Почему ваш главбух не работает, и так ли это на самом деле

Прокрастинатор или эффективный управленец? Распознать довольно сложно, если вы не знаете всех деталей. Давайте попробуем посмотреть на ситуацию со стороны самого главного бухгалтера.
Почему ваш главбух не работает, и так ли это на самом деле

Прокрастинатор или эффективный управленец? Распознать довольно сложно, если вы не знаете всех деталей. Давайте попробуем посмотреть на ситуацию со стороны самого главного бухгалтера.

О чем сыр-бор

Буквально недавно на «Клерке» разгорелся спор: чем таким занимается главбух, если толком не находится на рабочем месте? Большинство пришло к выводу, что молодец такой главбух, смогла хорошо организовать подчиненных и делегировать задачи.

Понятно, что бывают и исключения, но о них мы сейчас говорить не будем.

Итак, эта статья для вас, если:

  • вы тоже считаете, что ваш главбух занимается неизвестно чем и на рабочем месте толком не бывает;
  • вы сами в будущем хотите стать главным бухгалтером и вам надо знать, как эта кухня выглядит изнутри.

Что от него требуется в теории

Итак, с теоретической точки зрения, главный бухгалтер должен работать по профессиональному стандарту. Последний по времени такой стандарт утвержден Приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н: давайте в него заглянем.

Согласно стандарту, должность главного бухгалтера должен занимать человек с профильным высшим образованием. Допускается среднее профессиональное, но при наличии пройденных программ повышения квалификации.

Конечно, нужен опыт. Тут есть требования даже по количеству лет стажа:

  • если бухгалтер с высшим образованием — то опыт работы требуется не менее трех из последних пяти календарных лет;
  • если со средним профессиональным образованием — не менее пяти из последних семи календарных лет.

Но и это еще не все. По стандарту, главбухам нужно получать и допобразование — не меньше 120 часов каждый год.

Это самая общая информация из профстандарта. Есть еще и должностная инструкция, и согласно ей главбух:

  • организует работу бухгалтерии;
  • формирует учетную политику организации;
  • руководит формированием информационной системы бухучета;
  • контролирует первичку;
  • несет ответственность за уплату налогов, формирование налоговой политики;
  • обеспечивает контроль за финансовой и кассовой дисциплиной;
  • контролирует работу сотрудников бухгалтерии и организует им повышение квалификации;

...и это меньше половины его самых важных функций и задач.

Что делает ваш главбух на практике

А ведь на практике кажется, что на самом деле он (она) совершенно не работает: куда-то постоянно уходит, например, и почти не появляется на рабочем месте. Вроде бы и профессиональным требованиям отвечает, но вот только где его постоянно «носит»?

У нас есть только предположения, но они, как правило, работают. Итак, вот что делает ваш главбух.

Организует и контролирует систему задач в бухгалтерии

То есть, он хороший менеджер, если сумел выстроить процессы работы, распределить обязанности между подчиненными, организовать контроль выполнения задач. И при этом, скорее всего, доверяет вам — потому что иначе присутствовал бы рядом и контролировал лично гораздо чаще.

Намного удобнее контролировать процессы становится любому менеджеру с помощью CRM-системы. Особенно хорошей CRM, которая позволяет выстраивать рабочие процессы, общаться с сотрудниками, распределять задачи и контролировать при этом финансовые показатели работы. Попробуйте ELMA 365 CRM — не пожалеете!

Выстраивает основы работы бухгалтерии

То есть разрабатывает учетную политику, подписывает, а возможно, и организует сдачу отчетности, выстраивает взаимодействие с внешней стороной работы (с налоговой, ПФР, ФСС, проблемными контрагентами и так далее).

Участвует в совещаниях руководства

То есть отчитывается перед шефами, помогает им выстроить финансовую политику, правильно составлять и подписывать договоры (при необходимости), а еще — вполне возможно — прикрывает ваши «косяки» перед начальством.

Немного Шива — то есть сочетает несколько позиций одновременно

Тут давайте еще разок заглянем в профстандарт. Вместо одной должности «главный бухгалтер» с 6-м квалификационным уровнем, как было раньше, сейчас стандарт ввел следующие должности:

  • главный бухгалтер (6 — 8-й квалификационные уровни);
  • начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета (6 — 8-й квалификационные уровни);
  • начальник (руководитель, директор) управления (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности (8-й квалификационный уровень);
  • директор по операционному управлению (8-й квалификационный уровень);
  • директор по бухгалтерскому аутсорсингу (8-й квалификационный уровень);
  • коммерческий директор (8-й квалификационный уровень);
  • директор по развитию бизнеса (8-й квалификационный уровень).

Уже здесь понятно, что (теоретически) ваш главбух может занимать одну из этих должностей. А в реалиях современного бизнеса, вероятнее всего, на практике он сочетает в себе несколько из них.

Иными словами, значимость главбуха — не в количестве проведенных за рабочим столом часов. А в успешной многозадачности, управленческой эффективности и ценности для финансового благополучия организации.

Постскриптум

Исключения бывают из всякого правила, и вполне возможно, что главбух из этой истории — ваш случай:

Начать дискуссию