Интервью. Особенности сельскохозяйственной бухгалтерии

Светлана Макунина: С каждым годом работы бухгалтеру все больше и больше Светлана Макунина окончила Московскую сельскохозяйственную Академию им. К.А. Тимирязева по специальности экономист-бухгалтер и анализ хозяйственной деятельности. С апреля 2003 года работает главным бухгалтером ОАО "Малино".

Светлана Макунина: С каждым годом работы бухгалтеру все больше и больше

Светлана Макунина окончила Московскую сельскохозяйственную Академию им. К.А. Тимирязева по специальности экономист-бухгалтер и анализ хозяйственной деятельности. С апреля 2003 года работает главным бухгалтером ОАО "Малино".

Материал предоставлен
журналом «Вестник московского бухгалтера»№ 40 - 2003г.

- Светлана Алексеевна, почему учет в сельском хозяйстве считается одним из самых сложных?

- Учет на селе всегда считался самым сложным, так как сельское хозяйство сочетает в себе многие отрасли: производство, хранение, строительство, оказание всяческих услуг и т.д.

Продукция в течение года учитывается по плановой себестоимости, и только в конце года мы можем вывести фактическую себестоимость единицы. Все затраты, произведенные в течение года, должны так или иначе лечь на каждый вид продукции, на каждую единицу, и только тогда появится фактическая себестоимость.
К тому же, по годовой отчетности в дополнение к пяти стандартные формам, мы представляем до 19 специальных форм!
Кроме балансов в налоговую, отчетность сдается еще и в финансовое управление АПК - естественно, эти формы отчетности не идентичны.
При этом, учет в нашем холдинге еще сложнее, ведь мы занимаемся и другими смежными видами деятельности... Бывает, введут задним числом законодательные нормативы и приходится переделывать отчетность, допустим, за квартал, а при нашей разбросанности это сложно вдвойне.
А чего стоит ведение дополнительного учета в соответствие с требованиями ПБУ-18/02... Одним словом, с каждым годом работы бухгалтеру все больше и больше.

- Чем занимается холдинг и как в нем организован бухучет?

- У ОАО "Малино" имеет четыре филиала в Москве и Московской области, а также несколько дочерних организаций, которые занимаются производством, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции. Создание обособленных филиалов, выделенных на отдельный баланс, обусловлено спецификой производства и масштабами управления. Деятельность по ряду производственных, образовательных программ, наличие территориальной удаленности посевных площадей, овощехранилищ, складов и магазинов по реализации плодоовощной продукции, обуславливает необходимость создания разно-профильных трудовых коллективов.

Основные виды деятельности - это производство, хранение и реализация сельхозпродукции. К вторичным видам относятся розничная торговля, предоставление услуг по хранению, сдача помещений в аренду.

"Вертикаль" такова - головная организация и 4 филиала. В каждом филиале есть бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером, которая в течение отчетного периода собирает базу данных работы филиала, а затем передает эту информацию в головную организацию, где и происходит формирование консолидированного отчета. Здесь же проводится единая учетная и налоговая политика. Функции, обязанности и права каждого бухгалтера закреплены в Инструкциях бухгалтера. Руководство ОАО "Малино" планомерно совершенствует и реализует систему внутрихозяйственного контроля филиалов. Эффективность управленческих методов контроля подразделений и филиалов со стороны дирекции, порядок обработки информации и составления отчетов, адекватное разделение обязанностей между сотрудниками позволяет существенно снизить риск финансовых нарушений.
Весь учет по всем подразделениям ведется в компьютерной среде, систематически проводятся сверки расчетов между подразделениями, дебиторами и кредиторами, для целей контроля информации и проверки показателей постоянно учитываются выводы и замечания деятельности ОАО "Малино", возникающие при проверке фискальных органов, финансовых служб и т.п. Головная компания старается по мере возможностей держать дочерние организации в курсе изменений в законодательстве, хотя они и сами за ними следят.

- Как развивается бухгалтерия холдинга?

- Сейчас первостепенной задачей является включение в консолидированный баланс всех дочерних и зависимых структур, а пока мы сдаем в нем только данные по филиалам. Для этого нужно перевести всех на единую бухгалтерскую программу. Надо сказать, что мы и так пользуемся, кроме известного учетного программного обеспечения, еще и собственными разработками, например, по учету движения продукции и учета транспортных потоков производится с помощью программы складского учета и реализации "Ока". И даже стандартные программы бухгалтерского учета у нас нетиповые - их дорабатывали наши специалисты с учетом отраслевых особенностей и нюансов работы холдинга.

Внедрение единой компьютерной среды и системы обработки данных на всех подразделениях, филиалах и дочерних обществ, требуют более высокой степени координации и взаимодействия между пользователями, надежности функционирования системы ввода и обработки информации.

- Наверное, сложно бы было без помощи грамотных специалистов бухгалтерии и юридической службы...

- Не то, что сложно - было бы просто невозможно работать, так как сотрудник, который проработал в компании достаточно долго и является грамотным, опытным, болеющим за общее дело, знающим все слабые места в учете специалистом, на сегодняшний день большая редкость. Вот, например, мой заместитель Ветхова Ольга Александровна - ведь о ней можно говорить долго и только как о грамотном специалисте, прекрасном человеке и хорошем наставнике для молодежи. И вообще, я хочу сказать, что коллектив у нас хороший, а это большая редкость в наше время.

Что касается юридической службы, то я могу сказать, что мы с ними одно целое. Любая сделка или операция в компании начинается с рассмотрения таковых во взаимодействии юридической и бухгалтерской служб. И у нас это получается здорово - каждый знает, что от первоначальной отработки каждого пункта зависит исход сделки. Если в компании есть профессиональный юрист, бухгалтеру работать гораздо легче. Ведь бухгалтерия - это начисление, оплата и порядок, а правовые службы это наша надежная правовая защита.

Вообще, у нас очень хорошие отношения с юристами. Впрочем, как и со всеми внутри компании.

Беседовал Константин МАКСИМЮК

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

КИК

Финансовая отчетность КИК за 2023 финансовый год

📌 В связи с приближением нового отчетного периода по КИК собрали основные положения, связанные с финансовой отчетностью за 2023 финансовый год к Уведомлению о КИК за 2024 год, которые нужно будет представить в налоговый орган до 30 апреля 2025 года.

Начать дискуссию