Предыстория
Принятый Госдумой законопроект № 80928-8 предусматривает возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях только на основании материалов, которые направляют налоговики. Такая норма уже действовала до 2014 года.
Как следует из пояснительной записки, цель закона — ограничить возможности следователей по возбуждению дел. Меру предлагают принять для защиты прав налогоплательщиков.
В чем проблема?
Принятие этого закона именно сейчас, очевидно, является частью пакета поддержки экономики, входящей под действием санкций, «финансовых контрсанкций» и торговых эмбарго в ситуацию острого спада. Между тем, действия правоприменителей сводят на нет все попытки законодателя и правительства улучшить инвестиционный климат в стране.
На местах теперь просто возбуждают дела по налоговым преступлениям (, ), связанным с неуплатой НДС, по (мошенничество). Но ведь, кроме порядка возбуждения, санкции вышеуказанных статей существенно отличаются друг от друга!
Так, максимальный размер наказания, предусмотренный статьями и УК, составляет три года и шесть лет лишения свободы соответственно, а — десять лет. Данное обстоятельство, как известно, влияет на категорию преступления и срок давности привлечения к уголовной ответственности (ст. и УК).
Пороговые суммы уклонения от уплаты налогов и мошенничества, с которых наступает уголовная ответственность, также заметно разнятся. Применительно к уклонению от уплаты налогов с физического лица криминообразующей признается сумма, превышающая 2,7 млн руб., к уклонению от уплаты налогов с организации — 15 млн руб., а к мошенничеству — всего 5 тыс. руб.
Какие еще есть детали
В вопросе применения меры пресечения тоже имеется немаловажная особенность.
В отношении лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, предусмотренных статьями , УК, заключение под стражу в качестве меры пресечения применено быть не может в силу прямого запрета закона ( Уголовно-процессуального кодекса).
В отношении же лиц, чьи действия квалифицированы по , этот запрет действует лишь в случае совершения ими преступления в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, что на практике часто игнорируется судами и следователями.
Поэтому сейчас важно Верховному Суду обратить внимание на данную проблему и указать нижестоящим судам, что при незаконном возмещении НДС в форме его возврата или зачета квалификация подобного преступного деяния должна осуществляться по статьям УК, предусматривающим ответственность за уклонение от уплаты налогов, а не по .
Начать дискуссию