Основные усилия налоговых органов сегодня сосредоточены на улучшении работы контрольно-аналитических отделов и отделов предпроверочного анализа. Чтобы побудить налогоплательщика самостоятельно уточнить обязательства и доплатить налоги в бюджет. Есть три основных метода.
«Сигналы» от налоговиков
Уведомления для вызова налогоплательщика
С помощью таких уведомлений налогоплательщика приглашают на комиссии и встречи, а уже на них побуждают добровольно доплатить налоги и могут угрожать назначением выездной налоговой проверки.
Кроме того, в таких уведомлениях налоговики могут:
- дать описание выявленных нарушений;
- потребовать предоставить письменные пояснения и документы;
- предложить самостоятельно оценить риски, подать уточненную налоговую декларацию и доплатить налог.
Игнорировать такие уведомления не стоит, потому что:
- это сигнал о проблеме, которую выявила налоговая;
- как минимум, «игнор» может стать причиной для административного штрафа;
- а за «хроническую» неявку в налоговую можно заработать назначение выездной проверки.
Информационные письма
Информационные письма тоже часто используются как инструмент принуждения к уплате налогов.
Налоговики в таких письмах могут:
- перечислять подозрительных контрагентов и делать вывод, что сделки с ними налогоплательщик заключал для получения необоснованной налоговой выгоды;
- предлагать добровольно уточнить налоговые обязательства с этими контрагентами и доплатить налоги в бюджет;
- указывать на такие нарушения, как схемы, связанные с дроблением бизнеса.
На информационные письма нужно отвечать.
Вот основные моменты, которые нужно учесть:
- аргументируйте свою позицию;
- анализируйте взаимоотношения со спорными контрагентами;
- приводите доказательства реальности сделок.
Но и на основании только информационного письма не нужно сразу же уточнять налоговые обязательства и уплачивать налоги. Так вы продемонстрируете слабость своей позиции и привлечете дополнительное внимание налоговиков.
Комиссии по легализации налоговой базы
Комиссии в последнее время превратились в стандартный инструмент налогового контроля.
Поводом для их проведения становятся данные из автоматизированной системы контроля (АСК НДС-2). Например:
- о простых (прямых) или сложных налоговых разрывах. Вероятность попасть под проверку с прямым разрывом, который говорит о неуплате НДС вашим прямым контрагентом, высока;
- о доле вычетов по НДС у ваших поставщиков. Чем выше процент вычетов, тем выше риск неуплаты НДС и тем больше вопросов у налоговиков.
Комиссии, так же, как уведомления и информационные письма, игнорировать нельзя. Это возможность:
- понять, насколько сильна позиция налоговой. Исходя из этого, переходите к другим действиям;
- убедить налоговиков в своей точке зрения и не допустить назначения выездной налоговой проверки;
- «поторговаться» с налоговиками: например, вы соглашаетесь частично уточнить обязательства по одному или некоторым поставщикам, а взамен с вас снимают претензии по остальным.
Выездная налоговая проверка
Описанные выше меры — это сигналы, что у налоговой есть вопросы. И лучше всего вопросы снять, чтобы не давать повода для назначения выездной налоговой проверки.
Как правило, у налогоплательщика до назначения ВНП достаточно времени, чтобы оценить ситуацию, аргументы налоговой и доказательства для противопоставления. Возможность для диалога с налоговиками точно есть.
Тем более, что такое мероприятие инспекции невыгодно так же, как и вам:
- выездные налоговые проверки занимают много времени — в среднем 8-12 месяцев, плюс нужно закладывать время на оспаривание результатов проверки в судебном порядке;
- они ресурсозатратны — инспектор не может эффективно проводить более двух-трех выездных проверок одновременно;
- они не позволяют достичь быстрого результата по налоговым сборам, что ухудшает годовые показатели эффективности работы налоговиков.
Налоговикам еще важно:
- не пропустить срок для назначения выездной налоговой проверки;
Она может быть проведена только за последние три года, не считая года назначения. Направление уведомлений и писем, представление пояснений и документов, работа комиссий — всё это требует времени. И налоговая рискует просто не успеть переработать информацию по всем налогоплательщикам и своевременно принять решение о назначении выездной налоговой проверки;
- правильно рассчитать сумму предполагаемым доначислений.
Она не должна быть меньше 1/8 от средних доначислений по итогам комплексных проверок за соответствующий год. По мелким суммам инспекция выездную проверку назначать не будет.
Таким образом, выездная налоговая проверка — это последний аргумент и наиболее сложный в реализации способ добиться уплаты налогов. По результатам проверок налогоплательщики часто уходят в «глухую оборону»: судятся годами или подают заявления о банкротстве.
Комментарии
10"На информационные письма нужно отвечать." - где такая обязанность закреплена в НК?
СТРАННО наверное у нас ведёт себя ФНС: я жёстко игнорирую все приглашения и почти все не обоснованные вызовы, однако на ВНП ФНС не выходит. Наверное потому, что я сопровождаю отказы звонками "исполнителю" и поясняю дурость их мероприятий прямым текстом? Или кто к ним приходит - это и есть "дойные коровы"? Главным для ФНС при назначении ВНП является предпроверочный анализ (есть ли к чему докопаться и есть ли чего с Вас взять), а бонусом для ФНС будет Ваша покорность самостоятельно доплатить налоги.
Что за новости по поводу информационных писем? Вам заняться нечем? Весь спам в почтовом ящике изучаете?