Учет займов и кредитов

Кредит «Троянский конь»

Банк с легкостью выдает вашей компании кредит за кредитом. И что особенно приятно – закрывает глаза на ваше нестабильное финансовое положение и огромные задолженности. Хорошенько подумайте, прежде чем получать очередной кредит в надежде наконец-то исправить ситуацию. Возможно, это ловушка, которую подстроили вам рейдеры. О том, как срабатывают такие ловушки, нам рассказала главный бухгалтер одной из пострадавших компаний.

Банк с легкостью выдает вашей компании кредит за кредитом. И что особенно приятно – закрывает глаза на ваше нестабильное финансовое положение и огромные задолженности. Хорошенько подумайте, прежде чем получать очередной кредит в надежде наконец-то исправить ситуацию. Возможно, это ловушка, которую подстроили вам рейдеры. О том, как срабатывают такие ловушки, нам рассказала главный бухгалтер одной из пострадавших компаний.

Деньги лишними не бывают

Почти всю жизнь я проработала бухгалтером на заводе по изготовлению станков. Лет двадцать назад наш завод был гигантом советской индустрии. Постперестроечные времена завод переживал тяжело, но выкрутился, обзавелся постоянными заказчиками (среди которых был один крупный заказчик и несколько средних) и продолжал успешно функционировать.

Правда, финансовые проблемы у нас, конечно, были. В частности, еще со времен приватизации нам достались налоговые долги в десятки миллионов рублей. Но большой проблемы в этом руководство не видело. Ведь завод постепенно погашал эти задолженности. В итоге по состоянию на прошлый год с большей частью долгов завод расплатился. Оставшуюся часть мы реструктуризировали и в течение пяти лет должны были окончательно рассчитаться с государством.

Потеря основного заказчика

Первый тревожный звоночек прозвенел в конце прошлого года. Наш основной заказчик (для которого мы производили большую часть продукции) отказался заключать с нами контракт на следующий год. Причины такого решения так и остались для нас непонятными. И качество, и цена наших станков всегда устраивали заказчика, и никаких претензий к заводу у него никогда не было.

Конечно, уже сейчас, анализируя прошлое, я предполагаю, что такая ситуация сложилась неслучайно. И хотя достоверных подтверждений у меня нет, все-таки очень уж похоже, что важный для завода договор не был подписан тогда с чьей-то «помощью».

«Добрый» банк

Несмотря на критическую ситуацию, руководство завода старалось не сорвать реструктуризацию и продолжать работать. Поэтому было решено взять кредит в банке. Естественно, под залог имущества, а именно – основных средств завода, то есть станков и оборудования.

Вообще-то еще тогда этот кредит меня насторожил. Я в принципе плохо отношусь к кредитам, считаю, что лучше обходиться без них. А тут еще кредит с залогом наших основных средств. И выдал нам его банк как-то подозрительно легко и быстро...

Однако руководство завода почему-то совсем не боялось, что мы можем не расплатиться по кредиту и потерять имущество. Директор объяснил это тем, что в банке у нас есть «свои» люди – в правление этой кредитной организации входил один из крупных акционеров нашего завода.

Час расплаты

А потом критическая ситуация на заводе стала развиваться стремительно и по нарастающей. Срок первого кредита подошел к концу, а денег у нас опять не было. Чтобы погасить старый кредит, мы получили еще один и снова заложили имущество. В это же время к нам пришла налоговая инспекция с проверкой и доначислила еще 30 миллионов налогов за прошлые годы.

И вот тут-то у руководства началась паника. Дело в том, что банк потребовал вернуть долги по кредиту и проценты. Естественно, сделать этого мы не смогли. Тогда банк обратился в суд с иском об обращении взыскания на заложенное имущество (ст. 350 ГК).

Печальная развязка

Судьи требования банка удовлетворили. После чего судебные приставы быстро провели торги, и имущество завода досталось какой-то компании. Потом на завод пришли представители фирмы, которая выкупила оборудование, и судебные приставы.

И только тогда наше руководство спохватилось и заподозрило покупателей имущества в давно спланированном захвате завода. Неофициально нам удалось получить информацию о собственниках той фирмы, которая выкупила наше оборудование. Оказалось, что одним из ее собственников (конечно, не юридически) является тот самый акционер, который помогал нам так быстро получать кредиты в банке.

Тем временем захватчики начали вести переговоры с руководством завода. Но, естественно, без оборудования завод уже ничего собой не представлял. Заказчиков не было, долги были огромные. Единственное, что у нас оставалось, это недвижимость – цеха, здания административного корпуса. Но за неуплату долгов при отсутствии деятельности у нас их очень скоро бы забрали.

Так что руководству завода ничего не оставалось, как подчиниться новой власти. Через месяц уволили генерального и финансового директора. Сразу же был назначен новый финансовый директор. Меня как главного бухгалтера на обсуждение каких-либо финансовых вопросов уже не приглашали. Коллектив завода (кроме рабочих) обновился полностью, и я ушла через два месяца.

Безуспешные попытки

Несмотря на все случившееся, прежнее руководство продолжало бороться за завод. Генеральный директор обратился в суд с исками о признании недействительными кредитных договоров. Обосновать свою позицию он пытался тем, что кредитные договоры (а также договоры залога к ним) были заключены с нарушениями Закона «Об акционерных обществах». Он обратил внимание судей на то, что договоры кредитов с банком в этом случае являлись «сделками, в которых имеется заинтересованность». Ведь акционер, который предложил заключить кредитный договор, одновременно входил в состав совета директоров банка, который этот кредит давал. А значит, решения о получении заводом кредитов должны были предварительно одобряться общим собранием акционеров завода (ст. 83 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Однако судьи не приняли во внимание аргументы бывшего руководства. Они решили, что раз завод уже несколько лет регулярно брал кредиты, то их можно отнести к обычной хозяйственной деятельности. А такие сделки одобрять у общего собрания акционеров не надо (п. 5 ст. 83 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Техника безопасности для бухгалтера

1. Всегда старайтесь здраво смотреть на финансовую ситуацию компании. Сопоставляйте ее реальные возможности с пожеланиями руководства. Поделитесь своим мнением с директором, объясните ему на цифрах все, что может ждать компанию, если она пойдет на риск при получении очередных кредитов.

2. Ограничьте и контролируйте доступ к важным финансовым документам фирмы. Учредительные документы, реестр акционеров, протоколы собраний акционеров, оригиналы отчетности за предыдущие периоды и другие конфиденциальные бумаги лучше хранить у директора либо положить в ячейку банка на хранение.

3. Печати и факсимильные подписи руководителей компании храните в отдельном сейфе. Будет лучше, если руководство издаст четкие указания, кому и в какие моменты их можно выдавать.

 

Рейдеры устремились в регионы

Статистика Управления по экономической безопасности г. Москвы свидетельствует о том, что в прошлом году интерес рейдеров к фирмам столицы угас. В 2004 году в правоохранительные органы поступило 177 обращений, связанных с корпоративными конфликтами, а в прошлом, 2005 году эта цифра упала до 106 обращений. Однако этот факт говорит скорее не о результатах борьбы с рейдерством, а об уменьшении количества столичных объектов, на которые могут быть направлены атаки.

Интересы рейдеров больше связаны с регионами: от недружественных поглощений страдают промышленные объекты практически на всей территории страны. Местные власти предпринимают различные попытки защитить предприятия от нападок. Так, в начале года прокуратура Санкт-Петербурга, обеспокоенная нашествием захватчиков, составила список слабых предприятий города и взяла их под пристальный контроль. Кроме того, планируется, что при полномочном представителе Президента в СЗФО будет создана специальная структура, призванная препятствовать захватам.

Количество недружественных поглощений увечилось и в Центральном федеральном округе. Например, по оценкам специалистов Тульской ТПП, сегодня под прицелом у захватчиков 25–30 предприятий области. Чтобы защитить регион от рейдеров, спровоцированного банкротства и ликвидации предприятий и разработать меры по экономической безопасности, власти открыли ряд общественных приемных по противодействию недружественным поглощениям.

Приемные работают в Балашихе, Калуге, Ярославле, а в ближайшей перспективе появятся и в других городах. Обратившись к специалистам приемной, руководитель или главный бухгалтер сможет бесплатно получить консультацию по всем юридическим и финансовым вопросам.

Начать дискуссию