ЭДО

ФНС заблокировала электронную подпись: почему и что делать?

Налоговая служба может не принять отчет или декларацию, если с электронной подписью или ее владельцем что-то не так. Тогда она заблокирует подпись и не сообщит о причине. В Налоговом кодексе такая процедура не описана. Порядок решения проблемы — тоже. О том, что делать в такой ситуации — в статье.
ФНС заблокировала электронную подпись: почему и что делать?

Налоговая служба может не принять отчет или декларацию, если с электронной подписью или ее владельцем что-то не так. Тогда она заблокирует подпись и не сообщит о причине. В Налоговом кодексе такая процедура не описана. Порядок решения проблемы — тоже. О том, что делать в такой ситуации — в статье.

Почему ФНС может заблокировать электронную подпись

Обычно организация или ИП заранее не получает уведомление о том, что подпись заблокирована. Это происходит в моменте и зачастую только в сервисах налоговой.

Например, бухгалтер направляет через электронный кабинет декларацию по налогу на прибыль, подписанную электронной подписью. Налоговики могут усомниться в подписи или ее обладателе.

Без уведомления налоговики могут заблокировать подпись, а разбираться в причинах нужно вам.

Причины блокировки электронной подписи

Изменились данные об организации или ИП в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Например, юридический адрес.

То есть подпись выдана с учетом старого адреса, а он изменился.

Организация или ИП — недобросовестный налогоплательщик. Такой статус можно получить из-за задолженности по налогам, уменьшения чистых активов, роста кредиторской задолженности.

В деятельности появились признаки «фирмы-однодневки».

Например, у организации очень маленький штат, небольшое помещение, мало оборудования, отсутствие контрагентов, в ФНС не предоставляют декларации.

Вероятность того, что удостоверяющий центр отозвал подпись владельца сертификата из-за факта компрометации. К таким относится, например, обоснованное подозрение удостоверяющего центра на утечку информации или утрата контроля за единоличным доступом к подписи. Но такие ситуации бывают редко.

Что делать, если электронную подпись заблокировали

У вас есть два варианта. Первый — обратиться в ИФНС, которая заблокировала подпись, и выяснить причины блокировки. Лучше это сделать письменно.

Скорее всего, вас попросят подать пояснения или устранить причину блокировки. Но это долгий процесс, который не всегда приводит к разблокировке. Обычно процедура занимает 2-3 недели.

Если налоговой службе потребуется выяснить данные о налогоплательщике, она может направить запрос в МВД или ФАС. Эти органы инициируют проверку в удостоверяющем центре, который может подтвердить, действительно ли вы владеете соответствующим ключом проверки электронной подписи.

Второй вариант — обратиться в удостоверяющий центр. Отозвать старую подпись, написав заявление, и заказать выпуск новой. Зачастую на это уходит меньше времени, чем на устранение причин блокировки.

Перед выпуском новой подписи разберитесь в причине блокировки и устраните расхождения в данных, отраженных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Так вы получите новую подпись, которая полностью соответствует реальным данным компании.

Марина Сапачева, руководитель удостоверяющего центра Росэлторг

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • СанСанычТ

    Ну Вам просто не повезло, или как я криворукий бухгалтер. С НОВЫМ ГОДОМ!!!