В Госдуму внесли долгожданный законопроект о налогообложении щебня с двумя поправками в .
Первая поправка изменяет перечень ДПИ, отнесенных законодателем к строительному сырью (). Вместо "камня строительного" в списке появятся два других ДПИ:
- камень строительный, не предназначенный для получения щебня;
- щебень.
Из этой правки следует, что налоговый законодатель различает стройкамень, предназначенный для производства щебня, и стройкамень, не предназначенный для производства щебня. Первый он выводит из-под налогообложения, но взамен вводит в качестве вида ДПИ щебень. Выходит, что щебень - это не разновидность камня строительного? Напомню, что несколько лет налогоплательщики пытались убедить налоговые органы и суды, что щебень не может быть строительным камнем в контексте . Сможет ли эта правка изменить практику по налоговым периодам до 2022 года? Сомневаюсь.
Нам скажут, что щебень всегда был разновидностью стройкамня, а то, что в 2022 году законодатель пожелал прямо прописать щебень в НК объясняется не тем, что раньше щебень не был ДПИ, а тем, что с 2022 года для щебня ввели особый порядок налогообложения.
Этому особому порядку посвящена вторая правка, которая сформулирована как новый п. 13 ст. 343 НК:
13. Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за налоговый период в отношении щебня, не может превышать величины НБК, рассчитываемой в рублях как произведение количества добытого полезного ископаемого за налоговый период, приведенного в единицах массы (тонн), и числа 16,5.
Величина НБК, определенная в соответствии с настоящим пунктом, округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления.
В случае превышения исчисленной за налоговый период суммы налога над значением величины НБК, рассчитанной за этот же налоговый период, сумма налога принимается равной величине НБК.
Из цитаты следует, что если, рассчитав НДПИ с 1 тонны щебня, налогоплательщик получит величину большую, чем 16,5 руб., то НДПИ за 1 тонну он заплатит в размере лишь 16,5 руб. Рассмотрим это на цифрах (в рублях):
Для понимания. До того, как налоговые органы поменяли практику налогообложения стройкамня, НДПИ взимался с себестоимости добычи горной массы. Эта себестоимость в прошлые годы не превышала 100 руб., а значит НДПИ с нее не превышал 5,5 руб.
Можно сделать два вывода:
- долгожданный закон не решил проблему резкого ретроспективного повышения налогообложения. Налог был 5,5 руб., а стал в 3 раза выше;
- закон все-таки смягчил возможный рост, который мог быть и выше. А с учетом того, что другие «твердовики» с 2021 года получили увеличение НДПИ в 3,5 раза из-за введения Крента, а щебеночники не получили его, то в ограниченном росте НДПИ можно увидеть справедливость с точки зрения добытчиков других видов ДПИ (все должны пострадать примерно одинаково).
Как обычно бывает с законами, которые не проходят обсуждения со специалистами, они получаются дырявыми. К примеру, как надо будет платить НДПИ тем, кто не продает щебень, а продает исключительно горную породу согласно техпроекту. Разумеется, неаффилированным покупателям. Производства щебня у таких налогоплательщиков нет и согласно техпроекту быть не должно, а стройкамень, предназначенный для производства щебня, исключен из видов ДПИ. Вряд ли предполагалось освободить таких налогоплательщиков от НДПИ. Но исправлять, уверен, это законодатель не будет. Поэтому в 2023 году по стройкамню появятся новые споры.
Вместо заключения напомню о своей предыдущей статье, в которой раскрывается способ, должный смягчить проблему доначисления НДПИ на стройкамень по периодам до 2021 года. Он все еще актуален. Если информация в статье покажется недостаточной, то ее более полный обновленный в начале мая 2022 года вариант вы можете скачать с https://sharplaw.ru/.
Начать дискуссию