ЭДО

Электронная подпись: что изменится в 2022 году

В июле 2021 начались масштабные изменения в сфере электронной подписи. Они влияют на всех, кто сдает отчетность через Интернет, а также и во всех остальных различных случаях. Рассказываем, как получить, продлить ЭП.
Электронная подпись: что изменится в 2022 году

Почему изменения вступили в силу

Изменения в сфере электронной подписи связаны с внесением поправок к закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которые были приняты еще в 2019. Большая часть из них вступила в действие сразу, другая часть была реализована в июле 2021, а оставшиеся будут вводиться в январе 2022 и январе 2023.

Июльские и январские изменения коснутся абсолютно всех, кто использует ЭП, поэтому еще с 1 января 2022 (или раньше, если срок ЭП заканчивается раньше января) нужно было овладеть новыми правилами получения и использования ЭП.

Сроки действия электронной подписи

Срок действия электронной подписи истекает через 12 месяцев после ее получения, но она может стать недействительной раньше 1 января 2022, если удостоверяющий центр утратит свою аккредитацию раньше.

С июля 2021 в большинстве УЦ уже нельзя было получить электронную подпись, так как они не прошли аккредитацию по новым правилам. А потому ЭП, полученная у них, действовала до января 2022. Но как узнать, какие УЦ получили аккредитацию по новым правилам? Смотрите Перечень аккредитованных удостоверяющих центров.

С 1 января 2022 руководителям и индивидуальным предпринимателям необходимо получать подпись по новым правилам. Если же имеется действующая подпись аккредитованного УЦ, то она пока будет работать как для руководителя, так и для сотрудника.

Порядок оформления электронной подписи

Руководителям индивидуальных предпринимателей и юридических лиц необходимо обратить внимание, что после окончания срока действия ЭП оформить новую можно только в ФНС. Это правило работает с 1 января 2022. Для получения электронной подписи руководителям нужно напрямую обратиться в налоговую или же к ее доверенным лицам, коими являются удостоверяющие центры, прошедшие аккредитацию по новым правилам и дополнительный отбор. Стоит отметить, что эти УЦ могут выдавать подписи и руководителям, и их сотрудникам.

Согласно поправкам, принятым в 2021, сроки изменений в сфере ЭП для сотрудников и уполномоченных лиц были отсрочены еще на год, то есть перенесены с января 2022 на 1 января 2023.

В период с 1 января по 31 декабря 2022 можно по прежним правилам получать и работать с ЭП, в которой отражены данные о сотруднике и организации и такой подписью можно подписывать документы от лица организации. А вот с 1 марта начала действовать новая схема, на которую сотрудник, по желанию, могут перейти сейчас. Для этого надо получить электронную подпись физического лица в аккредитованном удостоверяющем центре. В такой ЭП указаны только ФИО сотрудника, и она не будет содержать данных об организации, в которой он работает и ею можно пользоваться для подписи личных и рабочих документов.

А вот использовать подпись физлица для подписи документов от лица организации просто так будет нельзя. Для этого будет необходимо еще получить электронную доверенность, официальное название которой звучит как «Доверенность в машиночитаемом виде».

Но внедрить ее будет не так просто, понадобится время для того, чтобы разработать принципы ее работы, утвердить нормативные акты, а главное, научить информационные серверы работать с этой доверенностью.

Динамика внедрения

Пока что с подписями физлиц и приложенными к ним доверенностями работают лишь единицы информационных систем, например, Федеральная налоговая служба. Поэтому менять старую подпись на подпись физлица и получать к ней доверенность можно не спешить. Но вот с 1 января 2023 это будет обязательно.

Чтобы получить подпись в налоговой, руководителю необходимо подтвердить свою личность. Для этого ему необходимо самостоятельно явиться в налоговую и иметь при себе паспорт, СНИЛС, защищенный носитель и документацию на него. Носитель можно купить у производителя или непосредственно в удостоверяющем центре (но можно использовать уже имеющийся). Обратите внимание, что это нужно для получения первой подписи. При получении последующих личность можно подтвердить дистанционно.

Также необходимо учесть следующие нюансы при работе с подписью ФНС:

  • для работы ЭП на компьютере необходимо иметь действующее средство криптозащиты;
  • в ФНС руководители получают одну подпись на юридическое лицо, которую нельзя скопировать, а значит, что всем сотрудникам, которые от лица организации подписывают документы, нужно будет иметь собственную подпись физлица и электронную доверенность на нее;
  • руководителям государственных структур за получением подписи необходимо обратиться в казначейство;
  • руководителям финансовых организаций с 2022 нужно получать подпись в Центробанке.

Самое главное, на что стоит обратить внимание: если у вас есть действующая ЭП аккредитованного центра, то после 1 января она будет работать максимум до 31 декабря 2022.

Возникли вопросы? Воспользуйтесь безлимитными экспертными консультациями

Все подробности по ссылке.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • Анна

    Смущает, что о 2022 году в статье говорится в будущем времени - насколько она свежая и актуальная?

    Вот у нас подпись кадровика истекает в августе - то ли продлевать ее в УЦ (чтобы действовала только до 31.12.22), то ли надеяться на связку ПодписьФизлица+МЧД. Но кадровику нужно отправлять документы в ПФР и ФСС. ФСС, вроде бы, планирует "окучить" МЧД в июле - значит, в августе еще точно ничего не будет. ПФР, вроде бы, пока ничего не обещал.

    Есть подозрение, что опять сроки могут отодвинуть. Пока хочу протестировать этот механизм ПодписьФизлица+МЧД на ФНС.