Звонок в три часа ночи начальнику строительного участка:
Петр Иванович, у нас это... Крайняя секция нового дома рухнула.
Ё... В.... М....B...Н...!!! Сколько раз уже объяснял! Нельзя снимать леса раньше, чем обои поклеили!
Старый строительный анекдот. Возможно, что актуален и сегодня.
Это конечно, шутка. Но в каждой шутке есть доля шутки.
Оставив на потом порядок учета приобретения и дальнейшего расходования обоев, сегодня постараемся рассмотреть, как учитывать в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли строительные леса. Тем более, что на форуме нашего любимого «Клерка» этот вопрос несколько раз уже поднимался.
На курсе повышения квалификации «Учет в строительстве» мы учим правильно вести учет в строительных компаниях по правилам 2024 года и применять новые ФСБУ:
• даем экспертный взгляд на нормативную базу бухучета,
• помогаем понять запутанные разъяснения Минфина и ФНС РФ,
• сопровождаем материал практическими заданиями и тестами.
Строительные леса предназначены для производства отделочных, ремонтных, монтажных и других работ на фасадах зданий снаружи и внутри помещений на высоте до 60 метров. Высота их, равно как и длина, регулируются за счёт настраивания дополнительных секций.
Леса представляют собой сборно-разборную конструкцию, состоящую из рам, диагональных и горизонтальных стяжек (связей), настилов, анкерных кронштейнов, опор и других элементов.
Отдельная секция, обычно длиной 3 м, высотой 2 м и шириной яруса 1 м, состоит из рамы с лестницей, проходной рамы, диагональной и горизонтальной стяжек (или связей), настилов.
Стоимость новой отдельной секции в настоящее время составляет где-то 5-7 тысяч рублей. Рамы можно приобрести в диапазоне от полутора до двух с половиной тысяч, связи стоят где-то до тысячи.
Как и отдельная секция, так и конструкция, состоящая из нескольких (или множества) таких секций довольно легко монтируются. После того, как надобность в их использовании минует, они также без больших проблем могут быть полностью или частично демонтированы.
Теперь переходим к вопросу, заданному на форуме (орфография и пунктуация авторские):
Приобрели леса. Общая стоимость приобретенных частей (рамы, связи, ригели, настилы) 10 миллионов. Собрали несколько лесов, думаем, как правильно собрать в учете. По факту, леса собраны в марте, а в сентябре этого же года будут разбираться и передаваться на следующий объект.. Итого в комплекте будут менее года, затем соберут новый комплект. Понимаю, что должны быть основные средства, но срок менее 1 года не стыкуется с определением основных средств по ПБУ действующему.
По нашему мнению, проблема решается несколько по-другому. При получении приходных документов от поставщика в них будет указана не только общая стоимость приобретенного комплекта (допустим, 9 800 000 руб. плюс 1 960 000 руб. налога на добавленную стоимость), но и (с вероятностью 99,99%) количество и стоимость за единицу всех входящих в этот комплект рам, связей, ригелей, настилов и т. д., и т. п., и пр.
Все эти элементы стандартны и взаимозаменяемы. И при монтаже необходимой конфигурации лесов совсем необязательно, чтобы, допустим, рамы, связи и ригели были взяты именно из одного комплекта. Рамы могут быть из одного, связи — из другого, ригели — из третьего и т. д.
Таким образом, у нас появится определенное количество элементов, из которых, как детишки при игре в Лего, можно будет смонтировать строительные леса потребной именно в данный момент конфигурации.
И на основании документов поставщика к учету следует принять не леса строительные 1 штука стоимостью 9 млн. 800 тыс. руб., а 500 (или 700, или там 1500) рам с лестницей стоимостью 1700 руб./ед., столько же рам проходных стоимостью 1400 руб./ед., ну и так далее, согласно имеющейся спецификации.
В итоге мы будем иметь, как в регистрах бухгалтерского учета (подп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019), так и для целей налогообложения прибыли (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) какое-то (достаточно большое) количество единиц хозяйственного инвентаря, стоимостью до 40 тыс. руб. за каждую единицу.
И они должны быть оприходованы записями:
Дебет счета 10-9 Кредит счета 60 — 9 800 000 руб. — оприходован хозяйственный инвентарь в количестве n единиц;
Дебет счета 19 Кредит счета 60 — 1 960 000 руб. — НДС, предъявленный поставщиком хозяйственного инвентаря;
Дебет счета 68.02 Кредит счета 19 — 1 960 000 руб. — предъявленный НДС принят к вычету.
Далее полученный инвентарь хранится на складе до того времени, пока в нем не появится потребность.
Спустя какое-то время (а может, и в этот же день) необходимо смонтировать леса необходимой длины и высоты.
Необходимое количество всех потребных на это элементов по оформленному первичному документу (накладной по форме М-11, акту произвольной формы, другому первичному документу) будет передано работником склада, который на документе этом распишется в графе «сдал», бригадиру (мастеру, прорабу, начальнику участка), который распишется в графе «принял», и под чьим чутким, строгим, но справедливым руководством и будет монтироваться это сооружение.
Стоимость отпущенных в производство элементов списывается на затраты в регистрах бухгалтерского учета (подп. «б» п. 43 ФСБУ 5/2019), равно как и для целей налогообложения прибыли (п. 8 ст. 254 НК РФ) на момент их передачи в монтаж.
Оптимальная проводка, по нашему мнению:
Дебет счета 25 Кредит счета 10-9.
Если в монтаж передан весь приобретенный комплект, то и на затраты будут списаны все 9 млн. 800 тыс. руб. Если в данный момент возникает необходимость в монтаже лесов меньшей протяженности (или высоты), то и на затраты уйдет меньшая сумма.
И еще, еще, и еще раз обращаем внимание, что списывается только стоимость переданных в монтаж элементов строительных лесов. Сами же они не изменяют своих физических свойств, технических характеристик и будут служить еще долгие годы в то или иной конфигурации. Но в регистрах бухгалтерского (и налогового) учета их стоимость будет равна нулю.
Все важные для бухгалтера вопросы по учету запасов согласно новым стандартам разберем на бесплатном вебинаре 20 августа. Не забудьте записаться.
После того, как данная конфигурация лесов будет больше не нужна, они полностью (или частично) демонтируются. Лишние элементы (уже с нулевой стоимостью) сдаются на склад, или передаются на другой участок, где в них возникла потребность.
Но это уже проблемы не бухгалтерского, а складского (материального) учета.
Заранее предвижу возражения ревнителей точнейшего ведения учета. Типа: — Затраты на приобретения лесов будут признаны расходами при сдаче самого первого объекта, где они были использованы. А при работе на следующих объектах уже учтены не будут. Тем самым мы искусственно завышаем себестоимость первого объекта, и занижаем — всех остальных.
Коллеги, а вы что-нибудь про принцип существенности слышали?
Если организация приобретает только леса на 10 млн. руб., то договорная стоимость работ, для выполнения которых они нужны, будет явно не 20, и даже не 120 млн. руб., а намного больше.
Руководство организации, которая может себе позволить такие разовые траты, оперирует не десятками, а сотнями миллионов рублей, а то и миллиардами.
И затраты на приобретение лесов, списанные на себестоимость того объекта, где они были в первый раз использованы, составят в лучшем случае 1-2%, а то и намного меньше, в его себестоимости.
Так что городить какую-то новую систему учета хозяйственного инвентаря ради какой-то его суперточности, которая по большому счету, никому и не нужна, смысла не вижу.
Рассмотренной системе учета строительных лесов уже не одно десятилетие, и заново изобретать велосипед с выходом новых федеральных стандартов...
Нет, можно, конечно. Но вот только зачем?
Комментарии
8При отнесении элементов лесов к хозяйственному инвентарю возникает другой вопрос: можно ли рамы, ригели, настилы и т.п. считать запасами, если они не одноразового применения, а с точки зрения физического состояния предназначены к использованию в течение периода более года. Тогда это не запасы, а основные средства, и их стоимость за единицу никакого значения по ФСБУ не имеет
А откуда сделан такой вывод?
И такое слышу уже не первый раз. Не могу понять, pourquoi?
ПБУ 6/01, равно как и ФСБУ 6/2020, говорят прямо противоположное.
п. 5 ПБУ 6/01:
Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
П. 5 ФСБУ 6/2020:
5. Организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными пунктом 4 настоящего Стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены.
Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 (который теперь уже обязателен к применению) для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.
ФСБУ 6/2020 допускает списывать стоимость малоценных ОС на расходы в том периоде, когда они приобретены (не амортизируя их), но от этого малоценные ОС запасами не становятся.
Если применяете ПБУ 6/01, то даже малоценные ОС нужно амортизировать с момента начала применения ФСБУ 5/2019.
А как же это:
3. Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.
Запасами, в частности, являются:
б) инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами;
То есть все, как и раньше (см. мой предыдущий комментарий): Кроме срока полезного использования еще и стоимостной лимит.
В приведенном пункте 3 ключевая фраза для квалификации активов в качестве запасов: "потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.". "В частности," - это частные случаи, то есть "в том числе". Конечно, инструменты, инвентарь, спецодежда и спецоснастка относятся к запасам, если планируемый срок их использования - 12 месяцев или один операционный цикл, который может быть и больше 12 месяцев. Для квалификации активов в качестве запасов или основных средств с введением ФСБУ 5/2019 (т.е. с 2021 года) стоимостной лимит не существует.
Я говорю именно о квалификации активов: как нужно квалифицировать инструменты (например, молотки, пилы и т.п.), хозяйственный инвентарь (например, швабры) или элементы строительных лесов. Если они приобретены в 2021году и планируются к использованию более года, то должны квалифицироваться в качестве основных средств. Да, по ПБУ 6/01 их можно было бы до 2021 года относить к МПЗ. Но по ФСБУ 5/2019 - это не запасы. А если нормативные правовые акты относятся к одному иерархическому уровню, то в случае коллизии нормативный акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу ранее (письмо Минфина России от 23.08.2001 № 16-00-12/15). Поэтому если даже копеечное основное средство приобретено в 2021 году - это основное средство. И тут не важно, будет видна на балансе его стоимость или вся сумма списывается сразу на расходы. Квалификация активов влияет не только на их место в балансе, но и на прочие формы отчетности (о прибыли и убытках, ДДС и др.).
По моему мнению, для учета малоценных основных средств (в т.ч. элементов строительных лесов) на сегодня есть три (или четыре - как считать) варианта в зависимости от периода их приобретения и применения/не применения в 2021 году ФСБУ 6/2020:
а) в обычном порядке начислять амортизацию, поскольку отражение малоценных активов со сроком использования более 12 месяцев (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01) в составе МПЗ это право, а не обязанность организации (в ПБУ 6/01 используется формулировка "могут", а не "обязаны");
б) Если информация о таких малоценных основных средствах (обо всех, относящихся к данной группе ОС, а не по штучно!) не существенна, то воспользоваться принципом рациональности (п. 7.4 ПБУ 1/2008, рекомендация Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-100/2019-КпР). То есть вместо стоимостного лимита для отдельных объектов (п. 5 ПБУ 6/01), выделить группы ОС, информация о которых несущественна с точки зрения всех (!) видов отчетности, а не только баланса. Например, выделить группы ОС: временные строительные конструкции, хозяйственный инвентарь, инструменты и т.п. Да, напрямую в ПБУ 6/01 об этом не говорится, но принцип рациональности никто не отменял.
3.Если организация в 2021 году уже перешла к применению ФСБУ 6/2020, то выделить в составе основных средств отдельные группы, установив для каждой стоимостной лимит, в пределах которого информация о всей группе является несущественной. При этом важно, что несущественна информация не об отдельном молотке, пиле или ригеле, а о годовой сумме затрат на приобретение и восстановление всех объектов этой группы. В случае приобретения объектов стоимостью меньше установленного лимита, они признаются основными средствами (т.е. делается проводка через счет 01), но сразу списываются на расходы, т.е. все дальнейшие нормы ФСБУ 6/2020 к ним не применяются. Но вся информация о таких приобретениях отражается в отчетности так же, как по основным средствам, т.е. расходы на приобретение включаются в ту статью отчета о финансовых результатах, в которую включалась бы амортизация ОС; платежи по приобретению представляются в отчете о ДДС в составе денежных потоков от инвестиционных операций.
Могу привести такой пример (хоть и не из строительства): один стул стоит 1000 руб., один стол 5000 руб. Но если организация - это гостиница, и она приобретает 1000 стульев, 500 столов, а еще относительно дешевые кровати и т.п., то общая стоимость по данной группе малоценных ОС будет уже несколько миллионов рублей. И может быть, стоимость всех этих объектов и не так велика для оборота гостиницы, но вряд ли для заинтересованных лиц отчетность будет выглядеть привлекательно, если там вообще не видно приобретение основных средств.
А что, ПБУ 6/01 отменили?
Подскажите, каким приказом это было сделано? Я что-то пропустил.
ФСБУ и ПБУ существуют во взаимосвязи. И применяя ФСБУ 5/2019, нельзя игнорировать ПБУ 6/01 (или ФСБУ 6/2020, если его начали применять с 2021 года).
Прихожу к выводу, что профессор Преображенский был прав.
Вообще не понимаю, о чем спор. О том, что еще 5 месяцев можно найти повод относить ОС на материалы - ну относите, если так сильно хочется. С экономической точки зрения это какой-то сюр, с налоговой точки зрения, возможно, оправданно для тех, кто учитывает расходы в НУ.
ФСБУ - это всего лишь стандарт, вы можете его в принципе вообще не придерживаться, только, во-первых, тогда ваша бухгалтерская отчетность станет несопоставимой (значит бесполезной), а во-вторых они достаточно хорошо написаны, чтобы что-то в них исправлять.