нужна экстренная операция. Клиентка в этот же день взяла кредит в банке, хотя незадолго получила в этом же банке отказ. Сумму она перевела мошенникам.
Итог: правоохоранители сказали женщине, что факт мошенничества в этой ситуации трудно доказать, а значит, заплатить она обязана.
Пример 2.
Сотрудники безопасности отделения одного из крупных банков на юге России работали в сговоре с районной администрацией и предлагали жителям села оформлять на себя кредиты (суммы от 1 млн и выше), выступая при этом в качестве поручителей. Уверяли, что кредиты будут платить сами.
Когда банк выдавал жителям села денежные средства, незначительная часть их (тысяч 200) попадала к основным заемщикам. Всю остальную сумму забирали поручители. В качестве таких заемщиков выступило около 300 человек. Оплачивали по кредитам поручители 2-3 месяца.
Итог: эта схема мошенничества была раскрыта. Сотрудники службы безопасности банка и администрации села отбывают наказания в МЛС.
Пример 3.
Наша клиентка взяла кредит в средства, поддерживающие красоту и здоровье, и не получив желаемого результата, обратилась за защитой своих законных прав и интересов к организации, которая в дальнейшем оказалась мошеннической.
Результат: потерянные деньги, подрыв здоровья на фоне сильнейшего стресса, недоверие ко всем юридическим субъектам.
Пример 4.
Клиент попал под влияние мошенников путем подачи заявки на кредит онлайн. С ним вышли на связь и заверили, что смогут помочь получить кредит на сумму более 1,5 млн рублей. Для этого необходимо приехать в офис. После посещения офиса клиент подписал договор, оплатил сумму в размере 93 тысяч рублей, после чего его заверили, что необходимо подождать 5 дней: мол, условия банка, работает СБ.
По истечении времени кредит ему там никто и не выдал, а компания перестала выходить на связь.
Совет юриста
Важно помнить, что если вы оказались в сложной ситуации, вы можете абсолютно законно признать свою финансовую несостоятельность. Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», человек имеет право абсолютно законно списать свои долги, — говорит Александр Докукин.
Начать дискуссию