Кадры

Что сейчас известно про Единую цифровую платформу занятости и трудовых отношений и зачем она нужна

Решение многих кадровых вопросов и связанных с ними отношений постепенно переходит в электронную плоскость. Чтобы этому способствовать, власти запустили в новом статусе сайт «Работа в России» — как Единую цифровую платформу занятости и трудовых отношений с 1 июля 2021 года.
Что сейчас известно про Единую цифровую платформу занятости и трудовых отношений и зачем она нужна

Решение многих кадровых вопросов и связанных с ними отношений постепенно переходит в электронную плоскость. Чтобы этому способствовать, власти запустили в новом статусе сайт «Работа в России» — как Единую цифровую платформу занятости и трудовых отношений с 1 июля 2021 года.

Новые возможности сайта «Работа в России»

Общероссийская база вакансий на портале «Работа в России» с 1 июля трансформирована и расширена на основании Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ (далее — Закон № 219-ФЗ), который внёс изменения в Закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

С 1 июля 2021 года «Работа в России» переименован в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений.

Так, с 2021 года наравне с очным приемом граждан, ищущих работу, предусмотрена на постоянной основе дистанционная и проактивная (без заявлений) форма оказания такой услуги службами занятости — с использованием рассматриваемой цифровой платформы. И причина этому не только коронавирус, а в целом развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере содействия занятости населения.

До начала пандемии коронавируса центры занятости предоставляли свои услуги только в очном режиме — при личной явке. В апреле 2020 г. был введен временный дистанционный порядок постановки на учет в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ такой формат ввёл на постоянной основе.

При этом в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью нужен единственный документ — заявление. Остальные документы будут запрашиваться из госинформсистем.

Принятие Закона № 219-ФЗ не отменяет очных консультаций и обращений в центры занятости: можно обращаться за помощью в удобном формате.

Считается, что Единая цифровая платформа занятости и трудовых отношений позволит сформировать:

  • единые требования к порядку предоставления госуслуг в части занятости;

  • единую федеральную систему мониторинга и управления качеством деятельности органов службы занятости на основе единых стандартов.

📊 Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах 
🔹Научитесь управлять финансами компании, давать правильные решения руководству и увеличивать прибыль. 
🎓 Курс с выгодой до 10% — сейчас всего 24 300 ₽!

Закон № 219-ФЗ также установил основы особенностей взаимодействия работодателей, граждан и служб занятости в электронной форме.

Он закрепил обязанность центров занятости регистрировать граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) при сайте Госуслуг для подачи заявлений с через Единую цифровую платформы (при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи).

Для расширения банка общедоступных вакансий Закон № 219-ФЗ установил требования к размещению на Единой цифровой платформе занятости и трудовых отношений информации о вакансиях для ряда категорий работодателей (органы госвласти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели с численностью работников выше 25 человек и др.).

Новое правовое регулирование

Статус и основы функционала Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» установила новая редакция ст. 16.2 Закона о занятости населения в РФ. Теперь это федеральная государственная информационная система.

Единая цифровая платформа состоит из федеральной и региональной части (сегментов), а также подсистем, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Перед платформой занятости и трудовых отношений стоят следующие задачи:

  • содействие занятости населения, в т. ч. путём размещения информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу;

  • обеспечение процесса предоставления госуслуг в области содействия занятости, в т. ч. их оказания в электронном виде;

  • создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, а также с выполнением работ и оказанием услуг по договорам ГПХ, прохождением практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторским договорам с физлицами;

  • формирование аналитической информации о трудоустройстве.

Порядок функционирования Единой цифровой платформы устанавливает Правительство РФ. Он включает:

  • перечень подсистем и порядок их взаимодействия;

  • перечень информации на платформе;

  • перечень участников информационного взаимодействия, их функции и полномочия;

  • порядок представления, обработки информации на платформе, а также её информационного взаимодействия с иными информационными системами;

  • порядок создания, использования и хранения на платформе электронных документов о работе, в т. ч. их передача в иные информационные системы, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (с 16.11.2021);

  • порядок использования платформы органами службы занятости для содействия гражданам в поиске подходящей работы, содействия работодателям в подборе необходимых работников и оказания иных госуслуг в этой области;

  • порядок оформления в электронном виде договоров ГПХ на выполнение работ и оказание услуг, прохождение практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторских договоров с физлицами (с 01.01.2023);

  • иные вопросы.

Предусмотрено, что Единая цифровая платформа обеспечивает:

  • обработку информации, перечень которой утверждает Правительство РФ;

  • идентификацию участников, прошедших авторизацию в ЕСИА;

  • представление информации в электронной форме;

  • мониторинг и анализ информации;

  • представление работодателями в службу занятости информации о наличии или об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей;

  • размещение работодателями информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ, в т. ч. о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для инвалидов;

  • размещение гражданами информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ;

  • возможность ее развития.

Какой орган курирует сайт «Работа в России»

Оператор Единой цифровой платформы занятости и трудовых отношений — это уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. По факту это Роструд.

Информация на платформе

Участники Единой цифровой платформы должны обеспечивать полноту, достоверность и актуальность информации, которую размещают на ней.

По общему правилу информация на Единой цифровой платформе — общедоступна, кроме той, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Получение информации с Единой цифровой платформы занятости и трудовых отношений бесплатно. И не только через сайт «Работа в России», но и сайт Госуслуг, аналогичные региональные и муниципальные порталы.

Заключение

Таким образом, портал «Работа в России» как единая цифровая платформа в сфере занятости должен стать основным каналом предоставления вакансий от работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше.

Возможность создания и хранения на платформе кадровых документов и договоров отложена на конец 2021 года и на начало 2023 года.

Начать дискуссию