Собрала для вас короткий гайд по самым важным фактам, которые нужно знать про электронные подписи в 2021 году.
Про даты и сроки
Итак, с 1 июля 2021 года Федеральная налоговая служба начала выдавать ЭЦП юридическим лицам и ИП — это вы наверняка слышали.
Но вы вряд ли знаете: сначала планировалось, что 1 января 2022 года будут действовать только новые сертификаты. Но дальше вышло письмо Минцифры №ОП-П15-085-33604 от 10 августа 2021.
Согласно этому письму, сертификаты, выданные ФНС и аккредитованными по новым правилам УЦ после 01.07.2020, будут действовать и в 2022 году.
Электронные подписи удостоверяющих центров, прошедших аккредитацию по новым правилам, будут работать до конца срока своего действия, в том числе в 2022 году.
Получить подпись в ФНС по новым правилам в этом случае можно будет позже — когда срок действия электронной подписи закончится.
А до 31.12.2021 года вы можете продолжать пользоваться теми ЭЦП, которые у вас есть сейчас, даже если они выданы УЦ, не прошедшими аккредитацию по новым правилам.
Далее, срок действия новых ЭЦП составит 15 месяцев.
Про выдачу
Выдача ЭЦП для руководителей юрлиц, ИП и нотариусов производится в налоговой бесплатно. Но записываться сертификат будет на токен.
Токен вам придется купить самостоятельно и принести с собой в налоговую.
Первоначально озвучивали, что токены будут стоить около 1 000 рублей. Но недавно цены изменились. По крайней мере, когда мы заказали счет в АО «ПФ «СКБ Контур», нам счет выставили уже по цене 1500 руб за штуку. Какими цены будут к новому году — неизвестно.
Само заявление на выдачу ЭЦП можно заполнить руками в налоговой. Но проще сделать это в личном кабинете налогоплательщика («Жизненные ситуации» — «Нужна квалифицированная электронная подпись»).
Советую с этим не затягивать. При заполнении этого заявления на своего партнера, например, я обнаружила ошибки в его паспортных данных в информации, которая находится в личном кабинете ФНС (не был указан код подразделения). Внесли необходимые изменения. Но вышла запись, что «данные будут проверены и исправлены в течение 30 дней». Хорошо, что сейчас сентябрь и 30 дней можно подождать. А если вы зайдете и обнаружите ошибки 31 декабря?
Важно еще знать, что получить ЭЦП в ФНС может только лично генеральный директор (руководитель) юридического лица или ИП. Поэтому если директор находится за границей, а границы то открыты, то закрыты, тоже задумайтесь над этим вопросом.
С собой в налоговую нужно взять:
- заявление на выпуск ЭЦП;
- паспорт;
- СНИЛС;
- токен;
- сертификат к токену (его могут спросить, а могут и не спросить).
Что еще
Копировать и экспортировать подписи, выданные ФНС, нельзя. Они существуют только на носителе.
Если нужно право подписи бухгалтеру, менеджеру, заму и т.п., то придется получить отдельную подпись на это физлицо.
ЭЦП руководителям юридических лиц и ИП будет выдавать с нового года только УЦФНС РФ. ЭЦП лицам, действующим от имени организации по доверенности, смогут выдавать аккредитованные центры.
Анонсировалось, что ЭЦП можно получить в любом аккредитованном центре. «В любом» для огромной Москвы означает пока только в одном — в ФНС города Москвы № 46. Кстати, записаться на прием можно онлайн на сайте nalog.ru А можно приехать и без записи.
И наконец, ЭЦП будут унифицированными и подойдут для:
- налоговой отчетности;
- отчетности в государственные информационные системы;
- электронных торговых площадок;
- операторов электронного документооборота.
Видеоверсию можно посмотреть тут:
Постаралась собрать для вас самое важное и актуальное :)
Комментарии
19Самое печальное, что их нельзя копировать в реестр компьютера. Приходится каждый раз вставлять флешку, чтобы отправить банальный отчет в ФНС. Ребята в налоговой просто разводят руками и говорят делай как раньше в сертифицированном центре 😐
Согласна. А если с ТКС работает несколько сотрудников (как у нас), то вообще швах! А если сотрудники в какой-то момент на удаленке окажутся, то этот сектор работы просто встанет. Вариант получить КЭП на всех как на доверенных лиц мне не нравится вообще!
Нравится беспорядок?
Про ваш порядок уже все понятно из ваших комментариев. Можете не продолжать.
Когда эту бучу подняли что только от НИ будут сертификаты действовать с 2022 года получил в налоговой . В результате сертифицированный токен вынужден был купить , а сейчас разрешили в сертифицированном центре как и раньше получать . Мне до последнего дня СБИС напоминал о продлении сертификата , деньги только зря потратил на данное изделие . Может всё и задумано было чтобы продажи сертифицированных токенов увеличить . Наверно не я один на это повёлся .
Мне в Контуре сказали, что все как прежде. Думала наврали, видимо, правду сказали. Хорошо, что времени не было в налоговой оформлять. Сейчас буду всем делать как прежде в Контуре делать.
Токен нужен для защиты вашей ЭП от компрометации.
Мы не нуждаемся в такой защите, обеспечиваем ее без некопируемого токена. А вот в том, чтобы ЭЦП была не только у бухгалтера на компе, но и кадровика - это насущная необходимость
Сделайте кадровику и бухгалтеру доверенности, раз это необходимо.
У меня два Рутокена старых от Контура и СБИС , налоговую они уже не устраивали . Насчёт защиты я один пользователь и вставляю этот Рутокен только при сдаче отчётности . В чём преимущество сертифицированного от обычного ?
Не понятно, о каких моделях идет речь.
Я не знаю ни одной модели Рутокена, которая была бы не сертифицирована (но это не значит, что таких не бывает).
насколько старых? Если тех обслуживание по сертификату ФСТЭК истекло, то проверку на портал в УЦ ФНС он просто не пройдет...Сертификатов у ФСТЭК несколько вроде
Есть ещё загадочная система ГИИС ДМДК, которая полноценно ещё не работает, но для которой уже сейчас нужна своя ЭЦП на 11 лет.